ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Политическая власть, ее структура, функции и ресурсы.Власть -явление многоликое и многофункциональное. Вот лишь некоторые ее определения: телеологическое (с точки зрения цели) - это способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов; бихевиористское - это особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются; системное - это способность социальной системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей; реляционистское (англ. relation - отношение, связь) - это взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект при помощи определенных средств контролирует объект. Структура власти включает: субъект власти (актора) - человек, группа, организация, общность или все мировое сообщество, качества; желание властвовать (воля к власти); готовность брать на себя ответственность; компетентность; авторитет; организованность, объект власти - человек, группа, организация или общность, на которых направлены властные функции субъекта власти; главное качество готовность к повиновению ресурсы власти - средства, которые использует субъект для обеспечения повиновения со стороны объекта; механизм функционирования власти - систему институтов и норм, регулирующих и упорядочивающих властные отношения. Ресурсы власти можно трактовать в широком и узком смысле. В широком смысле это: -собственные качества субъекта и объекта власти; -благоприятная для субъекта;-материальные и иные средства воздействия на объект. Ресурсы власти в узком смысле (по А.Этциони) включают: утилитарные ресурсы: экономические - деньги, земля, техника; социальные - должности, престиж, образование, здравоохранение; культурно-информационные - знания и информация, средства их получения и распространения; принудительные - меры административного и уголовного наказания нормативные - средства воздействия на внутренний мир человека, его ценностные ориентации и нормы поведения. Универсальным, многофункциональным ресурсом является демографический: люди, которые одновременно выступают субъектом и объектом власти, создают, распределяют и присваивают все иные виды ресурсов. Существует три уровня власти: • общественный - охватывает наиболее сложные социальные и политические отношения; • личный (частный) - власть в малых группах. Функции политической власти: 1-формирование политической системы общества; 2-организация политической жизни, политических отношений 3-управление делами общества и государства; 4-руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами; 5-контроль политических и иных общественных отношений; 3 6-создание определенного, характерного для данного общества типа правления, политического режима и государственного строя. 11. Концепции политической власти. Можно выделить два наиболее общих класса теорий, на основе которых удается объяснить все ее атрибуты: основания, объем, интенсивность, формы и методы принуждения, а также другие основные параметры. Первое из этих направлений можно условно назвать л атрибутивно-реляционистским. Его сторонники связывают'1 сущность власти с различными свойствами человека и сторонами с его индивидуальной деятельности. По своей сути такой 0 теоретический подход развивает своеобразную «философию с человека», заставляя его приверженцев усматривать сущность; власти в волевых (Гегель), силовых (Т. Гоббс), психологических j (Л. Петражицкий) и прочих свойствах и способностях индивида: или в использовании им определенных средств принуждения: (инструменталистские теории) и поведенческого взаимодействия: (Г. Лассуэлл). В качестве типичных примеров такого подхода можно назвать:.теорию «сопротивления» (Д. Картрайт, Б. Рейвен, К. Леви).:согласно которой власть возникает в результате преодоления одним субъектом сопротивления другого. Такова же по существу и «теория обмена ресурсов» (П. Блау, Д. Хиксон), авторы которой предполагают, что власть формируется в результате обмена одним субъектом своих ресурсов на необходимое ему поведение другого. Показательна и теория «раздела зон влияния» (Дж. Ронг), интерпретирующая власть в качестве следствия контакта социальных зон, которые находятся под контролем разных субъектов. В это же направление вписывается и телеологическая концепция Б. Рассела (в которой власть рассматривается как форма целенаправленной деятельности человека), и идеи школы «политического реализма», делающие акцент на силовом воздействии контролирующего ресурсы субъекта (Г. Моргентау), и некоторые другие. Вместе с тем указанным позициям противостоит точка зрения, трактующая власть в качестве анонимного, над персонального. безличного свойства социальной системы, обезличенной воли обстоятельств, принципиально несводимой к характеристикам индивидуального или группового субъекта. И это направление также представлено многочисленными теоретическими конструкциями. Например, представитель структурно-функционального подхода Т. Парсонс трактовал власть в качестве «обобщенного посредника» в социальном/политическом процессе. Для относящихся к этому направлению марксистских взглядов характерно представлять политическую власть в качестве функции социального аппарата того или иного класса, формирующего общественные отношения, предопределяющие его способность навязывать свою волю другому классу и тем самым обеспечивающие его социальное господство. К данному направлению относятся и информационно-коммуникативные трактовки власти (Ю. Хабермас), рассматривающие ее как глобальный процесс многократно опосредованного и иерархиизированного социального общения, регулирующего общественные конфликты и интегрирующего человеческое сообщество. Но наиболее ярко суть системного подхода выражена в постструктуралистских теориях (М. Фуко, П. Бурдье). В крайних вариантах они интерпретируют власть как некую модальность общения, «отношение отношений», изначально присущее всему социальному, не локализуемое в пространстве и не способное принадлежать кому-либо из конкретных общественных субъектов. Как пишет, к примеру, М. Фуко, «власть везде не потому, что она охватывает все, а потому, что она исходит отовсюду». При таком подходе политическая власть, по сути, отождествляется не только со всеми политическими, но и со всеми социальными отношениями в целом. Ни в обществе, ни в; политике не признается ничего такого, что могло бы выйти за рамки власти. И при этом выходит, что не люди обладают, способностью присваивать власть, а сама власть присваивает на i время того или иного субъекта (президента, судью, полицейского) для осуществления принуждения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|