Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Управление образованием, его сущность и функции. Принципы управления педагогическими системами




1. Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, преумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Под управлением в образовании понимают взаимодействие субъектов управления системой образования в целях обеспечения стабильного режима её функционирования, перевода в новое качественное состояние и выхода в позицию развития. В структуру управления образованием в Республике Беларусь входят: Совет Министров; Министерство образования; Управления образования облисполкомов, горисполкомов; районные отделы образования; учреждения образования. Отличительной особенностью развития современной системы образования является государственно-общественное управление образованием.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления, основными функциями которого являются:педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль (педагогический мониторинг), регулирование. Субъектами управления в образовательном учреждении выступают его руководители (директор, его заместители), педагоги, учащиеся, родители и другие возможные субъекты учебно-воспитательного процесса. Принципы: *Принцип демократизации и гуманизации управленияпредполагает развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся, родителей. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Гуманизация управления в образовании – это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие ему.

*Принцип системности и целостности в управлении основан на понимании системной природы педагогического процесса.

*Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении способствует преодолению субъективности, авторитарности, администрирования в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности руководитель опирается на опыт и знания коллег, сопоставление разных точек зрения, проведение обсуждения и принятие оптимального решения. Коллегиальностьприоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, единоначалиенеобходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений.

*Важность принцип объективности и достоверности информации в управлении образовательными системами обуславливается тем, что эффективность управления в значительной мере определяется наличием необходимой и достоверной информации как совокупности сведений о состоянии педагогической системы и окружающей среды.

В структуре внутришкольного управления выделяют 1-органы коллегиального управления школой (общешкольная конференция, совет школы и др.); 2-управленческие органы различных общественных организаций учащихся, учителей, родителей (ученический комитет, профсоюзный комитет, родительский комитет и др.). 3-должностные лица:

*Директор школы непосредственно или через своих заместителей руководит всей учебно-воспитательной работой, а также внеклассной, методической, организационной работой; руководит родительским комитетом, советом школы; осуществляет финансовую, административно-хозяйст-венную деятельность; может курировать учебную и внеклассную работу по определённым учебным предметам и т.д.

*Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за выполнение учебных планов и программ, качество преподавания, за текущее планирование, расписание, наблюдает за внеклассной учебной работой, работой факультативов и т.д.

*Заместитель директора по воспитательной работе организует и контролирует внеклассные занятия с учащимися в школе, их общественно полезный труд, руководит работой кружков, клубов, других объединений детей и родителей.

*Заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами для организации научных исследований в школе.

Классный руководитель организует процесс воспитания в классной (учебной) группе, изучает учащихся, диагностирует уровень их воспитанности, осуществляет постановку целей и задач воспитания учащихся данного класса, планирует и организует разнообразные виды деятельности группы учащихся, педагогическое просвещение родителей, осуществляет работу с учителями-предметниками, ведёт установленную документацию и т.д.

Школьный психолог организует работу по обеспечению психического здоровья и развития учащихся; оказывает помощь детям, учителям, родителям в решении личностных, профессиональных, других жизненных проблем.

Социальный педагог организует внеучебную деятельность учащихся, курирует работу различных секций, клубов; координирует работу педагогического коллектива с «трудными» детьми, семьями, с окружающей микросредой,; руководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы и т.д.

Совет школы обсуждает и утверждает план развития школы, планы учебно-воспитательной работы школы, расстановку педагогических и других кадров на новый учебный год; заслушивает отчёты директора, его заместителей, учителей; рассматривает и утверждает планы укрепления материально-технической базы школы, осуществляет контроль за санитарным состоянием школы; оказывает помощь детям из малообеспеченных семей, больным детям и т.д.

Педагогический совет разбирает основные научно-педагогические вопросы учебно-воспитательного процесса, даёт оценку деятельности руководителей школы, учителей; решает организационные вопросы, например, утверждает распределение нагрузки учителей, перевод учащихся из класса в класс, утверждает результаты аттестации учителей и т.д.

Охарактеризуем функции управления. *Основное назначениепедагогического анализа состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы.

Не менее важные функции управления школой – * целеполагание и планирование.Выделяют перспективные, годовые, текущие планы работы школы. Перспективный план работы школы составляется обычно на пять лет. Годовой план охватывает работу школы в течение учебного года, включая летние каникулы. Текущий план составляется на учебную четверть. На основе общешкольного плана составляется также календарный план организационной, методической и внеклассной работы: планируются работа педагогического совета, совета школы, совещания при директоре, общешкольные родительские и ученические собрания, заседания родительского и т.д.

Все виды планов работы школы реализуются через такую функцию управления, как организация работы школы. Организаторская деятельность есть деятельность руководителя школы, других субъектов управления, направленная на выполнение намеченного плана работы, достижение поставленной цели.

Внутришкольной контроль представляет собой процедуру получения информации о деятельности управляемой системы любого уровня, ее результатах; установления степени достижения целей и задач педагогического процесса.Основная цель внутришкольного контроля – глубокое изучение состояния учебно-воспитательного процесса, направленное на его совершенствование, оказание своевременной помощи учителям.

К общим требованиям к организации внутришкольного контроля относятся: систематичность (регулярное проведение контроля); объективность (проведение контроля на основе выработанных и согласованных критериев в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ); действенность (результаты контроля должны привести к устранению выявленных недостатков, к позитивным изменениям); компетентность проверяющего (знание предмета контроля, умение прогнозировать развитие результатов контроля и т.д.).

Выделяют различные виды контроля:

1) по цели (М.Л. Портнов) контроль бывает: предварительный (просматриваются планы, материалы к уроку, проводятся беседы с учителем о методах и формах работы на уроке и т.п.); текущий (непосредственное наблюдение за ходом уроков, проверка знаний, умений и навыков; просмотр ученических работ учащихся и т.п.); итоговый (изучаются результаты работы учителей за определенный период, проводятся контрольные работы, опрос учащихся, изучаются классные журналы и т.п.);

2) по содержанию (Т.И. Шамова) различают контроль фронтальный и тематический. В ходе фронтального контроля изучается работа нескольких учителей или всего педагогического коллектива по решению основных задач обучения и воспитания. Тематический контроль предполагает изучение и анализ только одной какой-либо стороны учебно-воспитательного процесса. Оба вида контроля обычно дополняют друг друга.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных