Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Средствами художественной литературы.




 

Формирование здоровых привычек – сложнейшая педагогическая проблема. Санитарное просвещение в форме санитарной медицинской информации о вреде курения и алкоголя, их последствиях и т.д. выявило свою полную несостоятельность, неэффективность. Без активного участия школы в воспитании учащихся санитарное просвещение дает обратный результат.

Что должен знать учитель? Каким образом проводить гигиеническое обучение и воспитание (ГОВ)?

Формирование здоровых привычек базируется на сознательном самовоспитании учащимися полезных для здоровья стереотипов. Здоровье несовместимо с вредными привычками, разрушающими его, поэтому отказ от них – один из обязательных элементов здорового стиля жизни. К вредным привычкам относятся прежде всего, различного рода наркоманические пристрастия: наркомания, табакокурение, злоупотребление алкоголем, кофе («кофемания»), черным чаем («чаемания»), переедание («пищемания»), половые излишества («сексомания») и прочие виды поведения человека, в основе которых лежит состояние зависимости, т.е. привычка.

Физиологическим проявлением наркомании является перераздражение центра удовольствия ретикулярной формации – подкорковой нервной структуры, которая выходит из-под контроля коры головного мозга и становится доминантой, или господствующим центром, подчиняющим себе высшие нервные центры, а с ними и высшую нервную деятельность. Воля, сознание, поведение, память – все, что отличает человека от животных, становится вторичным, зависимым от того наркотического средства, которое вызвало удовольствие. В этом смысле наркотик или алкоголь, рок-музыка или секс, кофе или сладости, снотворное или успокаивающее средство стоят на одной линии. Кроме того, они отрицательно воздействуют на функции коры головного мозга, правда, в разной степени. Отсюда вывод; эффект удовольствия, независимо от источника, становясь привычкой, грозит утратой здоровья – его следует сдерживать, контролировать.

С целью повышения эффективности ГОВ школьников разработана методика целенаправленного медицинского комментария художественных текстов. Создавая определенный эмоциональный и психологический настрой, активизируя мышление, сопереживание, художественная литература становится добрым помощником учителя в чрезвычайно сложной, но необходимой работе по ГОВ учащихся. Ниже приводятся специально подготовленные отрывки из художественных произведений, соотнесенных с вопросами, заданиями и пояснениями к тексту.

Работая с этим материалом, учитель может:

- пополнить свои знания по пяти разделам: «Наркомания», «Употребление алкоголя», «Табакокурение», «Половое воспитание и профилактика венерических заболеваний», «Гигиена»;

- предложить детям прочитать или прослушать отрывок из художественного произведения. Желательно продемонстрировать книгу, содержащую данный текст, чтобы у ребенка появилось желание прочитать ее полностью. При необходимости дополнительно приводятся другие отрывки на ту же тему, которые даны в данном разделе. Целенаправленная работа с художественными текстами может стать содержанием классного часа или проводиться в качестве внеклассного мероприятия;

- задавать вопросы, задания по тексту;

- использовать некоторые пояснения, прилагаемые к тексту, - своего рода «шпаргалку» для учителя;

- обсудить полученную из текста информацию и ответить на вопросы.

 

Наркомания

 

С давних времен человечеству известны вещества растительного происхождения, обладающие одурманивающим действием. Это наркотические вещества, или наркотики. С развитием химии в XIX-XX вв. были получены искусственные наркотики – лекарственные средства сильного обезболивающего действия. Они способны привести к психическому заболеванию, которое называется «наркомания».

Наряду с наркотиками, состояние одурманивания способны вызвать и другие лекарственные препараты, а также средства бытовой и промышленной химии. Такие вещества называются токсикантами, а заболевание, которое они вызывают, токсикоманией. В своем развитии наркомания и токсикомания проходят следующие стадии:

1) Состояние эйфории – удовольствие, комфорт, неадекватные данной ситуации;

2) Психическая зависимость – психический дискомфорт при отсутствии наркотика или токсиканта: состояние, когда все помыслы и поступки противоречат прежним жизненным целям, здравому смыслу, морали, этикету и полностью подчинены болезненной потребности в наркотике;

3) Физическая зависимость или синдром отмены (наркоманы называют его «ломка»), - тяжелое состояние, которое проявляется «ломающими» болями, судорогами во всем теле, рвотой, поносом, потерей сознания. Нередко развивается острое психическое расстройство – бред преследования.

Виды наркомании:

- опийная (морфинная) – при употреблении опия, морфия и других препаратов мака;

- гашишная - при употреблении препаратов из конопли (гашиш, анаша, марихуана);

- эфедриновая – при употреблении самодельно обработанного эфедрина;

- барбитуровая – после приема снотворных;

- кокаиновая – при употреблении кокаина;

- после приема средств, возбуждающих нервную систему.

Виды токсикомании;

- при злоупотреблении успокаивающими средствами (транквилизаторами);

- при вдыхании средств бытовой и промышленной химии;

- вследствие приема некоторых лекарств, действующих на центральную нервную систему, антиаллергических и антигистаминных средств.

 

Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями в районах, где произрастали растения, содержащие наркотические средства. Это так называемые очаги или зоны первичного наркотизма: Азия (опийный мак, конопля), Южная Америка (растение кока, из которого добывают кокаин), Африка (растение кат, близкое к кока).

Последствия, к которым приводит постоянное применение наркотиков, раскрывает эпизод из повести известного врача Ф.Г. Углова «Сердце хирурга»

 

Ф.Г. Углов «Сердце хирурга»

В ночной час мы свернули с широкой центральной улицы на узкую боковую, по ступенькам спустились к закрытой двери полуподвального помещения. На вопрос, кто стучит, заданный по-китайски, Гаврилов тоже по-китайски отозвался: «Четырехглазый». Нас тут же впустили. Оказывается, за круглые очки обитатели притонов окрестили милиционера Гаврилова «четырехглазым».

В нос ударил тяжелый запах гнили и застоявшейся сырости. В огромной комнате плавал сине-желтый ядовитый дым, и, приглядевшись, я увидел много людей, в разных позах сидящих и лежащих на захламленном полу. Кое-кто из них спал, кое-кто бредил, бормоча непонятные фразы, другие с тупой полусонной отрешенностью смотрели перед собой и – было видно – ничего не замечали. Иные же с блаженным выражением на лице курили длинные глиняные трубочки, наполненные гашишем. Как после объясним мне Гаврилов, за щепотку гашиша, вот за такой миг – посидеть с заветной трубкой во рту – тут готовы на любое, самое тяжкое преступление. Порок затмевает разум.

Среди всех особенно жалкий вид имели женщины, опустившиеся в конец, утратившие человеческий облик… Хозяин притона – толстый, с длинной черной косой и заплывшими глазками китаец – подобострастно отвечал на вопросы моего спутника. Гаврилов подошел к одному из обитателей подвала и попросил снять рубаху. Тот, хотя и не охотно, но снял ее. Страшное зрелище представляло собой его тело, сплошь покрытое гноящимися струпьями. Это был морфинист, сам себе делающий уколы морфия. Так как при уколе шприц и игла, руки и тело не дезинфицировались, тут же возникло нагноение. Нагноения захватили уже всю спину, грудь и плечи… Еще ужасней выглядели у него ноги от паха до лодыжек – на них были огромные, незаживающие язвы. Зачастую морфинисты, подгоняемые нетерпением, вводят себе морфий прямо через одежду, не выбирая где на теле здоровое место, а где рубцы и струпья.

Гаврилов попросил снять кофточку молодую, но изможденную, с потухшими равнодушными глазами женщину, и она безропотно, без признаков смущения обнажила тело. Та же мрачная картина – язвы, сочащийся из-под струпьев гной…

 

Вопросы и задания

1. Какие мысли вызывает у вас описание притона наркоманов?

2. Опишите внешний вид морфиниста.

3. Дайте описание гашишной наркомании из текста.

4. О каких признаках психической зависимости от наркотиков рассказывал милиционер Гаврилов?

5. Что вы знаете о наркомании и ее исходе?

 

Пояснение к тексту

Гашиш – препарат наркотического действия, получаемый из конопли. Способ употребления: курение, часто вместе с табаком, прием внутрь в виде пилюль, напитков, с различными блюдами, а также жевание. Начинают применять гашиш обычно в группе. Горящая папироса с гашишем имеет запах жженой травы.

При остром отравлении гашишем характерны следующие признаки: покраснение лица, повышенный блеск и покраснение глаз, расширение зрачков, учащение пульса, повышенное чувство голода, жажда, нарушение координации, изменчивое настроение, болтливость, неадекватная веселость, склонность к агрессивным действиям.

При хроническим употреблении препаратов конопли снижается интеллект, ухудшается память, человек испытывает постоянную слабость, апатию.

Следует обратить внимание учеников на то, что описанный выше исход употребления препаратов конопли относится и к марихуане, которую принято считать безопасным, легким наркотиком.

Морфинист – наркоман, делающий инъекции морфия.

Признаки острого морфинного (опийного) опьянения: узкие зрачки (симптом «булавочной головки»), сухость кожи, понижение артериального давления, редкий пульс, снижение критической оценки поступков и высказываний, расторможенность.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных