Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философское определение воспитания, структура и особенности ус­воения общественного опыта.




Понятие воспитание употребляется в самых различных значениях. Воспи­тание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально орга­низованный педагогический процесс.

К.Д.Ушинский писал, что в отличие от средовых и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организо­ванный педагогический процесс.

Но в чем же состоит сущность воспитания.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельно­сти, то она обычно ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организо- ванное пе­дагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирова­ния у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В других же работах слово воздействие как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся с понуждением опускается и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.

Однако как первое, так и второе определения отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя, педаго­га.

Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американ­ский педагог и психолог Эдвард Торндайк писал:

Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем из­менений.

Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека как общественного существа, как личности происходит путем "присвоения человеческой действительности".

В этом смысле воспитание следует рассматривать как средство, при­званное способствовать присвоению растущей личностью человеческой дей­ствительности.

Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю со­вокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.

Чтобы подрастающие поколения могли "присвоить" этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны "распредметить" его, то есть, по сущест­ву, в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем дея­тельность (трудовую, познавательную, социальную, художественно­эстетическую и т.д.) и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы соб­ственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений чело­век овладевает общественным опытом и его различными структурными ком­понентами.

Основное назначение воспитания состоит в том, чтобы, включая растуще­го человека в деятельность по "распредмечиванию" различных сторон обще­ственного опыта, помочь ему воспроизвести этот опыт и таким образом вы­рабатывать у себя общественные свойства и качества, развивать себя как личность.

На этом основании воспитание в философии определяется как воспроиз­водство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуазьную форму существования.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных