ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ результатов формирующего этапа исследованияКонтрольный этап исследования проводился в апреле 2014 года на экспериментальных и контрольных группах детей с использованием всех диагностических материалов. Цель данного этапа работы заключалась в определении эффективности развивающе - коррекционных мероприятий. Результаты повторного обследования были соотнесены с данными констатирующего этапа исследования, что позволило определить динамику развития представлений о межличностных отношениях у дошкольников.
Уровень самооценки после проведенного формирующего этапа. Табл. 5
«Социометрия» Табл. 6
«Уровень социального интеллекта» Табл.7
«Уровень конфликтности» Табл.8
Результаты проведенного исследования отражены в приложениях 1- 6. На первоначальном этапе исследования было выделено две группы детей, одна из которых с благоприятным развитием эмоционально-волевой сферы, другая - с проблемами в развитии социальной компетентности. По истечении шести месяцев результаты контрольной группы дошкольников почти не изменились: они по-прежнему остались «предпочитаемыми» сверстниками, их поведение достаточно стабильно и предсказуемо взрослыми. В экспериментальной группе у нескольких ребят повысился социометрический статус, у других значительно уменьшилось количество отрицательных выборов, хотя неблагоприятный статус сохранился. Результаты контрольного этапа исследования показали, что у детей экспериментальной группы произошли значительные изменения в уровне конфликтности. Большинство детей научились правильно относиться к ситуации, находить выход из конфликтных ситуаций, не вступая в ссоры. Это подтверждается представленной диаграммой с данными, представленными в процентном соотношении. Красным цветом выделено процент конфликтующих детей - он составляет 29 % от всего количества детей.
Как видно из диаграммы, следствием проведенного формирующего этапа исследования явилось снижение степени конфликтности в группе на 10 %. Заключение В результате исследования нами было рассмотрено понятие «конфликт» в психолого-педагогической литературе, определили содержание преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, выявили педагогические условия преодоления конфликтов у дошкольников. На констатирующем этапе мы определили уровень конфликтности дошкольников и установили, что большинство детей старшего дошкольного возраста склонны к ссорам, конфликтам с товарищами. Для диагностики нарушений отношений со сверстниками в дошкольной группе наряду с игровыми методами были использованы различные диагностические методики, которые позволяют сделать выводы о существовании межличностных конфликтов у ребенка. Для устранения такого негативного явления в группе, как конфликтность, нами был проведен формирующий этап исследования. Мы использовали сказкотерапию, игротерапию, беседы, тренинги, моделирование ситуаций, как эффективное условие для преодоления конфликтов. Анализ результатов психолого-педагогической коррекции дает основание считать, что сказкотерапия, направленная на устранение нарушений отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и социализации дошкольников. Эти методы позволяют выявить основные параметры межличностных отношений и главные мотивы, обусловливающие значение сверстника для ребенка дошкольного возраста. Приведенные в данном исследовании методы могут быть использованы для диагностики уровня конфликтности дошкольников со сверстниками в детском саду, а также для устранения самих конфликтов. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Полученные в ходе коррекционно-профилактической работы результаты позволяют нам сделать следующие выводы: 1. Результаты диагностики, проведенной после коррекционной работы в экспериментальной группе, не вызывают сомнения в эффективности предложенной нами программы помощи конфликтным и агрессивно настроенным детям в преодолении испытываемых ими трудностей в общении. 2. Формирующий этап выполняет профилактическую функцию. 3. Оптимизация общения ребенка со сверстниками, играет решающую роль для преодоления агрессивности в поведении ребенка. 4. Предложенная программа коррекции носит универсальный характер, ввиду чего, может быть использована в любого рода детский учреждениях. 5. Решение задачи диагностики агрессивности в дошкольном возрасте может быть успешным при дополнении тестовых средств диагностики изучением социальной ситуации развития ребенка, анализом его поведения в значимой для него деятельности. 6. Проведенный анализ показал, что на формирование и развитие агрессивности у ребенка может оказывать целый ряд неблагоприятных факторов, в большей степени социального происхождения. Психологическими корнями проявления агрессивности в поведении ребенка могут быть особенности его темперамента, проявляющиеся во вспыльчивости, раздражительности, неумении сдерживать себя. Однако одна из главных причин агрессивного поведения дошкольника кроется в неблагополучных отношениях ребенка с окружающим его миром: родителями, педагогами, детским коллективом. Проявление конфликтности в поведении дошкольника, таким образом, является следствием: неудовлетворенности ребенка содержанием общения с окружающими людьми; низким социальным статусом ребенка в группе; неуспехом в совместной со сверстниками деятельности, в обусловленный как трудностями операционного характера (например, неразвитость игровых умений и навыков), так и изменением мотивационной стороны деятельности (например, преобладание эгоистическим мотивов общения); неудовлетворенностью потребности в признании. 7. Проведенное исследование показало открытый характер агрессивного поведения у дошкольников, возникающего как реакция психологической защиты в трудных ситуациях. У некоторых детей агрессивное поведение имеет импульсивный характер, сопровождается вспышками возбуждения, что может быть обусловлено биологическими предпосылками. Однако практически у всех агрессивных детей имеет место неблагоприятная социальная ситуация развития. 8. Эффективность проведенной коррекционно-профилактической работы обусловлена направленностью психологических воздействий на социальную ситуацию развития и деятельность ребенка, комплексное использование методов коррекции, перенос сформированных положительных установок в общении со сверстниками в ходе занятий на повседневную жизнь дошкольников.
Список литературы 1. Анцупов А.Я. Конфликтология. СПб: 2007. 2. Анцупов, А.Я. Системная концепция конфликтов // Мир психологии. - 2005. - №2. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб:.2008. 4. Бурменская Г.В., Истратова О.Н. Диагностика агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». М. 1997. № 3. с. 91. 5. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие. Изд. 2-е, расш. - М: Московский психолого-социальный институт. 2005. 6. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: 2005. 7. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. М: 2001. 8. Дерманова И.Б. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность». Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб. 2002. 9. Егорова М.С. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. - СПб: 2001. 10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб: 2004. 11. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М: 2004. 12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. СПб. 2006. 13. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Книга для учителя. М:2004. 14. Купина Н.А. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М. 2001. 15. Кибанов А.Я. Конфликтология. - М: ИНФРА-М. 2006. 16. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада. Пособие для педагога дет. сада - М: 2004. 17. Лисина, М.И. Общение личность и психика ребенка - М: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: 2001. 18. Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для педагога. - 2-е изд. перераб. и доп. М: 2003. 19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов - М: Высшее образование; МГППУ. 2007. 20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы - М: 1995. 21. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения - М: 2005. 22. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М. 1987. 23. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования – М., 1978. 24. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка - М: 1988. 25. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации - М: 2005. 26. Токарев А. А. Формы и методы развития личности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методы диагностического обследования // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). 2012. 27. Шумилин А.П. Межличностные конфликты в дошкольном возрасте – М., 2006.
Прил. 1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|