Внутришкольный контроль и руководство.
Социально – психологический климат в педагогическом коллективе
Важнейшим условием повышения качества УВП является правильно организованный внутришкольный контроль. Осуществляя контроль, руководители школы изучают состояние учебной, воспитательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развития и воспитанности учащихся, индивидуальное педагогическое мастерство учителей.
Дидактические требования к внутришкольному контролю:
· соответствие содержания контроля программным требованиям;
· объективность, достоверность содержания полученной информации;
· необходимость анализа основных элементов подготовки учащихся – уровня их теоретических ЗУ, применять знания на практике, степень развития их самостоятельности;
· гласность, оперативность и систематичность контроля;
· сочетание индивидуальных и коллективных форм контроля.
По объему получаемой информации контроль бывает:
· фронтальный (изучаются все основные компоненты системы работы преподавателя или учащегося);
· тематический (анализ одной проблемы, являющейся частью любого процесса).
Условия эффективности педагогического контроля:
· своевременная и точная информация о положении дел в школе;
· изучение деловых и профессиональных качеств учителей, их стиля работы, уровня подготовки, недостатков и достоинств;
· действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового опыта;
· высокая культура проверяющих, их компетентность, объективность.
Виды контроля:
· предварительный (просматриваются планы, материалы, подготовленные для проведения урока, беседы о методах и формах объяснения, приемах самост работы);
· текущий (непосредственное наблюдение за ходом урока, проверка знаний и навыков учащихся, просмотр ученических работ и т.д.);
· итоговый (изучаются результаты работы учителя по обуч и воспит шк-ов за опред. период времени; изучение журналов, ведомостей, контрольные работы, опросы).
Способы контроля:
· выборочное посещение уроков;
· тематическое посещение уроков;
· параллельное посещение у (двух учит в параллельных классах на одну и ту же тему);
· классно-обобщающий контроль (весь день в одном классе);
· целевое посещение урока с приглашением специалиста;
· проверка и просмотр отдельной документации (журналов, поурочных планов);
· проведение бесед с учителями;
· бригадная проверка состояния преподавания по отдельным конкретным вопросам.
Социально-психологическое состояние педагогического коллектива позволяет судить об уровне развития педагогического коллектива, предупреждать развитие негативных тенденций, знать фазу развития коллектива.
При положительном социально-психологическом состоянии повышается производительность труда, снижается текучесть кадров, уменьшается острота конфликтов, повышается эффективность руководства.
Составляющие социально-психологического состояния педагогического коллектива:
· отношение к работе
· отношение к товарищам по работе
· отношение к самому себе.
На социально-психологическое состояние сильно влияет стиль руководителя. Самый благоприятный стиль управления – демократический (свобода членов педагогического коллектива, их ответственность перед руководителем).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|