ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Процедуры и техники психотерапевтического воздействия в телефонном консультировании. (смотри еще 13 вопрос)(именно это я не нашла, вот, единственное, что хоть как-то можно приплести сюда) В эриксонианской терапии существуют изящные техники, заключающиеся в применении речевых стратегий. 1. Использование трюизмов. Обыденное сознание обычно под трюизмом понимает некую банальную истину2. В лингвистическом смысле трюизм является утверждением, находящимся в строгом соответствии с реальностью. Одно или несколько таких суждений порой способны побудить абонента к действию («Все люди изменяются», «Многие из них достигли изменений», «Каждый человек может измениться»), 2. Использование предположений (пресуппозиций). Конструктивно они состоят из: а) оборота речи, указывающего на время или последовательность предполагаемого действия («одновременно», «до того как», «прежде чем» и т.п.), б) побуждения к нему и в) сознательно контролируемого поступка. Например: «Одновременно с тем, как вы помиритесь с женой, Ваш страх исчезнет». Абонент, только что говоривший о страхе, естественно, контролирует это переживание, его сознание фиксировано на нем. При этом суждение о примирении с женой имеет прямое отношение к его подсознанию, которое и побуждается консультантом к действию. Жесткая конструкция предположений не ограничивает, а при умелом использовании позволяет исподволь ускорить или оптимизировать ситуацию выбора для абонента. 3. Использование иллюзии выбора. Эта речевая стратегия позволяет консультанту в неявной форме еще раз упомянуть или подтвердить выбор собеседника, вселив в него уверенность. Например: «Вы ощутите возникновение положительных изменений, очевидно, сразу после нашего разговора или окончив беседу с женой». 4. Использование побуждений, скрытых в вопросах. Эти разговорные конструкции могут использоваться для того, чтобы побудить абонента к раскрытию мыслей и чувств, рассказу об обстоятельствах проблемной ситуации, к исследованию решений или альтернатив, то есть в течение всего телефонного диалога. Они обращены к сознанию, но форма вопроса, особенно начинающегося с отрицания, делает предлагаемое побуждение мягким и элегантным. Например: «Не могли бы ли Вы рассказать?..», «Не знаете ли Вы о...?», «Нет ли смысла подумать?..», «Не стоит ли признать?..». История, рассказанная рабби Нахманом из Брацлава (см. главу 10), является прекрасной иллюстрацией использования подобных конструкций. 5. Использование противоположностей. Эта речевая стратегия оказывается полезной, если собеседники готовы к спору или абонент, сопротивляясь, становится манипулятивным. Конструктивно ее клише состоит из: а) частицы «чем»; б) описание текущего чувства, желания или мысли; в) частицы «тем»; г) позитивного побуждения, являющегося желательным. Например: «Чем сильнее Вы сомневаетесь сейчас, тем, конечно же, решение изменить отношения с Вашим сыном будет более определенным», «Чем больше Вы говорите о своих чувствах, тем легче Вы поймете переживания жены»3. Из нейропсихологии известно, что трансовое состояние представляет собой результат активации правого, недоминантного полушария головного мозга. Большинство людей являются правшами: их правое ухо преимущественно воспринимает информацию сознания, которую естественно сообщать фразами, построенными по правилам формальной логики. Левое ухо ориентировано на контакт с подсознанием человека, поэтому с этой стороны стоит говорить просто, ясно и утвердительно, подобно тому как мы беседуем с ребенком. Для левшей характерны обратные отношения4. В телефонном диалоге в подходящем контексте можно поинтересоваться, какое ухо собеседника является «коммуникативным входом». Есть и другие способы узнать, с каким ухом собеседника общается консультант. Полученная информация будет полезной для изменения стратегии речевого общения. Из эриксонианских подходов, применимых к телефонному консультированию, стоит рассмотреть так называемую спецификацию результата, то есть то, чего желательно достичь в ходе консультативного диалога. 1. Цель, которую ставит перед собой собеседник, должна быть осознана и выражена конкретно в терминах действия, преимущественно в глаголах чувства. Следует избегать глобальных целей и больше стремиться разбивать конкретные цели на конструктивные части, Достижимые в ходе одного телефонного диалога, который вполне может оказаться единственным. 2. Следует определить, каким образом абонент узнает, что цель достигнута. Что явится внешним доказательством или внутренним подтверждением достижения результата? 3. При возможности целесообразно совместно с абонентом обозначить контекст, в котором будет существовать результат. Какие значимые лица или существенные внешние обстоятельства окажутся вовлеченными в него? 4. Следует определить внутренние ресурсы абонента, необходимые для достижения цели. Хотя в этом случае консультанта часто подстерегает отрицательный ответ, стоит осведомиться, что же возможно сделать сейчас или уже сделано (например, обращение к консультанту), что может быть предпринято в самое ближайшее время, в отдаленном будущем. 5. Целесообразно определить, не помешает ли желаемый результат достижению других целей, с которыми он может оказаться тесно связанным. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|