ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие оппозиции. Типы оппозиции.Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее. Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества. Нелегальная оппозиция в силу разнообразных причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы, а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует насильственные средства борьбы. Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом.
31. Понятие и структура политической системы общества. Политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом. По своей структуре политическая система общества состоит из пяти элементов, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности: 2) Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. К нормативному элементу относятся: 32.Функции политической системы Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы: *Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.). *Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов). *Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение). *Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна). *Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей). *Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии). *Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности). *Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
33. Типология политических систем В качестве оснований классификации политических систем могут выступать самые различные факторы: формационные (исторический тип общества), институциональные (степень развитости политических институтов), социокультурные (уровень развития политической культуры общества), функциональные (способы функционирования политических институтов, методы и средства осуществления власти) и другие. Если классифицировать политические системы на основе понятия исторического типа общества, то можно выделить политические системы рабовладельческого, феодального и буржуазного обществ. С точки зрения уровня социально-экономического развития сообщества принято различать политические системы традиционного (доиндустриального), индустриального и постиндустриального общества. В зависимости от степени развития политических институтов или, иными словами, от преобладающего типа легитимности власти, политические системы подразделяются на традиционные, харизматические и рациональные. На основе анализа характера культивируемых в том или ином обществе политических норм и ценностей выделяются четыре типа политических систем: англо-американские, континентально-европейские, доиндустриальные (частично индустриальные), тоталитарные (Г. Алмонд). В зависимости от способов функционирования политических институтов либо методов и средств осуществления власти выделяется ряд типов политических систем. В частности, по результатам анализа характера взаимодействия со средой политические системы можно подразделить на открытые и закрытые (К. Поппер). Особой популярностью у политологов пользуется типология политических систем на основе анализа существующего в стране политического режима. Согласно данной классификации, различают политические системы демократического, авторитарного и тоталитарного типов.
34.Классификация политических систем Г.Алмонда. Г. Алмонд, опираясь на различные политические культуры, выделил четыре типа систем: англо-американская, для которой характерен прагматизм, рационализм, основные ценности — свобода личности, индивидуализм, обеспеченность, безопасность, континентально-европейская (взаимодействие политических субкультур с модернизированными институтами); доиндустриальную или частично индустриальную, которая характеризуется перекрещиванием различных политических культур и отсутствием четкого распределения властных полномочий; тоталитарная, для которой характерна концентрация власти в руках бюрократического аппарата, монополия правящей партии, заидеологизированность. 35.Основные тенденции развития политической системы Республики Казахстан в условиях суверенитета. В любом правовом государстве для продвижения идей нужна конкурентоспособная политическая система. Также необходимо партийное поле, на котором эта система будет осуществлять свою деятельность. Под понятием партийного поля мы должны понимать именно Парламент, поскольку только он является высшим представительным органом, который реализует законодательные функции и выступает в качестве самостоятельной ветви государственной власти. Деятельность такого механизма тесно связана с действующей в государстве партийной системой. Доминирование одной крупной партии над остальными в депутатском корпусе на начальных стадиях развития общества – распространенное явление в мировой политической практике. По мнению ведущих политологов, такое явление вполне естественно для стран в переходные периоды, поскольку это удобно для сохранения стабильности и управляемости общества. Однако такую же систему они относят к не особо демократичным способам управления. По их мнению, в связи с отсутствием полемики с другими фракциями у народных избранников снижается уровень депутатской экспертизы. Они убеждены, что в таких условиях Парламент может утратить свое основное предназначение и качество законотворческого процесса может снизиться. В свою очередь, казахстанская партийная система тоже не стоит на месте. Конституционная реформа, начатая Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, изменила правовой статус политических партий, расширила полномочия Парламента и обеспечила дальнейшее формирование парламентской и партийной системы Казахстана, предоставив совершенно новые рычаги для развития демократического процесса. На XIII съезде НДП «Нур Отан» Президент Н.А. Назарбаев сказал, что после выборов в 2012 году в мажилисе Парламента будет обязательно представлено не менее двух партий.
36.Понятие государства. Признаки государства. Госуда́рство — это такая организация жизни, при которой существует единая система защиты прав людей, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами. В отличие от страны, государство не имеет национальных требований к своим гражданам. Признаки государства: *Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): (конституция, военная доктрина,законодательство); *Публичная власть: глава государства (правительство),парламент,суд.*Управление и планирование;*Собственность (ресурсы); *Территория; *Население; *Наличие подчиненных организаций: охрана правопорядка,вооружённые силы,периферийные административные организации; *Наличие государственного языка (языков); *Суверенитет; *Гражданство; *Государственные символы. 37. Функции государства Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.С этой целью государство выполняет ряд задач:управление хозяйством и обществом;оборона собственной территории.По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства. Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|