Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Процедуры и техники психотерапевтического воздействия в телефонном консультировании. (смотри еще 13 вопрос)




(именно это я не нашла, вот, единственное, что хоть как-то можно приплести сюда)

В эриксонианской терапии суще­ствуют изящные техники, заключающиеся в примене­нии речевых стратегий.

1. Использование трюизмов. Обыденное сознание обычно под трюизмом понимает некую банальную ис­тину2. В лингвистическом смысле трюизм является утвер­ждением, находящимся в строгом соответствии с ре­альностью. Одно или несколько таких суждений порой способны побудить абонента к действию («Все люди из­меняются», «Многие из них достигли изменений», «Каждый человек может измениться»),

2. Использование предположений (пресуппозиций). Конструктивно они состоят из:

а) оборота речи, указывающего на время или пос­ледовательность предполагаемого действия («одновре­менно», «до того как», «прежде чем» и т.п.),

б) побуждения к нему и

в) сознательно контролируемого поступка.

Например: «Одновременно с тем, как вы помири­тесь с женой, Ваш страх исчезнет». Абонент, только что говоривший о страхе, естественно, контролирует это переживание, его сознание фиксировано на нем. При этом суждение о примирении с женой имеет прямое отношение к его подсознанию, которое и побуждается консультантом к действию. Жесткая конструкция пред­положений не ограничивает, а при умелом использо­вании позволяет исподволь ускорить или оптимизиро­вать ситуацию выбора для абонента.

3. Использование иллюзии выбора. Эта речевая стра­тегия позволяет консультанту в неявной форме еще раз упомянуть или подтвердить выбор собеседника, вселив в него уверенность. Например: «Вы ощутите возникновение положительных изменений, очевид­но, сразу после нашего разговора или окончив бесе­ду с женой».

4. Использование побуждений, скрытых в вопросах. Эти разговорные конструкции могут использоваться для того, чтобы побудить абонента к раскрытию мыслей и чувств, рассказу об обстоятельствах проблемной ситу­ации, к исследованию решений или альтернатив, то есть в течение всего телефонного диалога. Они обращены к сознанию, но форма вопроса, особенно начинающе­гося с отрицания, делает предлагаемое побуждение мяг­ким и элегантным. Например: «Не могли бы ли Вы рас­сказать?..», «Не знаете ли Вы о...?», «Нет ли смысла подумать?..», «Не стоит ли признать?..». История, рас­сказанная рабби Нахманом из Брацлава (см. главу 10), является прекрасной иллюстрацией использования по­добных конструкций.

5. Использование противоположностей. Эта речевая стратегия оказывается полезной, если собеседники го­товы к спору или абонент, сопротивляясь, становится манипулятивным.

Конструктивно ее клише состоит из:

а) частицы «чем»;

б) описание текущего чувства, желания или мысли;

в) частицы «тем»;

г) позитивного побуждения, являющегося желатель­ным.

Например: «Чем сильнее Вы сомневаетесь сейчас, тем, конечно же, решение изменить отношения с Ва­шим сыном будет более определенным», «Чем больше Вы говорите о своих чувствах, тем легче Вы поймете переживания жены»3.

Из нейропсихологии известно, что трансовое состо­яние представляет собой результат активации правого, недоминантного полушария головного мозга. Большин­ство людей являются правшами: их правое ухо преиму­щественно воспринимает информацию сознания, ко­торую естественно сообщать фразами, построенными по правилам формальной логики. Левое ухо ориенти­ровано на контакт с подсознанием человека, поэтому с этой стороны стоит говорить просто, ясно и утвер­дительно, подобно тому как мы беседуем с ребенком. Для левшей характерны обратные отношения4.

В теле­фонном диалоге в подходящем контексте можно поин­тересоваться, какое ухо собеседника является «комму­никативным входом». Есть и другие способы узнать, с каким ухом собеседника общается консультант. Полу­ченная информация будет полезной для изменения стратегии речевого общения.

Из эриксонианских подходов, применимых к те­лефонному консультированию, стоит рассмотреть так называемую спецификацию результата, то есть то, чего желательно достичь в ходе консультативного диалога.

1. Цель, которую ставит перед собой собеседник, должна быть осознана и выражена конкретно в терми­нах действия, преимущественно в глаголах чувства. Сле­дует избегать глобальных целей и больше стремиться разбивать конкретные цели на конструктивные части, Достижимые в ходе одного телефонного диалога, кото­рый вполне может оказаться единственным.

2. Следует определить, каким образом абонент узна­ет, что цель достигнута. Что явится внешним доказатель­ством или внутренним подтверждением достижения ре­зультата?

3. При возможности целесообразно совместно с або­нентом обозначить контекст, в котором будет существо­вать результат. Какие значимые лица или существенные внешние обстоятельства окажутся вовлеченными в него?

4. Следует определить внутренние ресурсы абонента, необходимые для достижения цели. Хотя в этом случае консультанта часто подстерегает отрицательный ответ, стоит осведомиться, что же возможно сделать сейчас или уже сделано (например, обращение к консультан­ту), что может быть предпринято в самое ближайшее время, в отдаленном будущем.

5. Целесообразно определить, не помешает ли жела­емый результат достижению других целей, с которы­ми он может оказаться тесно связанным.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных