ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность и принципы правового государства.Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и[прим. 1] фундаментальным принципам права[1][2][3]. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов[4][прим. 2]. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской[5] и «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции[6]. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения[7]. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства[8]. Идея правового государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях[9][10]: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей: § Ограничение и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства. § Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права. § Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Некоторые правоведы полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей[8][14]. Правовое государство требует наличия следующих институтов: § Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам[15][16]. § Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения[2][6]. § Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов[3][17]. Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности[9]. Принципы правового государства: 1) Правление по закону. Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. 2) Равенство перед законом. Законы в равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе к тем, кто издаёт законы[9]. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. 3) Выполнимость. Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать[16]. Как минимум, они должны существовать, быть доступны для ознакомления и содержать понятные (хотя бы юристу) требования. 4) Независимость судебной власти. Независимость суда от других ветвей власти и их изолированность от внешнего давления играют существенную роль в правовом государстве[2][6]. Если суд зависит от исполнительной власти, он может оказаться не в состоянии защитить подсудимого от нелегитимного применения силы. Если судебная власть смыкается с законодательной, свобода подсудимого может стать предметом произвольного регулирования. 5) Правосудие. С процедурной стороны, правосудие обеспечивается за счёт того, что система права содержит полный набор заранее известных процедур и правил принятия решений, процесс применения которых отличается справедливостью, последовательностью и прозрачностью[24]. Принципы работы системы должны позволять обычным людям предсказывать, какие действия будут расценены как законные, а какие нет[17]. Правосудие становится непредсказуемым, например, если коррупция позволяет заведомым нарушителям избежать наказания или лишить владельцев их законной собственности, или если зависимые от исполнительной власти суды узаконивают её произвол. 6) Защита прав человека. Сторонники естественно-правовых теорий утверждают, что никакие законы не должны покушаться на всеобщие права и свободы человека и гражданина[1][8]. Однако фактически в разных странах понимание прав человека различается[17]: в США смертная казнь не считается лишением права на жизнь, в Скандинавии высокие налоги не рассматриваются как нарушение права на частную собственность, во многих странах Восточной Европы и Латинской Америки люди не видят противоречия между преследованием гомосексуалистов и принципами равноправия. Некоторые правоведы полагают, что законодательная защита прав человека эффективна только при условии, что эти права имеют ценность в местной культуре. 24. Социальное государство РБ: сущность, направления развития, приоритеты. Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и др. Социальное государство осуществляет свои цели и задачи в форме правовой государственности и стремится при этом к расширению прав граждан, достижению большей социальной справедливости, сглаживанию социального неравенства. В наши дни демократические государства пытаются найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов в своей деятельности. Для достижения своих целей социальное государство призвано обеспечить следующие задачи и принципы организации жизнедеятельности общества: · конституционные гарантии гражданских, политических, социальных, экономических прав личности; · многоукладность экономики, включающей разнообразные формы собственности, сочетание административных и рыночных механизмов регулирования общественного производства; · доступные для всех системы образования, здравоохранения и социального обеспечения; · организацию эффективной борьбы с преступностью, наркобизнесом и другими антиобщественными явлениями; · разработку и осуществление государственных программ, направленных на решение других насущных социальных проблем. Советская правовая доктрина долгое время считала неприемлемой саму идею правового государства как буржуазную, а значит - антимарксистскую, антинаучную, рассматривая ее с узкоклассовых позиций и отрицая общедемократическое содержание. Только в конце 80-х годов была признана необходимость формирования правового государства в нашей стране. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями), принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., провозглашает: "Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство" (статья 1). В Конституции зафиксированы и основные принципы такого государства: уважение прав и свобод граждан, разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа и др. Однако очевидно, что от конституционного закрепления идеи правового, социального государства до ее практической реализации лежит долгий и трудный путь. Для этого необходимы как политическая воля, проведение соответствующих политических реформ, так и создание необходимой социально- экономической базы, развитие культуры и др. предпосылки. 25. Гражданское общество: условия возникновения и общая характеристика. Гражданское общество — совокупность межличностных отношений и самоуправляемых общественных ассоциаций, которые функционируют в рамках «правового поля» государства, без его непосредственного вмешательства и финансирования. Характерные признаки зрелого гражданского общества: · демократизм социальных отношений; · законопослушание граждан; · высокий уровень политической культуры и ответственности личности за свое поведение; · развитая система добровольных, самоуправляемых общественных объединений; · эффективный социальный контроль институтов власти. Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. Основополагающие принципы их жизнедеятельности — верховенство закона, реальное обеспечение прав и свобод граждан, равная взаимная ответственность общества, государства и личности. Становление правового государства и гражданского общества предполагает глубокие качественные перемены в условиях и качестве жизни каждого человека, повышение его материального благосостояния и культурного уровня. Определив свое отношение к понятию гражданского общества, мы можем перейти рассмотрению исторических аспектов данного вопроса. Когда же началось формирование современного гражданского общества? Существуют три точки зрения по данному вопросу. Сторонники первой позиции считают, что гражданское общество существовало всегда и первичной его формой была первобытная община, в рамках которой происходило удовлетворение потребностей людей. По мнению другой группы ученых, первый аналог современного гражданского общества сформировался в период появления античных полисов (городов-государств) и представлял собой сообщество свободных граждан. И, наконец, оппоненты двух первых точек зрения утверждают, что лишь крушение феодализма и последующее разделение политической и социально-экономической сфер жизнедеятельности людей, ликвидация их внеэкономической зависимости друг от друга и формальное равенство создали условия для образования нового социума, получившего в дальнейшем название «гражданского общества». Гражданское общество существует в диалектическом единстве с государством. Следовательно, вывод об идентичности его с первобытной общиной представляется недостаточно обоснованным. Что же касается более поздних этапов развития общества, то необходимо вспомнить, что в условиях рабовладельческого и феодального строя за рамками гражданского общества (если представить, что оно все-таки существовало) объективно оказывались большие группы людей (рабы, крепостные крестьяне). Аналогичное положение сохранялось в средневековых вольных городах. Признавая их, несомненно, прогрессивную роль в истории следует, однако, учитывать ряд аспектов. Общество в тот период имело сословное деление и, соответственно, судьба конкретного человека зависела от принадлежности к той или иной группе людей (цеху, корпорации). Они же, в свою очередь, являлись элементами государственной жизни и не могли в полной мере противостоять власти, отстаивая интересы своих членов. Само гражданское общество как самостоятельное системное образование сформировалось в период крушения феодализма и прихода ему на смену нового капиталистического общественного строя.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|