Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды психологического консультирования.




Методологические основы п.к. – связаны с проблемой выбора и принятием консультантом той ли иной психологической модели человека.

Основные методологические направления:

- психоаналитическое направление (Фрейд)

- индивидуальная психология (Адлер)

- аналитическая психология (Юнг)

- трансактный анализ (Берн)

- бихевеоральное направление – социальное научение (Скинер)

- гуманистическое направление (Роджерс)

- гештальт-терапия (Перлз)

- экзистенциальная (Ялом, Франкл) и т.д.

Виды п.к.:

1. Организация пространства:

- контактное

- дистантное (письменное, телефонное)

2. Количество клиентов

- индивидуальное

- групповая

3. сферы предложения

- семейное

- супружеское

- педагогическое

- профессиональное

- консультирование в клинической практике

4. дистанция:

- интимно-личностное (эмоциональная сфера)

- деловое (формальное)

5. по длительности

- эпизодическое

- кратковременное

- долговременное

 

Требования к личности консультанта – модель эффективного консультанта.

Из лекций

Требования к психологу-консультанту

- профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его ответственностью перед клиентом за его рекомендации

- соблюдение морально-этических и юридических основ

- гуманные цели психолога-консультанта

- безусловное уважение к личности клиента

- имеет право оказывать лишь те услуги для которых он имеет необходимое образование, знания, умения

- должен поддерживать свои знания и умения на высоком уровне

- конфиденциальность

- не давать обещаний

- использование апробированных методик

 

Существуют поверхностные и более глубокие взгляды на этот предмет.

Н.Н. Обозов обращает внимание на следую­щие качества:

1. Безоценочное отношение к индивидуальным разли­чиям людей.

2. Чуткость к эмоциональному состоянию человека, ко­торый находитсярядом. В психологическом консультировании эта чуткость может выглядеть как профессиональный такт. На­пример, психолог-консультант избегает доводить до клиента ин­формацию в той форме, которая может его травмировать.

3. Пластичность (динамичность в сочетании с гибко­стью). Имеется в виду способность легко переключаться с од­ной темы на другую, легко выходить из тупиков, быстро ме­нять различные точки зрения при рассмотрении того или иного вопроса.

4. Эмоциональная сдержанность и терпимость. Имеет­ся в виду способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении. Быть предель­но сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревож­ность другого, его успокоить - терпимость к возможным невро­тическим срывам с его стороны.

5. Поддержание общей культуры поведения возможно только при многочисленных и разнообразных контактах пси­холога с другими людьми. В результате этого формируются своеобразные штампы речевых оборотов, форм общения, пред­почтений относительно близости - дистантности в межлично­стных контактах, характерной жестикуляции и мимики. Не­обходимо иметь и навыки переписки для ситуации дистантного письма. Психолог-консультант должен знать лучшие образцы культурного наследия, но не замыкаться на них.

6. Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения. Имеется в виду, что если клиент нервничает и перескакивает с одной темы на другую, то психолог-кон­сультант сможет своевременно возвратить беседу к заданной теме. Если обсуждение других людей начнет выходить за рам­ки объективности, то психолог-консультант сумеет сохранить эти рамки.

7. Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах. Имеется в виду, что интравертирован-ному, застенчивому индивиду бывает сложно порой выйти из напряженной ситуации, он не всегда легко говорит «нет», а оказавшись в зависимости от другого, использует более экс­тремальные средства разрешения затруднения в отношениях, включается в эмоциональную или интеллектуальную кон­фронтацию.

А.Б. Кочюнас пишет о следующих чертах:

1. Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними.

2. Чувствительность к установкам и поведению дру­гих людей, способность отождествляться с самыми разными людьми.

3. Эмоциональная стабильность и объективность. Име­ется в виду способность уважать права других людей, воспри­ятие других людей как способных решать свои собственные проблемы и принимать на себя ответственность.

Но наиболее значимыми, соответствующими западной пара­дигме консультативной психологии, из черт, рассмотренных Р.-А.Б. Кочюнасом, нам представляются следующие:

1. Аутентичность. Имеется в виду, что человек жаждет быть и является сам собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Дж. Бьюдженталь отождествляет слово «ау­тентичность» с близким ему «присутствие». В этом качестве он выделяет две стороны:

1) доступность - степень того, насколько человек допуска­ет, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него;

2) экспрессивность ~ степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает самораскрытие без мас­кировки каких-то субъективных переживаний.

2. Открытость собственному опыту. Это означает ис­кренность в восприятии собственных чувств. Консультант дол­жен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицатель­ные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет успешно контролировать свое поведение. Вытесненные же чувства ста­новятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда проявляет терпи­мость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

3. Развитое самопознание. Чем больше консультант зна­ет о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри.

4. Сильная идентичность. Понятие «идентичность» - от­носительно новое для отечественного контекста, поэтому ос­тановимся на нем подробнее. В данном изложении мы будем опираться на результаты анализа зарубежных и отечествен­ных публикаций по проблемам, связанным с идентично­стью, осуществленным Н.В. Антоновой [1995]. Идентич­ность - сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Еди­ницей этой структуры является самоопределение - некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей, принятое в результате интериоризации родительских ожида­ний (преждевременная идентичность) или преодоления кри­зиса идентичности (достигнутая идентичность). Кризис идентичности предполагает наличие ситуации выбора, начи­ная от выбора школы, работы и кончая поиском и выбором цели и смысла своего существования. Кризис идентичности отнюдь не всегда завершается формированием единиц иден­тичности - самоопределений. Возможен также деструктив­ный вариант последствий кризиса. Это происходит, когда че­ловек не замечает необходимости самоизменения, не видит имеющихся в его распоряжении альтернатив выбора. В та­ком случае человек может испытывать ряд негативных со­стояний:

1) высокий уровень тревожности;

2) ощущение собственной беспомощности;

3) неверие в будущее;

4) пониженный эмоциональный фон;

5) ощущение потери смысла в жизни вплоть до депрессии и склонности к самоубийству.

Незнание причин своего состояния у такого человека тем не менее может выражаться в утверждениях, что у него все в по­рядке, ему не нужно что-либо менять в своей жизни. Описан­ный выше конструктивный путь достижения идентичности (вследствие личностного поиска и выбора) приводит к форми­рованию того, что принято называть личностной идентично­стью. Но возможен и другой путь. Столкнувшись с кризисом идентичности, пытаясь избавиться от негативных эмоциональ­ных состояний, связанных с деструктивным вариантом последствий кризиса, человек пытается приобрести идентичность, присоединившись к группе, имеющей позитивный статус в об­ществе, и присвоить себе ее нормы и ценности, спрятаться за социальной ролью от необходимости личностного выбора. Та­кой путь характерен для формирования социальной идентич­ности. Н.В. Антонова описала две основные шкалы для измерения степени развития у человека качеств, связанных с идентичностью:

1) сила-слабость идентичности;,

2) открытость-закрытость идентичности.

Исходя из этих двух шкал, можно выделить четыре крайних варианта развития идентичности:

v Открытая сильная идентичность — сложившееся в ре­зультате личностного выбора в ситуации кризиса иден­тичности представление о себе и своей жизни. При этом человек не теряет возможности воспринимать новое, из­меняться, в чем, собственно, и проявляется открытость идентичности. Но, меняясь, он не теряет лучшего из сво­его «прошлого Я», ощущает единство своего прошлого с настоящим и будущим, что создает у него ощущение целенаправленности, осмысленности своей жизни. В этом и проявляется сила его идентичности.

v Закрытая сильная идентичность - человек характери­зуется раз и навсегда сложившимся, жестким, не меняю­щимся «образом Я». Он предпочитает оставаться в рамках стереотипов и не желает меняться. Возможно, это связано со страхом вновь пережить кризис идентичности, поте­рять идентичность. Такой страх, видимо, определяется тем, что выход из ситуации кризиса был не совсем созна­тельным. Возможно, идентичность была приобретена пу­тем идентификации с группой.

v Открытая слабая (диффузная) идентичность - люди ощущают смысл своих страданий и активно идут путем приобретения идентичности. Пробуют различные спосо­бы поведения и общения, ищут литературу и т. д.

v Закрытая слабая (диффузная) идентичность - люди смутно ощущают, что делают что-то не так, но не знают, как надо, и не видят перспектив для самоизменения. Воз­можно, закрытость определяется неудачными, травми­рующими последствиями некоей поисковой активности, бывшей в прошлом. Можно предположить, что это связано с рудиментами преждевременной идентичности, усвоенной от родителей, когда в образе мира и себя в этом мире упор делался на том, что самостоятельный личностный поиск неэтичен, греховен. Другие компоненты идентич­ности практически не сформировались, что и объясняет страдания. Путь же к личностному поиску закрыт. Такие люди идут путем деструктивного кризиса. В нашей кон-:. сультативной практике мы наблюдали стимуляцию у кли­ента изменений в ситуации подобного рода психосомати­ческой симптоматикой.

Сильная личностная идентичность нужна психологу-кон­сультанту для того, чтобы в консультировании иметь свою внут­реннюю позицию, не быть простым отражением надежд других людей.

5. Толерантность к неопределенности. Ситуации неопреде­ленности составляют ткань консультирования, поэтому психо­лог-консультант должен уметь без значительного дискомфорта переносить их. Достигается это через:

1) уверенность в своей интуиции и адекватности чувств;

2) убежденность в правильности принимаемых решений;

3) способность рисковать.

Все эти качества приобретаются по мере личного и профессио­нального опыта.

6. Принятие личной ответственности. Имеется в виду то, что критика не вызывает у такого человека механизмов психо­логической защиты, а служит полезной обратной связью, улуч­шающей эффективность деятельности и даже организацию жиз­ни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных