ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
Воспитание как педагогический процесс имеет двусторонний характер, представляя собой единство деятельности воспитателей и деятельности воспитанников (рис. 53).
Рис. 53. Двусторонний характер процесса воспитания
Целенаправленную профессиональную деятельность педагога школы или внешкольного образовательного учреждения, направленную на решение задач воспитания, называют воспитательной работой. Иначе говоря, это целенаправленная деятельность педагога или педагогического коллектива по организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых, в ходе которой решаются поставленные педагогические задачи. В теории воспитания обычно выделяют систему воспитательной работы школы или другого образовательного учреждении и систему воспитательной деятельности педагога (классного руководителя). Система воспитательной работы школы состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: воспитание учащихся в процессе обучения; воспитание учащихся во внеучебной деятельности; стиль, тон отношений, морально-психологический климат в школьном коллективе. Воспитание учащихся во внеучебной деятельности в свою очередь состоит из внеклассной воспитательной работы, внешкольной воспитательной работы, взаимодействия школы и семьи; организации взаимодействия в социуме. Система воспитательной деятельности педагога (классного руководителя) включает последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: целеполагающую, прогностическую, диагностическую, проектировочную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, коррекционную, рефлексивную (аналитическую) деятельности. Организаторская деятельность педагога предполагает организацию разнообразной деятельности учащихся, организацию детского коллектива, организацию индивидуальной, коррекционной работы с детьми, сотрудничества с родителями учащихся. Каждый из этих структурных компонентов системы воспитательной работы педагога (классного руководителя) предполагает использование общих или специфических методов воспитания. Например, диагностическая деятельность реализуется через комплекс исследовательских методов: тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, метод независимых характеристик, изучение школьной документации и другие. Воспитательная работа не ограничивается взаимодействием с учеником, она предполагает учет особенностей среды, окружающей ребенка, активное воздействие на эту среду, регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка и др. На основе общих принципов воспитания в учебной педагогической литературе выделены принципы воспитательной работы как одного из основных видов педагогической деятельности (рис. 54).
Рис. 54. Принципы воспитательной работы
Воспитательная работа педагога — основная составляющая воспитательного процесса. Другой его важнейшей составляющей является деятельность воспитанников.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|