ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КРАЕВСКИЙ В. В., ХУТОРСКОЙ А. В.ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА [172] Карта занятий - педагогическое средство, цель которого - предоставить учителю инструментарий для конструирования системы занятий по определенной теме с целью обеспечения образовательного процесса. С помощью такой карты достигается вариативность конструируемых занятий. Карта содержит базы данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных программ и способов их составления, других технологических и информационных средств обучения. Она включает в качестве инвариантов фундаментальные образовательные объекты по изучаемому курсу, этапы и процедуры обучения. С помощью такой карты можно обеспечить достижение одних и тех же целей обучения различными наборами форм и методов занятий, которые применяются в качестве вариативных средств, дополняющих и достраивающих инвариантную структуру до уникального варианта обучения. Предлагаемая нами карта учебных занятий состоит из пяти блоков: вводные занятия, основная часть, тренинг, контроль, рефлексия. Каждый блок имеет свои задачи и базы данных. Линия обучения выстраивается следующим образом. Из базы данных каждого блока карты выбираются виды деятельности, формы, методы, приемы, средства обучения, с помощью которых предполагается реализовать поставленные цели. Ориентиром для учителя при планировании системы занятий является образ предполагаемого образовательного продукта ученика. Такой продукт соотносится, во-первых, с личностным потенциалом учеников; во-вторых, с содержанием образования и организационными формами, обеспечивающими его получение; в-третьих, с усвоением учеником образовательных процедур. Учитель, составляя карту, постоянно пополняет ее новым инструментарием. Эффективность составления и применения карт возрастает при использовании компьютерных технологий. Принципы структуризации технологического инструментария и задание правил-алгоритмов для создания вариантов различных технологий обучения существенно облегчают труд учителя по разработке планов занятий применительно к разным классам, отдельным ученикам и реальным условиям обучения.
Помимо карты занятий для планирования занятий используются и другие средства: – тематическое планирование занятий; – индивидуальные образовательные программы учащихся, включаемые в общую программу занятий по предметам в качестве отдельных компонентов; – индивидуальное расписание для каждого ученика, являющееся компонентом общего расписания. Такое расписание регламентирует индивидуальные занятия учеников, их консультации, подготовку и защиту индивидуальных творческих работ; – индивидуальные характеристики образовательных результатов учащихся; – качественно-количественные системы оценивания образовательных результатов; – рефлексивные дневники и книжки учащихся[173]. Разработка и структура плана творческого урока ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: ХУТОРСКОЙ А. В. СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА [174]
Творческий урок ‒ это «магический кристалл», грани которого отражают все составляющие примененной системы обучения. Такой урок воплощает структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов. Создание творческого урока ‒ это «творчество в квадрате», поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников. Главными вопросами на этапе разработки урока являются следующие: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс? Во время проектирования урока учитываются: образовательная программа, уровень подготовки детей, наличие методического инструментария, специфика имеющихся условий, тип урока, а также формы и методы, которые помогут ученикам создать необходимый образовательный продукт и достичь главных целей. Ключевую роль на данном этапе имеют составленные или подобранные задания для учеников. После проектирования урока происходит его реализация, которая также является творческим процессом, поскольку урок не является простым воспроизведением намеченного плана. От творчества педагога зависит и уровень творчества детей. А это значит, что во время урока учитель ‒ также творец, а не простой исполнитель своего плана! Успех творческого урока определяется открытым («стартовым») заданием, которое вовлекает учеников в мотивированную деятельность по созданию образовательного продукта. Опыт показывает, что именно от содержания сформулированного задания зависит успех творческого урока. Если задание звучит невнятно, «не задевает» детей, отчуждено от их личного опыта или актуальной проблематики науки, то шансов на качественный результат мало. Открытые задания не имеют (и не должны иметь) однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные варианты решения. Получаемый учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно угаданный или полученный ответ. Применение таких заданий, с одной стороны, направлено на творческое освоение базового содержания учебных курсов, с другой ‒ обеспечивает развитие когнитивных, креативных и оргдеятельностных и иных качеств учащихся. Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания. К разрабатываемым открытым заданиям предъявляются следующие требования: – задания должны относиться к конкретному базовому вопросу, теме или объекту изучения, обозначенному в учебной программе; – задания не должны иметь заранее известного для учителя решения; – формулировка задания должна быть интересна или необычна как для учеников, так и для автора ‒ учителя. При разработке открытых заданий учителю бывает сложно отвлечься от собственных представлений о результатах, которые должны быть получены учениками. Лучшее задание то, решение которого неизвестно учителю заранее, но интересно и посильно для выполнения учеником. Предчувствие оригинальных ответов учеников ‒ важный субъективный критерий качества открытого задания. Например, задание «Напиши кратко, что такое космос» выполнено семилетним учеником лаконично и емко: «Космос ‒ это нескончаемость». Не так важна сложность задания, как предполагаемая степень творчества ребенка при его выполнении. При разработке задания продумываются критерии оценки его выполнения, то есть определяется, какие параметры созданного учеником продукта будут оцениваться. Наряду с частными (предназначенными для конкретного творческого задания критериями) существуют и универсальные критерии оценки творческой работы: мировоззренческая глубина, самобытность, многовариантность подходов, соответствие условию задания, оригинальность формы представления результата и т. п. Важнейшее средство организации творческой работы учащихся, ориентировочная основа их деятельности‒ о порные технологические рекомендации. Рекомендованные ученикам способы действий позволяют им выполнять творческую деятельность на технологической основе с гарантированным результатом. Планирование творческого урока. План творческого урока ‒ это инструмент реализации учителем своей образовательной программы. Рассмотрим этапы и особенности составления плана урока, ориентированного на творческую деятельность учеников. 1. Планирование урока начинается с разработки серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в рамках изучаемого раздела. 2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя, учет существенных для реализации задач творческого урока особенностей учеников того класса, в котором будет проводиться урок. Применение удачных элементов предыдущих уроков. Выработка собственного отношения к теме урока, прогнозирование отношения к ней учеников, корректировка при необходимости планируемого содержания и средств обучения. 3. Поиск различных точек зрения на изучаемую проблему. 4. Определение соответствия урока дидактическим целям изучаемого курса. 5. Выбор типа учебного занятия, методов и средств его проведения. 6. Соотнесение предполагаемых результатов урока с образовательными стандартами. 7. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока[175]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|