Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогическая культура учителя.




Из чего складывается педагогическая культура? Это, прежде всего, глубокое знание учителем своего предмета. Мы считаем очень важным, чтобы учитель ориентировался в самых сложных вопросах науки, основы которой он преподает в школе, в вопросах, представляющих собой передний край научной мысли... С этого начинается и на этом строится педагогическая культура. Можно возразить: зачем учителю знать то, что не изучается на уроках и не соприкасается непосредственно с изучаемым в средней школе материалом? Затем, чтобы знание школьной программы было для учителя азами, азбукой его кругозора. Когда его кругозор неизмеримо шире школьной программы, лишь тогда он подлинный мастер, художник, поэт педагогического процесса.

Я знаю десятки таких мастеров. Их педагогическая культура сказывается уже при подготовке к уроку. Они готовятся к уроку по программе, а не по учебнику. Они продумывают программу, после этого прочитывают соответствующий раздел учебника, для того чтобы мысленно поставить себя на место ученика, взглянуть на материал с его точки зрения. Подлинный мастер педагогического процесса, знающий неизмеримо больше, чем изучается в школе, не дает в поурочном плане изложение нового материала. Он продумывает содержание рассказа, готовит наглядные пособия, примеры и задачи. Все это нет надобности записывать в поурочный план. Его поурочный план – это не содержание рассказа (лекции, объяснения), а заметки о деталях педагогического процесса на уроке, необходимые для руководства умственным трудом учащихся. Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда.

У настоящего мастера педагогического дела ‒ подлинная эмоциональность. А у того, кто поверхностно знает материал, бывает ложный пафос, искусственное красноречие, которым он пытается усилить воздействие на сознание учеников, но результат от этого плачевный ‒ ложный пафос толкает к пустозвонству, краснобайству, все это развращает душу, опустошает сердце воспитанника.

Итак, без глубокого знания науки, основы которой преподает учитель, нет педагогической культуры. Но как же добиться того, чтобы каждый учитель знал не только азы обучения, но и глубокие истоки предмета?

<…> Поурочный план ‒ это обязательный документ, отражающий индивидуальную творческую лабораторию учителя. Нет какого-то стандарта поурочного плана. Есть определенные требования, которые предъявляются к нему. Это, прежде всего, дидактическая обработка теоретического материала, который ученикам предстоит усвоить. Поурочный план творчески работающего учителя ‒ это максимальное предвидение того, что должно быть, того, что может возникнуть на уроке.

У каждого учителя есть своя творческая лаборатория, она из года в год обогащается ‒ это очень важная сторона педагогической культуры. Речь идет о технологии педагогического труда. У преподавателей математики, например, из года в год накапливается дидактический материал ‒ задачи нескольких степеней (вариантов) трудности, наглядные пособия, сделанные учителем и учениками. С каждым годом у учителя все больше материала на каждый урок, и ему нет надобности составлять поурочный план…[178]

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ 10

1. Попробуйте на основе текстов В. А. Сухомлинского, П. Ф. Каптерева и К. В. Ельницкого сформулировать в тезисной форме «Наставления начинающему учителю по подготовке к занятиям и планированию открытого урока» (два документа).

2. В настоящее время от учителя не требуют обязательного наличия поурочного плана: оцените это обстоятельство, докажите обоснованность наличия – отсутствия у молодого учителя поурочного плана.

3. Составьте на основе теолретического материала современных педагогов сформулировать требования к порядку организации планирования учебного занятия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных