Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Умственное воспитание личности. Его цель и задачи. Понятие о мировоззрении, его виды и функции. Педагогические условия и средства осуществления умственного воспитания учащихся




Умственное воспитание – система влияний, направленная на формирование научного мировоззрения, развития психических процессов, познавательных сил и способностей и привитие культуры умственного труда. Главным результатом умственного воспитания является формирование научного мировоззрения. Целью умственного воспитания является развитие интеллекта личности. При этом происходит развитие сознания и самосознания, мышления в формировании познавательной деятельности. Умственное воспитание — педаггическая деятельность, направленная на развитие:

а) интеллектуальной культуры личности

б) познавательных мотивов

в) умственных сил мышления.

В процессе умственного воспитания формируется и развивается интеллектуальная культура (культура умственного труда) личности. Она включает: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с разными источниками информации. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил личности под воздействием биологических и социальных факторов.

Умственные силы личности (ум) — совокупность способностей к накоплению знаний, совершению мыслительных операций.

Свойства ума:

-быстрота

-ясность

-критичность

-глубина

-гибкость

-широта

-креативность.

В природе ума много неясного и неопознанного.

Имеются 2 точки зрения на природу умственного развития:

1) интеллектуальные умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, которые обеспечивают восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, т.е. проявляются и развиваются.

2) умственные силы на генетической основе развиваются прежизненно под влиянием внешней среды. Для ее развития требуется специальная деятельность — обучение.

В соответствии с этим в отечественной педагогике разработана система умственного воспитания, задача которой — формирование знаний, как условий умственного роста, овладение мыслительными операциями, формирование научного мировоззрения.

Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Интеллектуальные умения можно разделить на две группы:

1) общие учебные умения: читать, писать, считать, высказывать свои мысли и суждения.

2) специальные умения: умения, формирующиеся в процессе овладения тем или иным базовым курсом.

К общим интеллектуальным умениям относят навыки самостоятельнй работы, культуру умственного труда.

Культура умственного труда - духовная культура человечества, включающая в себя процесс и результаты, познания, осмысления, и преобразования мира и себя. Базовыми компонентами культуры умственного труда являются потребность и способность человека к непрерывному самовоспитанию и самообразованию, развития речи, памяти, интуиции, и других качеств мышления.

Задачи умственного воспитания:

· развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.), познавательных интересов, потребности и умений самообразования, умственных, творческих способностей;

· формирование системы знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, т.е. знаний мировоззренческого характера;

· формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков;

· расшир-е опыта познавательной деят-сти, развитие эрудиции и кругозора.

Умственное воспитание осуществляется в процессе предметного обучения, во внеурочной деятельности и общении учащихся, в процессе самообразования и самовоспитания, в результате влияния СМИ.

Важнейшим показателем воспитанности интеллектуальной культуры личности является сформированность мировоззрения.

Под мировоззрением понимают специфическую форму сознания человека, включающую обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в разных сферах жизни (по И.Ф. Харламову). Мировоззрение есть высшее интегративное отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выступает внутренним фактором формирования личности. Поэтому формирование мировоззрения учащихся – важная педагогическая задача. В структуре мировоззрения выделяют объективные и субъективные компоненты:

Структура мировоззрения личности
Объективные компоненты Субъективные компоненты
Знание (как принадлежность индивида) - образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т.п. Это по сути описательно-констатирующие суждения личности, связанные с осмыслением и пониманием объективных природных и общественных явлений. Основу мировоззрения составляют знания о природе, обществе, человеке (о самом себе), мышлении и др. Для того чтобы знания стали взглядами и убеждениями, вошли в общую систему ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и воли личности, приобрести для нее субъективный смысл 1. Взгляды человека – принятые человеком в качестве достоверных идеи, концепции, выводы, оценки и т.п. Это мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объяснения природных или общественных явлений и определения своего отношения к ним. 2.Убеждения человека – знания (идеи, концепции, теории и т.п.), в которые человек верит, как в истину, отстаивает их, стремится увлечь ими других людей. Это идеи, относящиеся к разным сферам жизни человека и общества, которые индивид глубоко осознал и эмоционально пережил. 3.Идеалы– осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо. Идеалом может выступать высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. Нравственные идеалы – представления о нравственно совершенной личности, о лучших ее качествах, которые стали стимулом и регулятором развития индивида. В этом смысле идеал человека – мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким индивид хочет и стремится стать

В педагогике выделены следующие функции мировоззрения (по И.Ф. Харламову).

· Информационно-отражательная функция заключаются в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.

· Ориентационно-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.

· Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.

В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское

Виды мировоззрения:

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений

Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических, не всегда систематизированных представлений

Мифологич-е (опирается на фантастическое представление о мире), о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести.

Критериями сформированности мировоззрения личности являются:

- знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания законов развития природы и общества и выработки мировоззрения;

- устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;

- развитие способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающейся в умелом анализе человеком новых для него знаний, явлений, событий;

- проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Младший школьный возраст Подростковый возраст Юношеский возраст
Пониманию учащимся доступны некоторые существенные зависимости, связи между явлениями природы и общества, которые носят мировоззренческий характер (представления о сезонных изменениях в жизни природы, о постоянном развитии мира и другие) Создаются благоприятные условия для овладения учащимися диалектико-материалистической картиной мира в процессе изучения систематических курсов основ наук. У подростков невелик жизненный опыт, их взгляды не всегда отличаются стройностью, полнотой и устойчивостью. Для них обычно характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явлений Важнейшее новообразование – самосознание личности – определяет готовность старшеклассников к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Для них характерны философская направленность мышления, потребность проникнуть в суть вещей и явлений окружающего мира. Это создает основу для формирования фундаментальных методологических идей, прочных взглядов и убеждений учащихся, обеспечивающих принципы их поведения и деятельности. Складывающиеся мировоззренческие позиции способствуют также профессиональному самоопределению старшеклассников

Помимо учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся педагогическими условиями формирования научного мировоззрения школьников являются: обеспечение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; придание общественной направленности обучению; соблюдение принципа историзма в изучении содержания учебных предметов; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе; стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность; взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества.

 

 

Вопрос №27.

Цель, задачи, содержание и методы нравственного воспитания. Сущность и критерии сформированности нравственной культуры личности

Нравственное воспитание – это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе к-го осущ-тся возд-е на сознание, чувства, поведение воспитанников и форм-ся их нравственные качества.

Содержание НВ определяется Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в РБ, общими целями воспитания, моралью общей м и отражается в Программе воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.

Целью нрав-го воспитания явл-ся форм-е нрав-ной культуры личности.

Нравственная культура личности освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нрав-х понятий, суждений, нрав-х чувств, ценностей, оценок, сформ-сти ведущих нрав-ных качеств и культуры повед-я, в спос-сти к нрав-ному выбору. Осущ-е нрав-го воспит-я предп-ет знание содержания тех отнош-й личности, к-е лежат в основе ее нрав-ных качеств:

· отношение к родине, стране, политике гос-ва, к др-м странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

· отн-е к людям (демократизм,коллективизм,гуманность, кул-ра общ-я и др.).

· отн-е к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);

· отн-е к труду (трудолюбие, добросов-ть, ответств-ть, дисципл-ть и др.);

· отн-е к природе, матер-ным ценностям, общественному достоянию (эколог-я к-ра, бережливость, забота о сохр-ии общ-го достояния,личных вещей).

Методологической основой нрав-ного воспитания явл-ся этика - отрасль философии, изучающая мораль. Мораль – форма общественного или индиви-дуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, к-е регул-т взаимод-я м/у людьми. Моральная норма это правило, тре-бование, определяющее, как чел-к должен поступить в той или иной конк-ретной ситуации. Нравственность – сов-ть его сознания, навыков, поведения, связ-х с реальным соблюд-ем моральных норм, правил и требований. Она хар-ет личность и выступает мерой его нрав-ной к-ры. Нравственное сознание – синтез нрав-ных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивови т.д. Нравственные чувства – форма переживания чел-ком своего отн-я к прир-м и общественным явл-ям, к др-м людям и к самому себе. Только став предметом устойчивых чувств, нрав-ные понятия, оценки, убеждения и т.п. стан-ся реаль-ными побуждениями к деят-ти. Понимание сущности норм и принципов морали подводит учащихся к нравственным суждениям, в которых они оцени­вают поступки и действия других людей и свои собственные. На основе понятий, оценок, суждений, жизненного опыта фор­мир-ся нравственные убеждения как твердая уверенность чел-ка в правильности своего образа мыслей, своих поступ­ков и действий.

Нравственная воспитанность общественно ценные св-ва и кач-ва личности, проявля-ся в отн-ях, общении, деятельности.

Нравственно-этическая культура личности вкл-т в кач-ве важнейшей своей составляющей культуру поведения – синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры. Культура поведения представ-лена формами повед-я чел-ка в повседневной жизни (в трудовой деят-сти, в быту, в общении с другими людьми и т.п.).

Осуществляя нравственное воспитание педагогу следует:

- Орган-вать целенаправл-ю работу по нравственному просвещению уч-хся, направл-ю на формир-е у них понимания нрав-х основ общества, на развитие нрав-х чувств (совестливости, сопереживания и др.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.

- Включить детей в разнообразные виды деят-сти и общение, предполаг-е нрав-й выбор и оценку.Большое значение в процессе воспитания нрав-й культуры имеет ценностно-ориентационная (оценочная) деят-ть учащихся.

- Актуализировать все источники нрав-го опыта школьников (межлич-ностные отн-я в семье, уч-й группе, стиль общения и м-ды взаимод-вия воспита-телей с уч-ся, родителями, друг с другом; взаимод-вие образоват-го учреждения с соц-м окружением; дух-е цен-ти, на которые ориентированы педагоги и т.д.).

Задачи и содержание данного направления воспитательной работы,

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБ-ТИ ВОСП-Я НРАВ-Й К-РЫ ЛИЧН-ТИ
Мл-ший шк-й возраст Подростковый возраст Юношеский возраст
Форм-е первонач-х ос-нов нрав-ти. Освоение правил к-ры повед-я в отн-ях с родителями, сверстниками, педаго-гами, форм-ние нрав-го отн-я к природе, заботы об окружающих людях, культуры ненасилия, формирование ценностного отношения к труду Приобщение к общечел-ским ценностям (дружба, милосердие и др.), форм-е гуманности, справедливо-сти, ответств-сти, добро-желательности и др ка-честв, а также спос-сти и умений нрав-го самосо-вершенствования. Форм-е нрав-го опыта. Изучение внутриколлективных отн-й, уровня воспитанности подростков. Выдел-е нрав-го аспекта во всех видах деят-сти. Решение таких проблем, как эстетика внешнего вида и речи, санитарно-гигиени-ческая к-ра подростка, формы общения со све-рстниками и взрослыми, этикет взаимоотн-й м/у полами и т.п. с примен-м групповых и индивиду-альных форм воспитания. Профилактика отклоне-ний в нрав-м развитии, предупреждение конф-ликтов со взрослыми и сверстниками Освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и др.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования. Организация дискуссий, пресс-конферен-ций, встреч и т.п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников

как и всех других направлений, определяются возрастными особенностями учащихся

Пути нравственного воспитания: использование нравственного потенциала учебного процесса, в том числе предметов гуманитарного цикла; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе; формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в совместной деятельности учащихся, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений образования.

В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение и упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, поручение, требование, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и другие.

Основными критериями сформированности нравственной культуры личности являются:

· развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии);

· развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нравственному выбору;

· сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения.

 

 

Вопрос №28.

Воспитание гражданской культуры личности: содержание работы, методы и формы. Критерии сформированности гражданской культуры.

Документ: Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ

Воспитание –процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников с целью формирования личности; это передача социо-культурного опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к жизни и труду. Целью(результатом) гражданского воспитания является гражданская культура личности. Основу гражданской культуры личности составляет гражданственность.

Гражданственность – интегративное кач-во личности, основным элементом кот-й явл нравственная (патриотизм), правовая и полит культура. Патриотизм – чувство любви к Родине, отечеству, готовность защитить его интересы. Задачи гражданского воспитания условно объединены в три группы: формирование гражданского сознания, гражданских чувств, опыта гражданского поведения и умений организаторской деятельности. В соответствии с ними содержание работы по воспитанию гражданской культуры предполагает воспитание чувства ответственности за судьбу Отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать эти знания в повседневной жизни; стимулирование политической, социальной, экономической, природоохранной активности; развитие чувства уважения к законам государства, формирование законопослушания и чувства патриотизма. Условия воспитания гражданской культуры и патриотизма (Концепция):

осознание учащимися сущности гражданственности и патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа; воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти; формирование культуры мира; включение учащихся в социально значимую деятельность; повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин.

Правовая культура личности — составная часть гражданской культуры, характеризующая степень усвоения личностью правовых знаний, овладения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности. Работа педагогов по ее воспитанию включает помощь учащимся в усвоении знаний о праве, об основах законодательства Республики Беларусь и др. Политическая культура личности характеризует степень овладения политическими ценностями государства и общества, опытом социально значимой деятельности; уровенем сформированности политической грамотности. Воспитанию политической культуры способствуют следующие условия: ознакомление учащихся с основами политических знаний; изучение истории белорусского народа и народов других стран на уроках обществоведческого цикла и др.

Методами и формами воспитания гражданской культуры и ее составляющих выступают: информирование и разъяснение, убеждение и внушение, предоставление образцов для подражания и деятельности, рассказ, беседа, диспут, лекция, упражнения в гражданской деятельности, приучение, использование общественного мнения, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, различные поручения и другие. Указанные методы реализуются в учебном процессе, в ходе правового и политического просвещения, использования потенциала СМИ, в деятельности детских и юношеских общественных организаций, в самообразовании учащихся, в разнообразной общественно полезной деятельности.

Критериями сформированности гражданской культуры учащихся могут служить следующие ее проявления: наличие знаний о Конституции и других важных законах Республики Беларусь, уважение этих законов (законопослушность), знание гражданских прав и обязанностей, потребность защищать интересы своей страны, готовность активно участвовать в жизни общества.

Основополагающими документами регулир взаимоотношения гос органов, учителей, родителей, учащихся явл Закон об Образовании, Закон о правах ребенка, устав школы. В качестве междунар актов регул правов отношения относ Конвенция о правах ребенка 1989, Резолюция по правам человека 1989.

 

Вопрос №29.

Сущность, цели и задачи эстетического воспитания. Понятие эстетической культуры личности и критерии ее сформированности.

 

Документ: Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников с целью формирования личности; это передача социо-культурного опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к жизни и труду. Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработка эстетических знаний и вкусов, развитие задатков и способностей в области искусства. Цель ЭВ: формирование эстетической культуры личности;

Эстетическая культура -важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической деятельности. Задачи ЭВ:

1. Воспитание эстетических чувств (переживаний радости, наслаждение, грусть);

2. Научить давать оценку прекрасному (воспитывать суждения, вкусы, идеалы)

3. Воспитание эстетич потребностей;

4. Развитие способностей творить, создавать прекрасное;

5. Формирование потребностей и умений строить жизнь по законам красоты.

Структура эстетической культуры личности:

Эстетическое сознание – совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря кот-м человек получает возможность достоверно определить эстетическую ценность окруж-х его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические св-ва, образы и испытывать эстетические чувства. Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению.

Эстетический вкус - это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. Эстетические потребности – необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями. Эстетические идеалы - социально и индивидуально обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики,; формирование художественных знаний; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала, выработку умений и навыков организации среды обитания, учебной и трудовой деятельности с учетом эстетических ценностей и норм.

Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности (познавательной, исследовательской, трудовой, эмоционально-оценочной и т.п.) уч-хся.

Средствами эстетического восп-я явл-я также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окр-й жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотн-й м/у людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида.

Эстетическое воспитание осущ-ся в разнообр-х формах внеучебной воспит-й работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Основными методами и формами эстетического воспитания явл-ся: беседы, лекции, круглые столы, кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, выставок, литературные вечера и другие.

Критериями сформированности эстетической культуры явл-ся:

· наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности;

· знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению;

· наличие стремления к общению с искусством и природой;

· умение воспринимать искусство;

· спос-ть и умения худ-но-творческого самовыражения;

· эстетизация отн-й с окр-ми людьми.

 

Вопрос №30.

Цель, содержание, методы и средства валеологического образования учащихся. Формирование культуры здорового образа жизни школьников

Документ: Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ

 

В педагогической справочной литературе здоровье детей определяется как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Ценностное отношение к здоровому образу жизни, знание средств поддержания и совершенствования физической формы, потребность в разумной физической активности составляют сущность физической и валеологической культуры личности. Теоретической основой формирования здорового образа жизни является валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья, здоровом образе жизни. В соответствии с этим в содержание валеологического образования входят: знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов организации своей жизнедеятельности с учетом биологических ритмов своего орг-зма, знание средств физического самосовершенствования и т.д.

В педагогике выявлены условия формирования здорового образа жизни:

1. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспит-ный процесс

2. Формир-е ценностного отношения к здоровому образу жизни, его пропаганда

3. Систематические занятия уч-хся физической культурой, спортом, туризмом

4. Воспитательная работа в ходе оздоровительного отдыха

5. Противодействие распространению вредных зависимостей и др.

Основными направлениями работы по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию Зож являются: учебно-воспитательная (система классных часов, направленных на оздоровление; уроки физической культуры), диагностическая ( мероприятия по выявлению уровня здоровья учащихся; медосмотры, обследования; и т.п.), профилактическая (оптимальный режим обучения и воспитания, профилактика вредных привычек, зарядка для глаз, двигательная гимнастика, и т.д.), коррекционная работа (работа медсестры, психолога, социальных педагогов, логопедов, и т.д.).

Одно из традиционных направлений (средств) воспитательной работы школы по укреплению здоровья детей являются занятия физическими упражнениями. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. К ним относятся гимнастика, игры, туризм, спорт.

Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива.

Туризм — это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

Валеологическое образование предполагает гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна, строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий (уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды).

Основными формами воспитания культуры ЗОЖ в школе являются уроки физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен, а также формы внеклассной воспитательной работы.

В системе внеклассной воспитательной работы школы осуществляются: санитарно-гигиеническое просвещение (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, выставки рисунков и плакатов, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники), формирование соответствующих умений и навыков (здорового питания, закаливания, самооздоровления); и др.

 

 

Вопрос №31.

Цель, задачи и содержание трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Система трудового воспитания школьников. Идея «трудовой школы» И. Г. Песталоцци.

 

Документ: Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников с целью формирования личности; это передача социо-культурного опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к жизни и труду. Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование действительности, производство материальных ценностей в условиях удовлетворения потребностей людей.

Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к выполняемой работе (по И.Ф. Харламову). Составной частью трудового воспитания выступает трудовое обучение как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда или профессиональной деятельности.

Целью трудового воспитания выступает культура труда. Данная цель достигается в процессе решения следующих задач: формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деят-ти, жизненного и профессионального самоопределения, выбора профессии; формирование потребностно-мотивационного компонента трудовой деятельности и позитивного эмоционально-ценностного отношения к ней (потребность в труде, интерес к трудовой деятельности, и т.п.); развитие сознательного отношения к труду; организация общественно полезной трудовой деятельности, производительного труда учащихся.

Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (умственный и физический) труд, труд по бытовому самообслуживанию, в том числе домашний, общественно полезный труд, производительный труд. Эти виды труда составляют содержательную основу трудового воспитания.

Условиия воспитания культуры трудовой деятельности: сочетание общественной значимости труда с личными интересами ученика; видимость и реальная востребованность результатов труда; связь труда с учебно-воспитательными задачами; доступность и посильность труда, творческий характер труда; поощрение инициативы и активности при выполнении трудовых заданий, свобода выбора трудовых дел, правильная организация. Результатом трудового воспитания выступает трудолюбие. Технология организации трудовой дея-ти, этапы:1.планирование,2.инструктаж участников,3.обеспечение орудиями труда,4.контроль за ходом деят-ти,5. Консультирование, оказание помощи,6.оценка рез-тов труд. деят-ти.

Основная цель профессиональной ориентации (самоопределения) - подготовить школьников к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами; помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда. Профориентацию учащихся наряду со школой проводят и внешкольные образовательные учреждения, учебно-профессиональные комбинаты, предприятия, центры занятости и профориентации.

Система профессиональной ориентации включает: профессиональное просвещение, профессиональную диагностику (выявление способностей, интересов, личностных качеств); профессиональное консультирование (учет индивидуально-психологических особенностей школьника);

профессиональную адаптацию (приспособление к условиям труда, и т.п.).

Средствами профессиональной ориентации школьников выступают изучение научных основ производства и формирование практических умений и навыков на уроках и факультативах. Наибольшими возможностями для практической подготовки к выбору профессии располагает трудовое обучение.

Логическим продолжениям профориентационных возможностей учебного процесса является внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Наиболее распространенными ее формами являются кружки (предметные, межпредметные, тематические, теоретического или прикладного направления,), научно-технические клубы, малые академии, ученические конструкторские бюро и др. Как эффективные формы профессиональной ориентации школьников зарекомендовали себя конкурсы профессионального мастерства и творчества, олимпиады, выставки технического творчества или результатов трудового обучения. В учреждениях образования оформляются уголки профориентации.

Важное направление профориентационной работы школы – координация деятельности и взаимодействие с центрами занятости и профориентации, с шефствующими предприятиями, внешкольными учреждениями, общественностью, а также с родителями учащимся.

Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827), осуществляя руководство сиротскими приютами, одним из первых попытался соединить обучение детей с производительным трудом. Реализуя свой идеал народной трудовой школы, он организовал не только обучение воспитанников чтению, письму, арифметике, пению, но и их трудовую подготовку. Дети занимались сельским хозяйством, работали в прядильной и ткацкой мастерских. Трудовая деятельность являлась также средством развития способности к суждению, упражнения внимания, умения сосредотачиваться, воспитания трудолюбия, скромности, уважения личности и других качеств.

 

 

Вопрос №32.

Воспитательная система школы: её сущность, структура и этапы развития. Ведущие современные воспитательные системы

Воспитательная система – сложное социальное, саморегулирующееся и управляемое образование, охватывающее весь педагогический процесс, охватывающее учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение». Воспитательная система школы – это такой способ организации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы. Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

В структуре воспитательной системы школы(учреждения образования, детского объединения или организации) выделяют следующие компоненты: теоретическая концепция (цели, задачи, принципы, положительный педагогический опыт); содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т.п.), в том числе системообразующая творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность; субъекты деятельности как ее участники и организаторы; развитые формы общения и гуманистические отношения; внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами.

Этапы, которые проходит воспитательная система школы в ходе своего развития.

Первый этап – становление воспитательной системы. Осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется структура воспитательной системы, устанавливаются связи между компонентами. Главная цель первого этапа – формирование коллектива единомышленников на основе нового педагогического мышления. Основными методами становления воспитательной системы на данном этапе являются методы убеждения, требования, перспективы. Второй этап отработка системы. Происходит развитие коллектива, органов соуправления, утверждаются избранные школой виды деятельности, отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитания, педагогические технологии. Главными методами развития воспитательной системы становятся методы организации разносторонней деятельности, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

Третий этап – окончательное оформление системы. Усиливается внимание коллектива к каждой личности. Идет интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности. Внимание сосредотачивается на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, саморазвития, самооценки, происходит накопление традиций и передачи их от поколения к поколению.

Четвертый этап – обновление, перестройка системы. Этот этап может быть связан с кризисным периодом в развитии системы (вызывается, например, усталостью в коллективе, остановкой в совершенствовании деятельности, дефицитом новизны, творчества и т.п.). Для сохранения системы необходимы: усложнение целей и задач, смена ведущей деятельности, ее содержания и методов с учетом социальной ситуации при сохранении теоретической концепции школы.

критерии эффективности воспитательной системы делят на две группы: критерии факта и критерии качества. Критерии факта включают следующие основные показатели: упорядоченность жизнедеятельности школы;наличие сложившегося единого школьного коллектива;интегрированность воспитательных воздействий в комплексы. Критерии качества представлены показателями:

степень приближенности системы к поставленным целям, общий психологический климат школы, стиль общения и отношений в ней, самочувствие ребенка и учителя;профессионализм и педагогическая культура учителя;уровень воспитанности и ценностные ориентации учащихся.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью, основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Примерами таких воспитательных систем являются: гуманистическая воспитательная система (В. А. Караковский, В. Т. Кабуш), «педагогика общей заботы» (И. П. Иванов), «педагогика успеха», «школа самоопределения», воспитательные системы сельских школ и другие.

Воспитательные системы, выстроенные на основе идей «педагогики успеха», позволяют проектировать работу школы по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении. В 1992 г. в основу программы развития была положена гуманистическая направленность и идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого учителя и ученика, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности.

 

 

Вопрос №33.

Личность и коллектив в системе воспитательных отношений. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива. А. С. Макаренко – основатель целостной теории коллективного воспитания

Личность – это определенный тип человека, итог его развития и саморазвития; это социальная сущность человека; субъект собственной жизнедеятельности.

Создателем теории воспитательного коллектива является А.С. Макаренко. Он принципиально по-новому осмыслил роль коллектива в воспитании детей, разработав вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания детей в коллективе, создания воспитывающих традиций, формирования сознательной дисциплины. Согласно Макаренко, сам коллектив на различных этапах своей жизни изменяется.

К оллектив – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей соц значимой целью, деят-тью, организацией этой деят-ти, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью. Этапы формирования коллектива:

I этап Педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решительные требования. Актив только выявляется. Преобладают развивающиеся личностные отношения, которые подвижны и нередко конфликтны.

II этап Требования педагога поддерживаются активом, который предъявляет их другим членам коллектива. Они становятся опосредованными. Организаторская функция учителя переходит к постоянным и временным органам коллектива (активу). Усложняется практическая деятельность учащихся, усиливается их самостоятельность в ее планировании и организации. Переживается радость творчества, достигаемых успехов. Актив становится опорой педагога. Педагог способствует укреплению позиций актива и расширению его состава. Субъект воспитания – актив.

III этап Появляется способность к формированию общественного мнения, что свидетельствует о развитии внутриколлективных отношений. Формируются гуманные отношения между отдельными группами и членами коллектива. Полная самоуправляемость и самоуправление. Педагог поддерживает и стимулирует самоуправление и интерес к другим коллективам. Субъект воспитания – коллектив.

IV этап Создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива. Каждый воспитанник предъявляет к себе определенные требования. Педагог совместно с активом, поддерживает и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива. Субъект воспитания – сама личность.

Осн-м средством воспитания коллектива и личности явл-ся разнообразная общественно полезная и личностно значимая деятельность коллектива.

Правила управления формированием детского коллектива:

· Осуществлять диагностику развития группы, характера внутригрупповых отношений

· Опираться на коллектив учителей и других воспитателей, работающих в данном классе, включать коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, поддерживать постоянную связь с семьями воспитанников

· Определять социально значимые, привлекательные для уч-хся цели и перспективы разв-я группы, планировать и стимулировать деят-сть коллектива

· Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, инициативе и самодеятельности. Обеспечить органичное сочетание управления и самоуправления

· Контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе внутриколлективных отношений. Развивать как деловые, так и личные взаимоотношения воспитанников

· Тактично осуществлять педагогическое руководство ученическим самоуправлением.

 

 

Вопрос №34.

Семья как субъект социализации и воспитания растущей личности. …

Семья – основанная на браке и кровном родстве малая социальеая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хоз-ва, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению др к др.

Центральное место в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского занимает вопрос об организации взаимодействия семьи и школьного коллектива в воспитании учащихся. По его мнению, только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. Согласно концепции В.А. Сухомлинского, любые нравственные, гражданские идеи ребенок должен соотносить прежде всего с атмосферой, образом жизни семьи, с социально-нравственными взглядами и убеждениями родителей.

Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семейное воспитание – это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития. Ф ункции семьи:

1.Репродуктивная функция (функция продолжения человеческого рода, потребность иметь и растить детей). 2. Хозяйственно-экономическая функция: ведение общего хозяйства и бюджета, обеспечение и забота о нетрудоспособных. 3.Организация досуга, рекреационная и психотерапевтическая функция

4. Функция первичной социализации (первая социальная группа, влияющая на формирование личности ребенка, обучение ребенка социальному опыту, культуре,) 5. Воспитательная функция семьи

Выделяют четыре основные группы внутренних факторов, обуславливающие жизнедеятельность семьи и, следовательно, семейное воспитание: 1 - Социально-культурные факторы. К ним относятся: ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи, уровень образования и профессиональной квалификации родителей; общая культура семьи. 2 - Социально-экономические факторы определяютсяимущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. 3 - Технико-гигиенические факторы. Характеризуют воспитательный потенциалсемьи в зависимости от места и условий проживания, особенностей образа жизни семьи.

4 - Демографический фактор. Структура и состав семьи (количество детей, наличие обоих родителей, других родственников и т.п.) также определяют особенности воспитания.

К внешним факторам относятся: социально-экономические, политические, экологические условия; увеличение числа разводов и снижение численности браков; снижение рождаемости и рост смертности.

П ринципы семейного воспитания: гуманное отношение к ребенку; оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его разностороннего развития; вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи; открытость и доверительность взаимоотношений в семье; запрещение физических наказаний и наказаний, морально унижающих ребенка.

Цели и задачи семейного воспитания: создание наиболее благоприятных условий для разностороннего (физического, интеллектуального, социального, духовного) развития ребенка, воспитание у детей основ базовой культуры (нравственной культуры, эстетической культуры и других), обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка, формирование у детей практических умений и навыков (самообслуживание, помощь старшим членам семьи и других), воспитание чувства собственного достоинства, ценности «Я». Содержанием семейного воспитания является базовая культура личности, ценности и ценностные отношения, принятые в обществе. В качестве приоритетных можно выделить такие методы, как пример, приучение, игра, упражнение, беседа (обсуждение, убеждение, внушение), поощрение, похвала, порицание, создание воспитывающих ситуаций (выбора, творчества, успеха,), семейные традиции и другие. Содержание культуры семейных отношений: формирование у детей и молодежи отношения к семье как важнейшей ценности, потребности в укреплении семейно-родственных отношений и поддержании семейных традиций, умение оказывать помощь своим близким; проявление заботы о сохранении чести и достоинства своей семьи; формирование готовности учащихся к семейной жизни; ценностного отношения к любви, браку, материнству и отцовству.

Критериями сформированности культуры семейных отношений являются: понимание культуры семейных отношений; знание о своей родословной, истории семьи,; наличие чувства ответственности за свою семью, участие в ведении домашнего хозяйства, наличие навыков ухода за маленькими детьми; оказание помощи престарелым, немощным членам семьи.

Законом Республики Беларусь "О правах ребенка" законодательно закреплено право каждого ребенка "жить в семье, знать своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка; право выбора одного из родителей для совместного проживания, предоставляемое ребенку при достижении им 10-летнего возраста" (ст. 12).

 

Вопрос №35.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных