Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Закономерности и принципы процесса обучения. Во всех областях жизни общества, природы, человека, в том числе в педагогическом процессе, существуют свои законы и закономерности




Во всех областях жизни общества, природы, человека, в том числе в педагогическом процессе, существуют свои законы и закономерности. Современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе и принципов обучения.

Закономерность обучения можно определить как совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между дидактическими явлениями, компонентами процесса обучения, характеризующих их развитие и функционирование. Обычно выделяют две группы закономерностей.

I ГРУППА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ: действует на макро- и микросоциальном уровнях.

Это общие, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между потребностями, возможностями общества( страны, региона, отдельных групп людей, семьи) и процессом обучения.

· Зависимость процесса обучения от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Цель, характер, содержание, средства, методы, формы педагогического процесса определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями;

· Зависимость процесса обучения от региональных условий, факторов микросреды, природных факторов, условий конкретной школы и класса, особенностей педагогического коллектива, внутреннего состояния самого ребенка и др.

II ГРУППА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ: действует на межличностном и личностных уровнях.

· Единство и взаимосвязь процесса обучения и развития личности: с одной стороны, уровень развития личности определяет характер, содержание и результативность процесса обучения, с другой стороны, педагогический процесс нацелен на развитие личности путем присвоения ею социального опыта, культуры общества и духовных ценностей

· Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между составными частями процесса обучения:

- между деятельностью педагога, деятельностью ученика и содержанием обучения;

- между целями, содержанием, методами, средствами, формами, условиями педагогического взаимодействия, с одной стороны, и его результатами, с другой. Все компоненты процесса обучениясоподчинены друг другу, проникают друг в друга в самых различных комбинациях. Каждый предыдущий определяет последующие и в тоже время зависит от них;

- между обучением и воспитанием как составляющими педагогического процесса: обучение невозможно без воспитания, и наоборот

· Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между характером деятельности обучающейся личности, особенностями её взаимодействия с окружающим миром и результатами ее обучения: результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться, их интересу к учебной деятельности, отношению к учебному труду, своим учебным обязанностям

· Закономерные связи между уровнем возрастного, индивидуального развития личности и предлагаемыми содержанием, методами, формами процесса обучения

Эти закономерности можно считать установленными, многократно проверенными, подтвержденными и объясненными. На основе закономерностей обучения (педагогического процесса) формулируются принципы обучения – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации, осуществлению иуправлению процессом обучения. Принципы обучения имеют исторический характер.

 

Принцип обучения Что предписывает
Принцип научности Отбирать содержание образования, соответствующее уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией; включать в содержание учебного материала фундаментальные вопросы основ наук; знакомить школьников с методами и приемами научно-исследователь-ской работы, формировать у них исследовательские умения
Принцип связи обучения с жизнью и практической деятельностью учащихся Формировать отношения воспитанников к окружающей действительности (к природной и социальной среде, деятельности людей, культурным ценностям); формировать жизненную позицию человека, для чего в процессе обучения теоретический материал сочетать с разными видами практических занятий; опираться на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень
Принцип гражданственности Формировать гражданское самосознания, патриотизм, национальные ценности, ориентировать содержание образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости
Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся Стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения, для чего формировать активное отношение школьников к учению; способствовать осмысленному и сознательному усвоению учащимися учебного материала  
Принцип наглядности Применять в процессе обучения разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся
Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении Согласовывать взаимодействие семьи и всех учреждений системы образования, педагогов, работающих с данной учебной группой и отдельной личностью; обеспечивать преемственность учебных программ на всех ступенях образования; использовать уже имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала; обеспечивать систематические знания, умения и навыки по учебному предмету
Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности Обеспечивать подготовку учащихся к восприятию учебного материала, изучать этот материал на предельно высоком уровне их возможностей, создавать условия для развивающего обучения  
Принцип продуктивности процесса обучения и прочности его результатов Так организовывать процесс обучения, чтобы он обеспечивал достижение целей образования  
Принцип обучения в группе (коллективе) Оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы процесса обучения, использовать воспитательные возможности детского коллектива в процессе обучения

 

Вопрос №15.

«Содержание образования» как педагогическая категория. Нормативные документы, определяющие содержание образования.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечения на этой основе соответственного уровня развития личности, в интересах общества и государства.

Основной путь получения образования – обучение в системе различных учебных заведений. Образование получают в основном в процессе обучения (пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личностной практике) и воспитания (целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению в контекст современной культуры, становление его как субъекта собственной жизни, формирование его мотивов и ценностей) в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование (система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленное на собственное развитие).

В процессе обучения реализуется содержание образования. На протяжении истории 3 основных вопроса волновали дидактов: зачем учить? чему учить? как учить?

И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности. Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни. Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Факторы отбора содержания образования (СО): цель, среда,уровень развития пр-ва, развитие науки, уровень проф мастерства учителя, индивид-е и возрастные особ-ти учащихся, материальная база школы.

Принципы и критерии отбора содержания образования:

1) принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности

2) принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения

3) принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования (предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося)

В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-

ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гуманитаризация и фундаментализация.

4) принцип гуманитаризации (связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.

5) принцип фундаментализации (он требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей)

6) принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования в структуре базовой культуры личности.

Исходя из концепции И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, эти компоненты могут быть представлены как:

Когнитивный опыт личности - это компонент содержания общего образования и базовой культуры включающий в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) включает в себя знания об этих способах.

Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Опыт отношений личности может быть рассмотрен как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.

Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования

1) Учебный план – гос. документ в котором определен состав уч. предметов, определена их последовательность по годам обучения, кол-во часов, отведенных на каждый предмет. В учебном плане общеобразовательной школы, содержатся следующие данные: полный перечень учебных предметов по годам обучения; количество часов (уроков), отводимых на каждый учебный предмет, в неделю, за учебный год и за все годы обучения; периоды производственной практики; продолжительность учебных четвертей и каникул. Типовые учебные планы в Республике Беларусь утверждает Министерство образования.Учебный план содержит базовый (инвариантный) и школьный (вариативный) компонент.

2) Уч. программа гос. документ, опред-ий по каждому уч. предмету содержание и объем ЗУНов, подлежащих усвоению, а также содерж. разделов и тем с распределение по годам обучения. Может быть типовая, базовая, авторская.Состоит изобъяснительной записки, основной части, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В объяснительной записке коротко раскрывается структура содержания учебного предмета. Основная часть программы отражает содержание, структуру учебного предмета. В ней излагаются основные положения каждой темы с указанием количества часов на ее изучение. Типовая учебная программа утверждается Министерством образования. На основе Типовой учебной программы составляются базовые, рабочие или авторские учебные программы. Традиционно существует два принципа построения (структурирования) учебных программ: линейный и концентрический. Если отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев и прорабатываются за время обучения только один раз, то такую структуру учебной программыназывают линейной. Если же одна и та же тема, элемент содержания образования излагается и изучается за время обучения несколько раз, но при этом расширяется и углубляется, то говорят о концентрической структуре учебной программы (содержания образования). Если в учебной программе сочетаются линейный и концентрический принципы, то говорят о смешанном принципе (способе) ее построения.

3) Государственные образовательные стандарты – нормативный документ, в котором определен образовательный минимум (что должен знать и уметь выпускник) для каждой ступени образования. Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования» (статья 11).

Вопрос №16.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных