ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Разделение властей как принцип правового государства.Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.
43. Правовое государство: понятие и признаки. Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Полит основа гражданского общ-ва – правовое гос-во. Термин был введен нем философом Велькером в нач 19 века. Принципы правового гос-ва: 1) народный суверенитет: источник власти – народ 2) верховенство закона означает, что закон должен быть высшей юрид силой. 3) равенство всех перед законом 4) равенство прав гос-ва и личности 5) незыблемость закрепленных конституцией прав человека (личные, соц-эконом, гражд права) и гражданина(полит права). Условия формирования прав гос-ва: 1) конституции закрепление осн принципов правового гос-ва 2) создание эфф механизма реализации принципов правого гос-ва: - независимость судебной системы; - наличие легальной многопартийности; - отсутствие полит цензуры; - развитие всех форм собственности.
44. Политический режим: понятие, типы. Важной характеристикой гос-ва является полит режим. Полит режим – совок-ть способов, методов осуществления власти. Для демократического режима характерны след признаки: верховенство конституции, построение гос аппарата по принципу «разделения властей», легальное функционирование полит партий, широкий спектр демократических прав и свобод граждан всеобщее избирательное право, функционирование представительного органа власти. Отсутствие выше перечисленных признаков в гос-ве позволяет сделать вывод о том, что методом осущ-ния власти яв-ся диктатура. Тоталитаризм как полит режим характеризуется жесткой регламентацией всех сфер жизнедеятельности общ-ва и граждан со стороны гос-ва: экономики, политики, соц отношений, культуры, личной жизни. Основой тоталитарной режима яв-ся идеология, объединяющая всех граждан. (монополия на собств-ть, закрыт-ть общ-ва). Авторитаризм – полит режим, основанный на авторитете главы гос-ва. Условием для формирования данного режима может стать соц-эконом и полит кризис, т.е. нестабильное состояние общ-ва. В отличие от тоталитарного режима, для авторитаризма характерна регламентация только полит сферы (огранич плюрализм) и полная свобода (в рамках закона) экономической сферы, автономия личности. Для него характерны: - количественная ограниченность носителей власти. Ими могут быть 1 человек или группа лиц. - Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. - Опора на силу - монополизация власти и политики. Не сущ-т оппозиции. - отказ от тотального контроля над обществом - рекрутирование полит элиты путем кооптации, т.е. назначения сверху.
45. Основные черты демократического политического режима Этимология термина демократия восходит к корням двухгреческих слов - demos - народи kratos – власть и в буквальном переводе означает “народовластие” или “власть народа”. Ядром демократии, ее основополагающей идеей является суверенитет народа. Понятие демократии как власти суверенного народа включает в себя: 1) народ является единственным и высшим источником власти в стране; 2) государственная власть только тогда может считаться легитимной, когда ее формирование и существование поддержано народом в соответствии с нормами права путем свободного волеизъявления избирателей на свободных выборах; 3) народ имеет безусловное право самостоятельно решать свою судьбу, и по важнейшим для судеб страны и народа вопросам власть, как правило, обязательно должна опираться на явно выраженное одобрение народа; 4) народ сам выбирает себе представителей, имеет рычаги реального влияния на их деятельность, а также конкретные механизмы контроля за деятельностью государства и корректировки его деятельности в период между выборами; 5) в период выборов и в соответствии с нормами права народ имеет безусловное право и реальный механизм смены власти, а также структурного изменения характера государственной власти; 6) в случае явного злоупотребления власти доверием народ, перерастания власти из инструмента реализации интересов народа в инструмент тирании над народом, народ имеет безусловное право досрочно отстранить от власти такое правительство. Второй важнейшей характеристикой демократии является то, что эпицентром такого устройства общества и такого способа организации власти является личность человека, которая признается наивысшей ценностью в стране. Это означает: • общество и народ в целом рассматриваются не как некое монолитное образование,выражающее столь же монолитную единую волю, а как сумма независимых индивидов,отражающая сумму частных интересов отдельных личностей; • признается безусловный приоритет интересов личности, т.е. приоритет суммычастных интересов отдельных независимых индивидов над интересами государства; • признается, что всякая личность от рождения наделяется определенной суммойправ и свобод и прежде всего - суммой так называемых естественных и поэтомунеотъемлемых прав и свобод, среди которых основными являются право на жизнь; правона личную свободу, независимость и неприкосновенность; право на частнуюсобственность. Эта триада естественных прав определяет основы бытия человека в обществе, обеспечивая в том числе и право на уважение достоинства личности и право на то, чтобы прожитьсвою жизнь в достойных человека условиях; безусловное право жить в своей стране, насвоей земле, в своем доме; наконец, право на то, чтобы человек мог создать свою семью исам смог воспитать своих детей. Третья характерная черта всех современных демократических режимов – плюрализм (от лат. рluralis - множественный), что обозначает признание в общественно-политической жизни множество различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных, социальных, политических групп, партий, организаций, идеи и установки которых находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе. Плюрализм как принцип политической демократии выступает антиподом монополизма в любой его форме. К существенным признакам политического плюрализма можно отнести: - множественность и состязательность субъектов политики, разделение властей; - исключение монополии на политическую власть какой-либо одной партии; - многопартийность политической системы; - многообразие каналов выражения интересов, свободный доступ к ним для всех; - свободная борьба политических сил, состязательность элит, возможность их смены; - альтернативность политических взглядов в рамках законности.
46. Тоталитарный политический режим: понятие, основные характеристики. Тоталитаризм(лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политических режимов, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами жизни общества. Тоталитаризм — это форма отношения власти и общества, где политическая власть берет под полный контроль общество, образуя с ним единое целое. Тоталитарный режим существует только тогда, когда общество поддерживает свое полное объединение с государством, то есть политическая власть полностью одобряется со стороны общества. Хоть тоталитаризм и называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, характерные только тоталитаризму и отличающих его от демократии и авторитаризма. Основные признаки тоталитаризма: монополия государства на средства вооружения; · специфично организованная система применения силы, как средство контроля в обществе; · всеобщая государственная идеология; · монополия государства на СМИ; · строго централизованный контроль над экономикой; · одна массовая партия, управляемая харизматическим лидером. · Вождь является центром тоталитарной системы. Он объявляется самым справедливым и мудрым, всегда думающим о благе народа. Критическое отношение к нему пресекается. · Отличительными чертами тоталитаризма является организованный террор и полный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийного мировоззрения. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность обычных граждан. · Для тоталитаризма важным признаком является полный контроль над средствами массовой информации. · Государство при тоталитарном режиме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества считают, что защищать, поддерживать, обеспечивать их во всех случаях должно государство, в частности в жилищной сфере, сфере здравоохранения и образования.
47. Авторитарный политический режим: понятие, признаки. Одним из самых распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм. Несколько определений авторитаризма: Авторитаризм (лат. Auctoritas — влияние, власть) — форма власти, где носитель власти (диктатор или группа людей) провозглашает себя сам имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является только мнение на этот счет носителя данной власти. Авторитаризм — это социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. По своим характерным чертам авторитарный режим находится между демократией и тоталитарным режимом. С тоталитарным режимом он схож характером власти неограниченный законами, а с демократией — наличием автономных, нерегулируемых государством общественных сфер. Авторитарзиму характерны следующие черты: 1. Опора на силу. При этом авторитарный режим мог не прибегать к насилию и быть популярным среди широких слоев населения; 2. Рекрутирование политической элиты путем пополнения, назначения свыше, без какой-либо конкурентной электоральной борьбы; 3. Самовластие или же небольшое число носителей власти. Ими являются один человек или группа лиц; 4. Неограниченная власть, будучи неподконтрольная обычным гражданам. Власть может править при помощи законов, но принимает она их по своему усмотрению; 5. Монополизация политики и власти, недопущение политической конкуренции и оппозиции; 6. Отказ от полного контроля над обществом, невмешательство или частичное вмешательство во внеполитические сферы и в экономику. Власть занимается в основном обеспечением собственной безопасности, общественного порядка, внешней политики и обороны. 7. В авторитарной политической системе под запретом оказываются лишь конкретные политические формы деятельности, в остальном граждане обычно свободны. При этом авторитарный режим вполне совместим с уважением всех других прав личности, за исключением политических. В условиях авторитарного режима граждане не имеют каких-либо гарантий своей безопасности и автономии. 8. Авторитаризм утверждается в условиях кризисных ситуаций или на основе неразвитой социальной и политической структуры общества. У авторитаризма есть свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: · преодоление сопротивления политических противников; · высокая способность для обеспечения политической стабильности и общественного порядка; · мобилизация общественных ресурсов на решение определенных задач. К слабым относятся: · полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей; · отсутствие у граждан возможности предотвращения произвола или политических авантюр; · ограниченность институтов политического выражения общественных интересов.
48. Понятие и генезис политических партий Термин “партия” ведет свое начало от латинского слова partio — часть, разделять. История возникновения и развития такого феномена как политическая партия насчитывает не одно столетие. Первые из прообразов современных политических партий были очень мало похожи на партии в привычном для нас виде. Они возникли в Древней Греции и Древнем Риме и выражали интересы различных общественных, социальных слоев или групп, но прежде всего — влиятельных аристократических группировок, которые концентрировались в непосредственной близости к высшей власти и боролись между собой прежде всего за право и возможность оказывать на власть влияние в своих интересах. То были сравнительно немногочисленные и узкие по составу группировки, которые не отличались устойчивостью и не были организационно оформлены. Они выражали в основном интересы не столько различных социальных общностей, слоев, классов, сколько различных течений внутри них. В период ранних буржуазных революций в Европе в форме политических клубов появляются прототипы современных политических партий. Собственно история партий начинается с образования массовых политических партий в середине XIX в., возникших вследствие расширения избирательного права. Таким образом суть понятия “политическая партия” можно определить следующим образом: политическая партия является добровольной общественной организацией граждан того или иного государства, которая: 1) создается с целью борьбы за завоевание политической государственной власти и участия в ее реализации для претворения в жизнь своей идейно-политической доктрины; 2) имеет определенную устойчивую организационную структуру и действует в пределах границ иного государства; 3) имеет определенный правовой статус в рамках национального законодательства того или иного государства; 4) в своей деятельности опирается на определенные социальные группы или классы, основные интересы которых она отстаивает и выражает.
49. Функции политических партий. Под функциями политических партий подразумевают их общественно-полезную роль и те специфические задачи, которые партии решают в процессе своей деятельности по реализации своих программных целей. Диапазон функций партий может варьироваться в зависимости от существующего в стране политического режима, типа государства, а также от уровня развития и степени зрелости политической системы общества, степени развития социальной структуры общества, типа доминирующей в стране экономической системы, политической культуры общества и ряда других факторов. Учитывая в конкретных политических условиях степень воздействия вышеобозначенных факторов на спектр функций политических партий, выделяют несколько основных функций. 1. Функция выявления и формирования наиболее существенных интересов тех социальных групп или классов, интересы которых данная партия собирается отстаивать и на политическую поддержку которых партия рассчитывает опереться в своей борьбе за власть. Эта функция реализуется посредством составления партийных программ, предвыборных платформ партий, политических заявлений партийных съездов, а также при помощи широкого пропагандирования этих документов среди населения. Эту функцию можно обозначить как идейно-теоретическую или же функцию артикуляции интересов электората. 2. Электоральная. Ее суть состоит в том, что партии обычно выступают в качестве наиболее активных субъектов борьбы за завоевание политической власти: подбирают и выдвигают кандидатов на выборные должности, координируют ход предвыборной борьбы, участвуют в финансировании избирательных кампаний и т.п. 3. Участие в реализации государственной власти через фракции в парламенте, а также через своих представителей, которых партия сумела провести на те или иные выборные должности(мэры, губернаторы, сенаторы, президент) или государственные посты (министры, руководители органов местной исполнительной власти и т.д.) 4. Политическая активизация и консолидация политических усилий широких слоев избирателей. Формами такой активизации могут стать политическая агитация в печати, по радио, телевидению, на митингах, проведение собраний, шествий и т.п. Существуют и иные, более современные технологии активизации широких слоев населения, которые основаны на использовании новейших достижений в таких сферах знания как обработка и передача информации. 5. Формирование кадрового резерва профессиональных политиков, отбора наиболее подходящих кандидатов на различные политические должности. Иногда эту функцию обозначают как функцию «политического рекрутирования». 6. Шестая функция партии заключается в том, что она выступает в качестве своеобразного связующего звена между обществом и государством, между народом и властью.
50. Классификация политических партий В современном мире существуют множество разнообразных партий, которые можно классифицировать по следующим основаниям: а) по участию в осуществлении власти: правящие и оппозиционные; б) по масштабности деятельности: общенациональные и региональные; в) по организованности: электоральные (избирательные), характеризуемые немногочисленностью, свободным членством и ориентацией исключительно на организацию и проведение избирательной кампании, и массовые (кадровые) с жесткой организацией, дисциплиной, тесной связью между членами; г) по отношению к другим элементам политической системы: демократические, тоталитарные, авторитарные. Демократические партии отличаются лояльностью и терпимостью по отношению к другим элементам политической системы, рассматривают власть как результат свободной политической конкуренции, признают право на жизнь и политическую борьбу других партий. Тоталитарные партии характеризуются стремлением к абсолютному подчинению других политических институтов, в том числе и государства, к полному доминированию в политической системе, устранению других партий. При этом «выживание» возможно только для тех политических и общественных организаций и движений, которые безусловно признают руководящую роль тоталитарной партии. Авторитарные партии, как правило, возникают из национально-освободительного движения, формируются вокруг вождя, отличаются массовостью и, в большей степени, представляют собой не собственно политическую партию, а массовое общественно-политические движение, которое функционирует до тех пор, пока вождь находится у власти
51. признаки демократической, тоталитарной и авторитарной партий. Демократические партии отличаются лояльностью и терпимостью по отноше нию к другим элементам политической системы, рассматривают власть как результат свободной политической конкуренции, признают право на жизнь и политическую борьбу других партий. Тоталитарные партии характеризуются стремлением к абсолютному подчинению других политических институтов, в том числе и государства, к полному доминированию в политической системе, устранению других партий. При этом "выживание" возможно только для тех политических и общественных организаций и движений, которые, безусловно, признают руководящую роль тоталитарной партии. Авторитарные партии, как правило, возникают из национально-освободительного движения, формируются вокруг вождя, отличаются массовостью и, в большей степени, представляют собой не собственно политическую партию, а массовое общественно-политическое движение, которое функционирует до тех пор, пока вождь находится у власти. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|