Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Включение учащихся в деятельность и её активизация как важней­шие закономерности воспитания, деятельностно-отношенческая кон­цепция воспитания.




Для педагогики весьма важным является то, что мера личностного разви­тия человека зависит не только от самого факта участия его в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он проявляет в это деятельности, а также от характера её направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности.

Задача педагога: постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отно­шение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней высту­пают как определяющие факторы воспитания и личностного развития уча­щихся.

Приведенные суждения достаточно четко раскрывают сущность воспита­ния и дают возможность подойти к его определению как научного понятия.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению обществ венным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке воспитания получил название деятельно­стно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции со­стоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельно­сти и формирования положительного отношения к ней воспитание невоз­можно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего про­цесса.

Поскольку целью воспитания является всестороннее и гармоничное раз­витие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относят­ся:

- учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процес-, се которой решаются задачи умственного и технического развития;

- гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;

- общественно-полезный, производительный труд, формирующий стрем­ление к созидательной деятельности и цементирующий развитие всех других

сторон развития личности;

- морально-познавательная и нравственно практическая деятельность (за­щита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и

т. д.);

- художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетиче­скому развитию;

- физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, обеспечи-вающая физическое развитие.

 

Постановка целей и реализация перспектив успешного личностного роста учащихся, опора на их положительные качества как общие зако­номерности воспитания и их психолого-педагогические основы.

В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перепек- \ тивы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой за­кономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех резуль­татов, которые он хочет достичь в своём развитии.

Сущность этой идеи состоит в том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и та­ким образом направляют и стимулируют ее. Если эти цели и намерения реа­лизуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от дос­тигнутых успехов.

Только открывая перед учащимися перспективы их роста и личностного

совершенствования, можно добиться необходимых успехов в их воспитании.

В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положитель­ные качества учащихся. Психологической основой этой закономерности яв­ляется то, что открывая перед учащимися перспективы их роста и всесторон­него развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испыты­вают они в процессе своего личностного формирования. Всякая деятельность требует от них большого напряжения физических сил и нервной энергии. Это) напряжение усугубляется тем, что им постоянно приходится овладевать но- iвыми способами деятельности, изменять и совершенствовать усвоенные

стереотипы поведения. Не всем это дается легко.

Всякое осуждение и упреки в условиях, когда сам школьник не в состоя- jнии преодолеть встретившиеся трудности и имеющиеся недостатки, в опре- 1 деленной мере обладают отрицательным внушающим воздействием. П.П.Блонский считал, что в этих случаях гораздо эффективнее ДРУГОЙ под- I ход: нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки, а совме­стно с учеником бороться против его недостатков. Но тогда чаще всего нуж­ны не проработки и осуждения, а проявление душевной чуткости к ученику и оказание ему реальной помощи в преодолении возникших трудностей.

Принцип воспитания через положительное требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать. Дети, которым очень часто напоминали об их недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных