ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Чтобы учесть новый социальный заказ школе, устранить перегрузку школьников, повысить их интерес к учению, необходимо применить более строгую и четкую систему критериев отбора содержания школьного образования, разработать единый уровень общего среднего образования, доступный учащимся всех типов средних учебных заведений. Предлагаемые ниже критерии разработаны в отечественной дидактике, однако по субъективным и объективным причинам еще не нашли должного применения в процессе методического обоснования учебных программ. Особенностью рассматриваемых критериев является то, что каждый последующий все более сужает объем отбираемого содержания образования, приближая его к оптимально необходимому и достаточному: 1. Критерий целостного отражения в содержании общего среднего образования основных компонентов социального опыта, перспектив его совершенствования, задач всестороннего развития личности. В соответствии с этим критерием в содержание общего среднего образования должны войти научные знания о мире, его познании и преобразовании, основные способы деятельности, в том числе и творческой, а также отношения человека к действительности. Усвоение знаний о природе, обществе, технике, культуре, человеке позволяет школьнику формировать в своем сознании научную картину мира, овладевать основами мировоззрения. Овладение способами деятельности позволяет успешно выполнять по известным образцам физическую, умственную и другие виды деятельности. Усвоение опыта творческой деятельности обеспечивает способность решать новые, нестандартные задачи. Формирование в структуре личности человека эмоционально-ценностных отношений имеет решающее значение для перехода знаний в убеждения, для воспитания личности. Таким образом, первый критерий отражает полноту и целостность содержания образования. 2. Критерий выделения главного и существенного в содержании образования, т. е. отбора в нем наиболее необходимых, универсальных, перспективных, воспитательно значимых и общепризнанных элементов с точки зрения общего, а не специального образования. 3. Критерий соответствия возрастным возможностям учеников. Он должен предупредить включение в программы недоступного материала, который не усваивается на должном уровне учениками соответствующего возраста. 4. Критерий соответствия выделенному учебным планом времени на изучение данного предмета. 5. Критерий учета отечественного и международного опыта формирования содержания учебных программ. 6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-материальной и методической базе школы с учетом реальных перспектив ее развития. Этот критерий требует отбора таких лабораторных, практических работ, трудовых заданий и т. д., которые могут быть реально обеспечены в настоящее время и в перспективе. Применение этих критериев позволит, с одной стороны, обогатить содержание образования, а с другой ‒ освободить программы от второстепенной, усложненной, справочной и другой несущественной для целей общего образования информации. Вместе с тем использование этих критериев не позволит пойти по пути упрощенческого подхода к содержанию школьного образования, сведения его лишь к простому ознакомительству с некоторыми направлениями науки, техники, культуры. Аналогичные подходы в зарубежных странах уже имели место и привели к резкому снижению уровня подготовки молодежи к труду[95].
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: ПЕДАГОГИКА / Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|