ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Включение учащихся в деятельность и её активизация как важнейшие закономерности воспитания, деятельностно-отношенческая концепция воспитания.Для педагогики весьма важным является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта участия его в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он проявляет в это деятельности, а также от характера её направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности. Задача педагога: постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащихся. Приведенные суждения достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению как научного понятия. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению обществ венным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Указанный подход к трактовке воспитания получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции состоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса. Поскольку целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся: - учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процес-, се которой решаются задачи умственного и технического развития; - гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием; - общественно-полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий развитие всех других сторон развития личности; - морально-познавательная и нравственно практическая деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т. д.); - художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию; - физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, обеспечи-вающая физическое развитие.
Постановка целей и реализация перспектив успешного личностного роста учащихся, опора на их положительные качества как общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перепек- \ тивы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которые он хочет достичь в своём развитии. Сущность этой идеи состоит в том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и таким образом направляют и стимулируют ее. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. Только открывая перед учащимися перспективы их роста и личностного совершенствования, можно добиться необходимых успехов в их воспитании. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. Психологической основой этой закономерности является то, что открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования. Всякая деятельность требует от них большого напряжения физических сил и нервной энергии. Это) напряжение усугубляется тем, что им постоянно приходится овладевать но- iвыми способами деятельности, изменять и совершенствовать усвоенные стереотипы поведения. Не всем это дается легко. Всякое осуждение и упреки в условиях, когда сам школьник не в состоя- jнии преодолеть встретившиеся трудности и имеющиеся недостатки, в опре- 1 деленной мере обладают отрицательным внушающим воздействием. П.П.Блонский считал, что в этих случаях гораздо эффективнее ДРУГОЙ под- I ход: нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки, а совместно с учеником бороться против его недостатков. Но тогда чаще всего нужны не проработки и осуждения, а проявление душевной чуткости к ученику и оказание ему реальной помощи в преодолении возникших трудностей. Принцип воспитания через положительное требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать. Дети, которым очень часто напоминали об их недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|