ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Определение и цели психологического консультирования. (коротко)В 50-е годы консультативная психология оформилась как отрасль практической психологии, которая разрабатывала способы психологической помощи клиенту. Консультативная психология – раздел знаний, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи. Психологическое консультирование – вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении клиенту психологической консультации его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения человека, активизации его внутренних ресурсов для личностного развития и решения психологических проблем с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуациях. Все цели п.к. можно представить в виде континиума на одном полюсе которого могут быть расположены перспективные глобальные цели и цели кратковременные, краткосрочные. Общая перспективная цель п.к. – достижение нового качества личности человека, обратившегося за помощью. Краткосрочные цели – оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он мог бы справиться самостоятельно, оказание оперативной срочной помощи клиенту, оказание временной помощи клиенту, оказание помощи клиенту, который нуждается в длительном постоянном психологическом сопровождении. Задачи п.к. - помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход, - актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем. Частные задачи - уточнение или прояснение проблемы, с которой столкнулся клиент - проблемное информирование клиента - изучение психологом-консультантом личности клиента - четкое формулирование алгоритма решения данной ситуации и рекомендации клиенту - оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических рекомендаций - обучение клиента тому, как предотвратить подобные ситуации в следующий раз - передача клиенту элементарных жизненно необходимых знаний и умений Методологические основы п.к. – связаны с проблемой выбора и принятием консультантом той ли иной психологической модели человека. Основные методологические направления: - психоаналитическое направление (Фрейд) - индивидуальная психология (Адлер) - аналитическая психология (Юнг) - трансактный анализ (Берн) - бихевеоральное направление – социальное научение (Скинер) - гуманистическое направление (Роджерс) - гештальт-терапия (Перлз) - экзистенциальная (Ялом, Франкл) и т.д.
2. Сравнение понятий психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия Из лекций Отличия п.к. от психотерапии: - п.к. охватывает более широкий круг психологических проблем, чем психотерапия. - п.к. и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Психотерапия – помощь человеку в случае, когда психологические проблемы уже настолько осложнились и нуждаются в коррекции, а п.к. – это превентивная (профилактика) работа, предотвращающая развитие нежелательных осложнений. - п.к. – специфика – отказ от концепции болезни, признание за человеком права на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний. - п.к. ориентировано на индивидуализацию и пробуждение внутренних ресурсов человека. - психотерапевт пользуется преимущественно одним направлением психотерапии, а психолог консультант универсален, более эклектичен, интегрирует разные методики. В п.к. важно проработать когнитивную сферу, потом эмоции, потом поведенческое. - краткосрочность – п.к. – краткосрочная (5 – 7 дней), психотерапия не может быть быстрой (минимум 15 встреч) Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующими психологами. Разделение этих сфер деятельности и их точное определение могли бы послужить темой специальной работы. Мы ограничимся здесь весьма условным их делением. Определим психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. Отдельной темой обсуждения является различие терминов “психокоррекция” и “психотерапия”. Представляется, что возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано скорее не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение, с нашей точки зрения, является искусственным, поскольку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть психологическое воздействие. К тому же термин “психотерапия” является международным и в большинстве стран мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Однако традиция использования термина “психокоррекция” по отношению к психологической работе в нашей стране уже сложилась, и нам придется использовать его наряду с термином “психотерапия”, который является общепринятым в мировом сообществе. Несомненно, что границы между психотерапией и консультированием весьма условны. Но так как данная работа рассчитана на людей, не имеющих специальной подготовки в области психотерапии или, как у нас принято говорить, психокоррекции, обозначим эти различия достаточно строго, ограничив таким образом область, где могут работать специалисты-консультанты, от тех случаев, где их активное воздействие нежелательно, поскольку только наличия психологического образования и понимания общих принципов работы для достижения положительного эффекта здесь недостаточно. Клиенты психолога-консультанта обычно подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта будут характерны жалобы типа: “Мы с мужем постоянно ругаемся” или “Жена ревнует меня без всякого повода”. Те, кто обращается к психотерапевту, чаще говорят о своих проблемах иначе: “Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа” или “Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и, видимо, без всякого повода”. Такое различие в локусе жалоб значит довольно много и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана определенная работа по анализу собственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным за происходящее с ним человек воспринимает самого себя — шаг, требующий определенного мужества, — гарантия того, что он готов к более глубокому и откровенному самопознанию. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является прежде всего изменение установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение. Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются. Различна и длительность этих видов психологического воздействия. Так, если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и редко превышает 5‑6 встреч с клиентом, то процесс психотерапии длится несравнимо дольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет. Определенные различия связаны и с типами клиентов. На приеме у психолога-консультанта можно с равной вероятностью встретить практически любого человека независимо от его психического статуса, занятости, материальной обеспеченности, интеллектуального потенциала и т.д., тогда как круг людей, чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррекционной работы, более ограничен. Идеальный клиент — это нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающий достаточным для этого количеством времени и мотивацией. К чести психотерапии следует сказать, что сужение круга клиентов и увеличение времени воздействия приводит к значительному расширению круга решаемых проблем, который в определенном смысле становится безграничным. Естественно предположить, что при столь существенных отличиях двух этих форм воздействия должна различаться и подготовка соответствующих специалистов. Основные требования к психологу-консультанту, с нашей точки зрения, — это психологический диплом, а также специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования (включающая работу под руководством супервизора), которая может и не быть особенно длительной. Различия психотерапии и консультирования — широкая и многогранная тема. Конечно же, здесь мы можем наметить только общие линии их сравнения. Тем же, кто особенно заинтересовался этим вопросом, можно посоветовать почитать специальную литературу. “Человек с улицы”, обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое психология в принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответствуют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т.д.). В связи с этим часто первое, что приходится делать с клиентом, — это объяснять, в чем он может ожидать психологической помощи и какой. С этой точки зрения психологическое консультирование, будучи более ориентированным на достижение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психотерапевтической работе. Бывает, что, придя к консультанту, человек впервые задумывается о собственной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью — это может случиться не скоро или не случиться никогда, но даже простое знание о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бывает очень важным. Такая взаимосвязь консультирования и психотерапии — основа широких и многогранных возможностей практической психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|