Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Билет. Родительство и воспитание родителей. Основные концепции воспитания родителей. Коррекционные родительские группы.




«Воспитание родителей» - международный термин, которым понимается помощь родителям в исполнении функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей «группы риска» или проблемным семьям. Они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу внyтpенних потребностей растущих требований общества к семье как социальному институту.

Анализ содержания воспитание poдитeлей позвoляeт сделать вывод о том, что оно учитывает тесную связь развития ребенка с благополучием, внутренней атмосферой и образом жизни семьи, а не только с определенными методами воспитания детей и формирования их поведения. В «воспитание родителей» входят вопросы влияния ее формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие. В таком виде воспитание составляет часть социальной политики современного общества. Понятие «семейное воспитание - шире термина воспитание родителей», так как оно означает накопление необходимых знаний и навыков всеми членам, а не только родителями. Объектом семейного воспитания помимо родителей могут быть дети и молодожены.

Следовательно, воспитание родителей – это, прежде всего, повышение знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию детей. Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и семей­ консультации по вопросам семьи и брака, которые является специфическими формами работы, ориентированными на личность и взаимодействия между людьми. Воспитание родителей в большей степени - просветительс­кая работа, обращенная к сознанию человека.

При этом под функциями воспитания детей подразумевают создание определенных взаимоотношений между родителями и детьми, а также их предпосылок, т. е. определен­ного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней помощи в развитии ребенка означа­ет создание таких условий, при которых его физиологические и эмоциональные и интеллектуальные потребности бу­дут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом уровне.

Целью воспитания родителей является создание таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание родителей должно прежде всего помочь им приободрить, придать уверенность и решительность, увидеть свои возмож­ности и почувствовать ответственность за своих детей.

В разных концепциях воспитания родителей ставятся раз­ные задачи. В одних внимание родителей сосредоточено на поведении ребенка, в других - на его интеллектуальном развитии, в третьих - на развитии личности и социальной компетентности.

Общим для всех программ по воспитанию родителей яв­ляется стремление расширить самостоятельность при реше­нии ими разных задач во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях.

Задачи воспитания родителей можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ре­бенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.

Необходимость работы по воспитанию родителей осно­вывается, во-первых, на потребности родителей в поддерж­ке, во-вторых, на потребности самого ребенка в образован­ных родителях, в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальны­ми проблемами общества.

Следовательно, необходимость воспитания родителей мож­но обосновать либо ссылкой на благополучие ребенка и се­мьи в целом, либо подчеркивая общественную значимость данной проблемы. Воспитание родителей в границах прав се­мьи на самоопределение и на основе соблюдения принципами добровольности является здоровой социальной функцией.

 

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей (религиозные, социальные, эстетические, нравствен­ные и др.). В нем всегда проявляются образ мышления и уровень культуры данного общества и учитываются потреб­ности самих родителей. эти положения находят отражения в разнообразных концепциях и модели воспитания родителей, наиболее распространенными из которых являются следую­щие: с упором на терминологию и теорию - индивидуали­стические и общественно направленные, с упором на тер­минологию и теорию и с акцентом на проблемы родителей и практику семейного воспитания. Рассмотрим некоторые

из этих теорий.

Адлеровская модель (А. Адлер). Это направление воспита­ния родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определя­ется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, Т.е. фор­мирует социальный характер. Поскольку развитие личности и определяется социальными мотивами, а человек - суще­ство, социальное по своей природе, для него важно чувство принадлежности к определенной группе. По теории А. Адле­ра, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоот­ношения в семье являются главным фактором развития лич­ности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают куль­туру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои иде­алы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.

Основными понятиями адлеровского воспитания роди­телей являются «равенство», «сотрудничество» И «естествен­ные результаты». С ними связаны и ведущие принципы вос­питания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребен­ка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уни­кальность, индивидуальность и неприкосновенность лич­ности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мыш­ления, научиться разбираться в мотивах их поступков, раз­вивать свои методы воспитания и развития личности. Есте­ственные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результаты своих дей­ствий. Эго способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком недостатков собственного поведения.

Учебно-теоретическая модель (Б. Скиннер). В основе мо­дели лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых быта сделана попытка определить, ка­ким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихе­виоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение ро­дителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регулирования поведения.

Способами формирования поведения являются положи­тельное подкрепление (поощрение), отрицательное подкреп­ление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окру­жения, которые регулируют поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения родители обеспе­чиваются научными сведениями орегуляции поведения, знакомятся со специальной терминологией, помогающей описывать эти процессы. Родителей учат разбираться в ре­акциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все программы учебно ­теоретического направления. Целью программ данного на­правления является обучение родителей наблюдению и измерению поведения и практическое применение принципов теории социального научения в изменении поведения в до­машних условиях.

Модель чувственной коммуникации (Т. Гордон). Модель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиентоцентрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыраже­ния личности. Это достигается сглаживанием разницы меж­ду «Я-идеальным» и «Я-реальным» при определенных пси­хологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные потребности: позитивного отно­шения других и самоуважения, то условием здорового раз­вития ребенка является отсутствие противоречия между пред­ставлением о том, как к нему относятся другие «Я-идеаль­ное» и действительным уровнем любви «Я-реальным».

Изменить поведение человека можно, лишь поняв и при­няв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства и осознать свое поведение и пред­принять конкретные шаги по его изменению.

В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, рас­крепощенность чувств) их искренность от развитии чув­ственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи, стремится данная модель воспитания родителей. Ро­дители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных умения: 1) активного слушания; 2) доступного для ребенка. выражения собственных чувств; 3) практического использования принципа «Вы - оба правы» в семей­ном общении.

С названными навыками связано и умение поставить правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятель­ному решению про6лем, постепенно перенося всю ответ­ственность за поиск их решения на самого ребенка.

Модель, основанная па транзактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории транзактного анализа Э. Бер­на личность каждого индивидуума определяется фактора­ми, которые можно назвать состояниями. Это способ восприятия действительности, при анализе получаемой инфор­мации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрос­лому, по-родительски.

«Ребенок» в личности - это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потреб­ности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» в личности действует последовательно. Свой­ствами этого начала, этой части человеческой личности яв­ляются систематические наблюдения, объективность, следо­вание законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное. Оно начи­нается с развития: сенсорно-моторногo уровня восприятия и достигает формального, абстрактно - логическоro мышления.

Положение Родителя в личности включает в себя при­обретeнные нормы поведения, привычки и ценности. Пове­дение авторитетных людей в социальном окружении учит личность определенным нормами способам поведения че­рез «родительскую» часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ре6енка. Оно осуществляется, прежде всего, через трансакции - еди­ницы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение, и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается.

Основная задача воспитания родителей - научить чле­нов семьи взаимным компромиссам и умению их использо­вaть в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией транзактнoгo анализа при рассмот­рении своего поведения и взаимоотношений в семье, на­учиться определять характер потребностей и запросов ре­бенка и устанавливать с ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком

Модель групповой терапии (Х. Джинот). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих, установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рассмотрении проблемных ситуаций.

Воспитание родителей, по Джиноту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является достижение позитив­ных изменений в структуре личности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справлять­ся с проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации должны помочь родителям справиться с про­блемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семьях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказыва­ют друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в группе и напоминает групповую консультацию.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И.В. Гребенников). В 70-80-е годы под ру­ководством И.В. Гребенникова была разработана и мето­дически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном вос­питании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизировал внима­ние к проблеме родительства. Вторым, в большей степени

профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специаль­ный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психологических аспек­тах былоотсутствие в учреждениях образования практичес­ких психологов и неспособности педагогов разрешать пси­хологические проблемы семьи и семейного воспитания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных