Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воспитание в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание наряду с обучением является компонентом педагогического процесса




 

Воспитание наряду с обучением является компонентом педагогического процесса. Это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого осуществляется присвоение учащимися общечеловеческих ценностей, личностного опыта, формирование у них культуры отношений к себе и окружающему миру, развитие их субъектности, индивидуальности.

Теория воспитания как отрасль педагогики изучает научные основы процесса воспитания.Она раскрывает сущность, структуру, закономерности, движущие силы, содержание процесса воспитания, анализирует концепции воспитания и воспитательные системы. Методика воспитательной работы — раздел теории воспитания, изучающий особенности, методы, формы, средства, технологии организации воспитательного процесса в различных учебно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях.

Немецкий педагог И. Ф. Гербарт (1778—1841) один из первых попытался построить научную теорию воспитания. Содержание воспитания, по его убеждению, составляют воспитывающее обучение (воспитание интересов), нравственное воспитание (формирование воли и характера будущего члена общества), управление (приучение к порядку). И. Ф. Гербарт создал «педагогику управления», в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий. Такой взгляд на воспитание характерен для социетарной и педоцентристкой парадигм, в рамках которых цель развития личности состоит в ее социализации с позиций максимальной общественной полезности в соответствии с внешне заданными нормами. Данный подход к воспитанию игнорирует фактор саморазвития личности.

Развитие гуманистических идей в философии, психологии, педагогике (Ж. Ж. Руссо, К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчак, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие) способствовало появлению новых взглядов на воспитание, в центре которых находится ребенок как субъект воспитания. Эти взгляды нашли отражение в детоцентристской, антропологической, культурологической парадигмах. В их контексте воспитание — целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, базирующийся на способности человека к саморазвитию.

Процесс воспитания, реализуемый в конкретном образовательном учреждении, обозначается в теории воспитания термином «воспитательный процесс». Так как воспитательный процесс является составной частью педагогического процесса, то ему свойственны все атрибуты последнего (рис. 23—24; рис. 25, тема 9). В соответствии с этим воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором и компонентом которой является цель воспитания, реализуемая во взаимодействии педагога и воспитанников. Движущей силой воспитательного процесса выступает противоречие между разнообразными (нередко разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития в том случае, если педагог выдвигает такие цели и задачи воспитания (требования), которые соответствуют возможностям (уровню воспитанности) ученика, а также его потребностям, интересам, мотивам, ценностным ориентациям и т. п. Структура воспитательного процесса, его основные функции аналогичны структуре и функциям педагогического процесса.

Основными закономерностями процесса воспитания являются:

 зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общества;

 ориентация воспитания на развитие личности путем присвоения ею социального опыта, культуры и духовных ценностей;

 воспитание личности происходит в деятельности и общении;

 эффективность воспитания обусловлена активностью личности, включенностью ее в самовоспитание;

 зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания;

 зависимость эффективности и результативности воспитания от его целей, содержания, методов, средств, форм, условий;

 процессы воспитания и обучения взаимопроникающие и взаимозависимые, при этом обучение соподчинено воспитанию.

С учетом принципов целостного педагогического процесса (табл. 4—5, тема 9) сформулируем принципы воспитания (рис. 51).

Рис. 51. Принципы воспитания






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных