Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ результатов формирующего этапа исследования




Контрольный этап исследования проводился в апреле 2014 года на экспериментальных и контрольных группах детей с использованием всех диагностических материалов. Цель данного этапа работы заключалась в определении эффективности развивающе - коррекционных мероприятий.

Результаты повторного обследования были соотнесены с данными констатирующего этапа исследования, что позволило определить динамику развития представлений о межличностных отношениях у дошкольников.

 

Уровень самооценки после проведенного формирующего этапа.

Табл. 5

Фамилия, имя ребенка Количество баллов Степень самооценки
Вадим А. (эксп. группа)   высокая
ВикторияБ.(эксп. группа)   высокая
Евгений В.   средняя
Даниил М.   средняя
Анна Н. (эксп. группа)   средняя
Светлана О. (эксп. группа)   высокая
Ирина О. (эксп. группа)   низкая
Елена П.   средняя
Егор Р. (эксп. группа)   средняя
Карина С.   средняя
Владислав Я.   средняя

 

 

«Социометрия» Табл. 6

Фамилия, имя ребенка Суммарное количество баллов по двум системам Итоговый статус
Вадим А. (эксп. группа)   популярен в коллективе
Виктория Б.(эксп. группа)   среднее положение
Евгений В.   среднее положение
Даниил М.   среднее положение
Анна Н.(эксп. группа)   обособленное положение
Светлана О. (эксп. группа)   среднее положение
Ирина О. (эксп. группа)   среднее положение
Елена П.   среднее положение
Егор Р. (эксп. группа)   обособленное положение
Карина С.   среднее положение
Владислав Я.   обособленное положение

 

«Уровень социального интеллекта» Табл.7

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Фамилия, имя ребенка Суммарное количество баллов Уровень социального интеллекта (тип поведения)
Вадим А. (эксп. группа)   средний
Виктория Б. (эксп. группа)   средний
Евгений В.   средний
Даниил М.   конструктивный
Анна Н. (эксп. группа)   агрессивный
Светлана О. (эксп. группа)   средний
Ирина О. (эксп. группа)   средний
Елена П.   конструктивный
Егор Р.(эксп. группа)   отсутствие ответа
Карина С.   агрессивный
Владислав Я.   отсутствие ответа

 

 

«Уровень конфликтности» Табл.8

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
Фамилия, имя ребенка Суммарное количество баллов Уровень конфликтности
Вадим А. (эксп. группа)   средний
Виктория Б. (эксп. группа)   высокий
Евгений В.   низкий
Даниил М.   средний
Анна Н. (эксп. группа)   низкий
Светлана О. (эксп. группа)   средний
Ирина О. (эксп. группа)   средний
Елена П.   низкий
Егор Р. (эксп. группа)   низкий
Карина С.   высокий
Владислав Я.   средний

Результаты проведенного исследования отражены в приложениях 1- 6.

На первоначальном этапе исследования было выделено две группы детей, одна из которых с благоприятным развитием эмоционально-волевой сферы, другая - с проблемами в развитии социальной компетентности. По истечении шести месяцев результаты контрольной группы дошкольников почти не изменились: они по-прежнему остались «предпочитаемыми» сверстниками, их поведение достаточно стабильно и предсказуемо взрослыми. В экспериментальной группе у нескольких ребят повысился социометрический статус, у других значительно уменьшилось количество отрицательных выборов, хотя неблагоприятный статус сохранился.

Результаты контрольного этапа исследования показали, что у детей экспериментальной группы произошли значительные изменения в уровне конфликтности. Большинство детей научились правильно относиться к ситуации, находить выход из конфликтных ситуаций, не вступая в ссоры.

Это подтверждается представленной диаграммой с данными, представленными в процентном соотношении.

Красным цветом выделено процент конфликтующих детей - он составляет 29 % от всего количества детей.

 

Как видно из диаграммы, следствием проведенного формирующего этапа исследования явилось снижение степени конфликтности в группе на 10 %.

Заключение

В результате исследования нами было рассмотрено понятие «конфликт» в психолого-педагогической литературе, определили содержание преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста, выявили педагогические условия преодоления конфликтов у дошкольников.

На констатирующем этапе мы определили уровень конфликтности дошкольников и установили, что большинство детей старшего дошкольного возраста склонны к ссорам, конфликтам с товарищами. Для диагностики нарушений отношений со сверстниками в дошкольной группе наряду с игровыми методами были использованы различные диагностические методики, которые позволяют сделать выводы о существовании межличностных конфликтов у ребенка. Для устранения такого негативного явления в группе, как конфликтность, нами был проведен формирующий этап исследования. Мы использовали сказкотерапию, игротерапию, беседы, тренинги, моделирование ситуаций, как эффективное условие для преодоления конфликтов.

Анализ результатов психолого-педагогической коррекции дает основание считать, что сказкотерапия, направленная на устранение нарушений отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных препятствий в межличностных отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и социализации дошкольников. Эти методы позволяют выявить основные параметры межличностных отношений и главные мотивы, обусловливающие значение сверстника для ребенка дошкольного возраста. Приведенные в данном исследовании методы могут быть использованы для диагностики уровня конфликтности дошкольников со сверстниками в детском саду, а также для устранения самих конфликтов. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.

Полученные в ходе коррекционно-профилактической работы ре­зультаты позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Результаты диагностики, проведенной после коррекционной ра­боты в экспериментальной группе, не вызывают сомнения в эффективности предложенной нами программы помощи конфликтным и агрессивно настроенным детям в преодолении испытывае­мых ими трудностей в общении.

2. Формирующий этап выполняет профилактическую функцию.

3. Оптимизация общения ребенка со сверст­никами, играет решающую роль для преодоления агрессивности в поведении ребенка.

4. Предложенная программа коррекции носит универсальный характер, ввиду чего, может быть использована в любого рода детский учреждениях.

5. Решение задачи диагностики агрессивности в дошкольном воз­расте может быть успешным при дополнении тестовых средств диагности­ки изучением социальной ситуации развития ребенка, анализом его пове­дения в значимой для него деятельности.

6. Проведенный анализ показал, что на формирова­ние и развитие агрессивности у ребенка может оказывать целый ряд небла­гоприятных факторов, в большей степени социального происхождения. Психологическими корнями проявления агрессивности в поведении ребенка могут быть особенности его темперамента, проявляющиеся во вспыльчивости, раздражительности, неумении сдерживать себя. Однако одна из главных причин агрессивного поведения дошкольника кроется в неблагополучных отношениях ребенка с окружающим его миром: родите­лями, педагогами, детским коллективом. Проявление конфликтности в по­ведении дошкольника, таким образом, является следствием: неудовлетворенности ребенка содержанием общения с окружающими людьми; низким социальным статусом ребенка в группе; неуспехом в совместной со сверстниками деятельности, в обу­словленный как трудностями операционного характера (например, нераз­витость игровых умений и навыков), так и изменением мотивационной стороны деятельности (например, преобладание эгоистическим мотивов общения); неудовлетворенностью потребности в признании.

7. Проведенное исследование показало открытый ха­рактер агрессивного поведения у дошкольников, возникающего как реак­ция психологической защиты в трудных ситуациях. У некоторых детей аг­рессивное поведение имеет импульсивный характер, сопровождается вспышками возбуждения, что может быть обусловлено биологическими предпосылками. Однако практически у всех агрессивных детей имеет ме­сто неблагоприятная социальная ситуация развития.

8. Эффективность проведенной коррекционно-профилактической работы обусловлена направленностью психологических воздействий на социальную ситуацию развития и деятельность ребенка, комплексное ис­пользование методов коррекции, перенос сформированных положитель­ных установок в общении со сверстниками в ходе занятий на повседнев­ную жизнь дошкольников.

 

 

Список литературы

1. Анцупов А.Я. Конфликтология. СПб: 2007.

2. Анцупов, А.Я. Системная концепция конфликтов // Мир психологии. - 2005. - №2.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб:.2008.

4. Бурменская Г.В., Истратова О.Н. Диагностика агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста // Вестник Московского университета. Се­рия 14 «Психология». М. 1997. № 3. с. 91.

5. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие. Изд. 2-е, расш. - М: Московский психолого-социальный институт. 2005.

6. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: 2005.

7. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. М: 2001.

8. Дерманова И.Б. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность». Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб. 2002.

9. Егорова М.С. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. - СПб: 2001.

10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб: 2004.

11. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М: 2004.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. СПб. 2006.

13. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Книга для учителя. М:2004.

14. Купина Н.А. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М. 2001.

15. Кибанов А.Я. Конфликтология. - М: ИНФРА-М. 2006.

16. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада. Пособие для педагога дет. сада - М: 2004.

17. Лисина, М.И. Общение личность и психика ребенка - М: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: 2001.

18. Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для педагога. - 2-е изд. перераб. и доп. М: 2003.

19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов - М: Высшее образование; МГППУ. 2007.

20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы - М: 1995.

21. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения - М: 2005.

22. Репина Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М. 1987.

23. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования – М., 1978.

24. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка - М: 1988.

25. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации - М: 2005.

26. Токарев А. А. Формы и методы развития личности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методы диагностического обследования // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). 2012.

27. Шумилин А.П. Межличностные конфликты в дошкольном возрасте – М., 2006.

 

 

Прил. 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных