Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1 страница




4.1.Программный материал (конспект лекций)

Тема 5.1.Как слушать и понимать музыку

Понятие «музыка».Музыка (греч. musa — муза). Музыка — вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании.

Музыка окружает человека, с древнейших времен и по сей день. Звучит очень много музыки, музыки самой разной — старинной и современной, так называемой «классической» и «легкой», исполняемой профессио­нальными артистами и любителями. Как научиться отличать в музыкальном ис­кусстве подлинное от подделки, содержательную му­зыкальную пьесу от популярного, но пустого шля­гера? Как почувствовать красоту серьезного произ­ведения, которое поначалу может показаться скуч­ным и неинтересным, а на самом деле глубоко по образному смыслу и истинно красиво? Совет один: стараться больше знать о музы­кальном искусстве, его истории, особенностях языка, законах, по которым строится музыкальное творчест­во (разумеется, постоянно слушая много хорошей серьезной музыки).

Музыка как вид искусства.Могучую силу многообразного воздействия музыки на людей заметили и медики древности. «Музыкотерапия», к которой сейчас нередко прибегают врачи, описана Гиппократом, упоминается в египетских папирусах, мусульманских книгах, ее силу использовали средневековые целители.

Многие века музыка была лишь составной частью театрального действия, ритуального обряда или пышного празднества. Такая несамостоятельность, однако, не уменьшала силы ее воздействия. Уже мыслители древности писали об особой способности музыки передавать различные душевные состояния человека. Обращение музыки непосредственно к миру чувств, эмоций отмечалось во все времена - от эпохи Аристотеля до наших дней.

Как и ученый, художник исследует действительность, но делает это иначе, чем ученый. Если наука приходит к обобщениям в виде понятий, формул, воспринимаемых, прежде всего логически, то искусство рождает художественные образы, которые более непосредственно обращены к чувствам человека, его эмоциям, ощущениям. Уже в Древней Греции говорили, что искусство «поучает, развлекая». Художник стремится «заразить» нас, заставить нас сочувствовать, сопереживать. Воспринимать искусство без сопереживания просто невозможно.

Это определяет и некоторые существенные особенности художественного образа. Ему свойственно отражение действительности во всем ее многообразии или, как говорят эстетики, целостный характер отражения. Богатство конкретного мира, жизненное дыхание привлекают нас в произведениях искусства.

В зеркале искусства отражается все многообразие окружающего мира. Но есть у искусства и свой особый «предмет», своя «излюбленная тема»: это - человек. Все богатство его духовного мира, его разносторонние связи с действительностью, беспредельную широту возможностей раскрывает искусство в мире, созидаемом художником".

Форма произведения искусства всегда несет на себе отпечаток «лика творца». В любом произведении отражается личная позиция художника. Его миросозерцание, темперамент, вкусовые пристрастия определяют обращение к той или иной теме, отбор материала, выбор творческого метода, складывается под влиянием общества и его эстетических идеалов. При этом с полной силой выявляется социальная, классовая позиция автора.

Искусство - форма общественного сознания, не только отражающая действительность, но и формирующая ее. Искусство активно и многообразно воздействует и на отдельную личность, и на общество в целом.

Временная и звуковая природа музыкальных средств. Коренные основы музыкального искусства - временная и звуковая природа музыкальных средств. Временная природа музыки означает, что мы воспринимаем музыкальное произведение совсем не так, как произведения изобразительных искусств. Музыкальное произведение движется вперед, как бы течет во времени, течет безостановочно. Это обстоятельство осложняет ее восприятие. Протекая во времени, музыка получает возможность передавать процессы развития, показывать всевозможные изменения и повороты в нем - вплоть до самых сильных контрастов. Это свойство музыки позволяет ей не только воплощать наши чувства и мысли, но и показывать, как они развиваются, какие новые черты и оттенки в них появляются, как одна мысль или настроение сменяется другим, иногда даже противоположным. Именно это свойство помогает музыке так правдиво и выразительно рисовать самый широкий круг жизненных явлений. Вместе с тем непрерывная смена одних звучаний другими означает, что проблема движения может иметь для музыки самостоятельное художественное значение. В самом деле, значительная область музыки ставит своей задачей организацию движения людей или, по крайней мере, рисует картины такого движения. Достаточно указать на столь распространенный вид музыки, как марш.

Звуковая природа дает музыке возможность установить связь со звуковым миром действительности. Хотя музыкальный звук и должен отвечать известным требованиям, но все же граница между звуками музыкальными и немузыкальными весьма относительна; музыкальные тоны, их одновременные сочетания, их последования вполне могут напоминать звуковые явления жизни, существующие вне музыки. Вот почему в музыке немалую роль играет идеализированное воспроизведение звучаний окружающего нас мира - «звукоподражание». Предметы этого подражания разнообразны. Мы слышим звуки, издаваемые живыми существами; особенно охотно обращались композиторы к мелодичному и нежному пению птиц, которое словно само просится быть положенным на музыку (соловей, кукушка и перепелка в «Пасторальной симфонии» Бетховена, целый «ансамбль» весенних птиц во вступлении к опере «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Хоре птиц» из той же оперы, соловей в медленной части Второй симфонии Скрябина), мы слышим также топот коней («Сеча при Керженце» Римского-Корсакова), лай собак («Орфей» Глюка, «Пляска Кащеева царства» из балета Стравинского «Жар-птица»), крик осла (одна из тем увертюры «Сон в летнюю ночь» Мендельсона), жужжание шмеля (в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова). Внимание композиторов было привлечено не только к мелодичному, но и к характерному в птичьих голосах (пьеса «Курица» французского композитора XVIII века Рамо с изображением кудахтанья, множество образцов петушиного крика- симфоническая поэма Сен-Санса «Пляска смерти, упомянутое вступление к «Снегурочке» Римского-Корсаковаи в особенности его же «Золотой петушок»).

Звучания неодушевленной природы тоже дают о себе нередко знать в музыке - от нежного шелеста листвы до потрясающих раскатов грома. Но охотнее всего обращались композиторы к стихии воды; их вдохновляло и журчание родника и грозное бушевание океана. Не могла остаться безразличной музыка к звуковому миру, создаваемому самими людьми, - говору толпы, звону мечей и колоколов, реву сирены и заводским гудкам, шуму машин - от примитивной прялки до современного локомотива и самолета.

Но музыка пошла дальше: не ограничившись переработкой слуховых впечатлений, она заявила о своем праве воплощать и впечатления зрительные. Каким образом это становится возможным? Путем ассоциации между видимым и слышимым. Те или иные качества предметов, явлений, предстающих нашему взору, часто вызывают аналогии с качествами звука. Но возможен и обратный путь ассоциации -- от слышимого к видимому. Например, высокие, достаточно громко взятые звуки нам нередко хочется назвать «блестящими», а раз так, то можно создать последовательность звуков. чтобы изобразить блеск огня, молнии, поезд. Светлый или матовый или сумрачный звук музыки может стать средством изображая рассвета, заката или темной ночи. Изображение в музыке носит, разумеется, условный характер и весьма уступает живописной наглядности. Но оно будит воображение слушателя, дает толчок его фантазии. И, что особенно важно, музыкальная живопись не порывает с основной задачей музыки - отражением действительности, преломленной через внутренний мир человека.

Музыкальный образ. Всякая музыка рождает у слушателей представления, ощущения, чувства, ассоциации, воспоминания и т. д. Ощущения и ассоциации, разумеется, у каждого индивидуальны. Но общие представления о тех или иных явлениях, в том числе и те, которые передаются музыкой, как бы внушаются ею, - это и есть музыкальные образы. Музыкальные потому, что создаются они чисто музыкальными средствами, хотя в их создании могут участвовать ассоциации с другими видами искусства.

Музыкальный образ - это комплекс музыкальных средств, используемых композитором в сочинении и направленных на то, чтобы вызвать у слушателя определенный круг ассоциаций с явлениями действительности. Содержание сочинения раскрывается путем последования и взаимодействия между собой различных музыкальных образов.

Ассоциативность музыки.Механизм ассоциации сводится к возникновению связи одного ощущения с другим. Это общее свойство человеческих представлений. И в обыденной жизни мы помогаем себе, дополняя воображением качественную характеристику предметов: услышав тяжелую и медленную поступь, мы соотносим ее с тучным человеком, увидев порхающую бабочку, ощущаем ее легкость, воздушность; обычно такие связи опираются на уже сложившиеся представления о предметах и явлениях. Ассоциативность - одна из характерных черт художественного мышления вообще. Музыка в своем содержании самым непосредственным образом опирается на ассоциации. Они входят в структуру ее художественных образов. Как уже отмечалось, душевный мир, мир эмоций -главная область музыкальной выразительности, в которой искусство звуков достигает предельной полноты и вместе с тем поразительно тонких оттенков в отражении состояний, переходов и преобразований душевных движений, недоступных фиксации словом.

Музыка (единственное из искусств!) не только «творит» эмоцию, но и обращается к эмоции как к материалу. Душевный мир, мир чувств, а порой и чувственных ощущений становится в ней основным «предметом» отражения. Эта ее черта не однажды привлекала внимание мыслителей и художников. «Язык души» -- так говорили о ней романтики. Музыка же по самой своей природе лишена предметной конкретности. В самом деле, гибкость и многогранность «неконкретного» выражения позволяет «услышать» в звуковых формах многие варианты содержания. Но тем не менее эти разные варианты доступны интерпретации и восприятию разными людьми достаточно единообразно, ибо личный опыт слушателя и опыт творца, даже если они и достаточно далеки друг от друга, питаются одной общезначимой жизненной реальностью.

Наименьшая наделенная смыслом частицы музыкальной речи - интонация. Смысловое содержание интонаций самым непосредственным образом связано с природой и общественной жизнью людей. Уже в народном музыкальном творчестве формируются устойчивые типы интонаций, обладающих общезначимым смыслом и выразительностью, складываются характерные обороты, приемы развития, признаки жанра. Никогда не спутаешь ласковую закругленность колыбельной песни с прихотливой подвижностью хороводной. Опора на бытовое, жанровое часто помогает понять, прояснить замысел композитора. Использование жанровых характеристик становится одним из важных средств конкретизации музыкального образа.

Но сколь бы определенным и даже конкретным ни был в своем содержании музыкальный образ, личный опыт играет огромную роль в его восприятии. Субъективные ассоциации, не будучи основой художественного восприятия, безусловно обогащают его, помогая постигнуть самые неожиданные и сокровенные связи сущего. При восприятии музыки эти связи формируются особенно широко и, по большей части, бессознательно: слушая «музыкальную картину», мы не анализируем и не расчленяем ее, но сопереживаем на основе прошлого опыта. Процесс восприятия музыки (впрочем, как и других искусств) всегда деятелен, активен. Знакомство со структурой художественного образа, техникой и нормами музыкального языка позволяет шире, глубже, полнее постигнуть и содержательную сторону музыки.

Роль музыки в жизни человека. В чем же значение музыки для человека, какова роль музыки в его жизни? Музыке нередко приходится непосредственно и активно участвовать в человеческих деяниях. Она помогает организовать, осуществить многое в человеческой жизни, начиная от домашнего быта и труда вплоть до массовых действий - шествий (марш), торжеств (фанфары, туш, застольная песня). В современной жизни все шире используется так называемая функциональная музыка - на производстве, в медицине, в педагогике и других областях.

Во всех этих случаях музыка играет прикладную, утилитарную роль, она рассчитана на практическую полезность. И все же, в музыке, как и во всяком ином искусстве, есть нечто более глубокое и широкое: она способна воплощать внутренний мир людей. Создавая музыку, человек вкладывает в нее свои чувства и помыслы; воспринимая же ее, человек находит в музыке отзвук на все, что трогает, волнует. Можно сказать, что музыка помогает человеку развить, углубить и облагородить свою «культуру переживаний».

Музыкальные примеры:

1. П.И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, b-moll;

2. Ф. Шопен. Ноктюрн № 2, Es-dur;

3. В.А. Моцарт. Реквием (№ 7, «Лакримоза»);

4. Дж. Россини. Ария Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» (I д.);

5. Э. Григ. «В пещере горного короля» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» (возможны другие примеры).

Тема 5.2.Русское народное музыкальное творчество и его жанровая классификация

Истоки русской музыки в далеком историческом прошлом. Культура и быт восточнославянских племён. Мировоззрение древних славян (славянская мифология), языческие обряды. Роль музыки и хореографии. Декоративно-прикладное искусство, простейшие музыкальные инструменты.

Идейное и художественное значение фольклора, его роль в формировании общественного мировоззрения и в эстетическом воспитании человека. Устная природа народного творчества, многовариантность текстов и напевов. Классификация народных песен по жанрам. Разделение по содержанию и средствам музыкально-поэтической выразительности на три основных рода: эпос, лирику, драму.

Признаки жанровой классификации:

- художественно-поэтическое содержание и тип повествования;

- прикладное назначение, бытовая функция;

- место и время создания, среда бытования.

Ранние жанры русского народного музыкального творчества. Календарно-земледельческие песни, их содержание и жанровое разнообразие (трудовые, величальные, обрядовые, хороводные, игровые, лирические, заклички природы).

Музыкальная характеристика календарных песен, народных обычаев и обрядов. Использование календарных песен в творчестве русских композиторов-классиков.

Хороводы и хороводные песни как наиболее типичное явление русского народного музыкального быта. Хороводы как массовая игра, сопровождаемая пением, хореографией. Типы хороводов. Деление хороводных песен по характеру музыкально-поэтических образов и типам напевов. Музыкально-стилевые черты хороводных песен.

Место плясовых песен в русском народном песенном творчестве. Различный характер русских плясовых движений. Содержание плясовых песен, их музыкально-стилевые черты. Использование хороводных и плясовых песен в творчестве русских композиторов-классиков.

Старинные народные музыкальные инструменты: духовые, струнные (щипковые, смычковые), ударные. Тесная связь русской народной инструментальной музыки с песней. Разнообразие инструментальных наигрышей, сольное и ансамблевое исполнительство.

Величальные, родинные, колыбельные песни. Плачи, причитания как напевно интонируемая поэтическая импровизация, связанная с выражением внутреннего состояния человека. Социальная заостренность некоторых плачей и причитаний, их глубокая образно-эмоциональная выразительность.

Музыкальные особенности семейно-бытовых песен. Традиционный русский свадебный обряд и сопровождающие его песни. Художественно-поэтические и музыкальные достоинства свадебных песен. Использование поэтических сцен народно-свадебной игры и напевов свадебных песен русскими классиками в своем творчестве.

Значение первого раннефеодального древнерусского государства (Киевской Руси) в истории русской культуры. Высокое развитие традиций героического песнетворчества. Самобытность эпического жанра в русском песенно-музыкальном фольклоре. Разнохарактерность его содержания, способы музыкального воплощения. Былины и их возникновение на основе народных исторических преданий. Отражение в них мировоззрения трудового народа. Содержание былин Киевского цикла. Главные герои былинного эпоса. Музыкальный склад былин.

Появление крупнейшего центра древнерусской культуры – города Новгорода. Яркое своеобразие искусства Великого Новгорода (отражение жизненного уклада «вольного» торгового города). Содержание былин Новгородского цикла. Главные герои былинного эпоса. Использование былинных напевов в творчестве русских композиторов-классиков.

Историческая песня как новый вид эпоса в XVI веке. Патриотическая направленность жанра. Основные линии тематического развития: 1) идея создания национального русского государства; 2) борьба трудового народа против угнетателей и эксплуататоров.

Общие и отличительные черты исторических песен и былин. Музыкально-стилевые особенности исторических песен.

Лирическая протяжная песня – одна из непревзойденных вершин отечественной музыкальной культуры. Богатство образов, яркость эмоционального выражения, тематическое многообразие протяжных песен. Вариантность как характерное свойство жанра. Музыкально-стилевые особенности лирических протяжных песен: выразительность широких интонаций, свободное распевание слогов, своеобразие стиха и поэтичность строфы, богатство и разнообразие ладового склада, развитая подголосочность. Место исторической и лирической песни в творчестве русских композиторов.

XVIII век – начало нового важного этапа в развитии русской народной песенной культуры. Формирование стилевых особенностей городского песенного искусства. Своеобразие мелодического языка русской городской песни, разнообразие содержания. Значение городской песни в развитии русской национальной музыкальной культуры.

Музыкальные примеры:

1. русские народные песни – «Колядка», «Подблюдная», «Масленичная», «Веснянка», «Семицкая», «Зажиночная» и др.;

2. М.П. Мусоргский. Хор «Слава» из оперы «Борис Годунов» (пролог, 2 карт.);

3. П.И. Чайковский. Концерт № 1, си-бемоль минор для фортепиано с оркестром (ч. III);

4. Н.А. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» (пролог);

5. Г.В. Свиридов. «Веснянка» для хора a capella, слова народные;

6. хороводные русские народные песни – «Во поле берёза стояла», «А мы просо сеяли», «Как по морю», «Со вьюном я хожу» и др.;

7. плясовые русские народные песни – «Я на камушке сижу», «Купался бобер», «Барыня», «Камаринская» и др.;

8. русские народные инструментальные наигрыши;

9. А.С. Даргомыжский. Хоры крестьян из оперы «Русалка» (I д.);

10. Н.А. Римский-Корсаков. Хоровод и песня «Про бобра» из оперы «Снегурочка» (III д.);

11. М.А. Балакирев. Увертюра на три русские темы (2-я и 3-я темы);

12. П.И. Чайковский. Симфония № 4, фа минор (IV ч.);

13. М.И. Глинка. Фантазия на две русские темы «Камаринская» (2-я тема);

14. русские народные песни: а) семейно-бытовые - «Родинная», «Колыбельная», «Плачи»; б) свадебные – «Не было ветру», «Звонили звоны», «На море утушка», «Величальная»;

15. А.П. Бородин. Плач Ярославны из оперы «Князь Игорь» (IV д.);

16. М.П. Мусоргский. Песня Юродивого из оперы «Борис Годунов» (IV д., I карт.);

17. М.А. Балакирев. Симфоническая поэма «Русь» (1-я тема);

18. М.И. Глинка. Фантазия на две русские темы «Камаринская» (1-я тема);

19. М.И. Глинка. Свадебный хор из оперы «Иван Сусанин» (III д.);

20. А.С. Даргомыжский. Хор «Сватушка» из оперы «Русалка» (II д.);

21. русские народные песни – «Былина о Соловье Будимировиче», «О Вольге и Микуле», «Про Добрыню», «Агафонушка»;

22. М.П. Мусоргский. «Солнце, луна померкнули» из оперы «Борис Годунов» (IV д., 3 карт.);

23. М.А. Балакирев. Увертюра на три русские темы (1 тема);

24. Н.А. Римский-Корсаков. «Былина Нежаты» (1 карт.), хор «Высота» (4 карт.) из оперы «Садко»;

25. русские народные исторические песни – «Как за речкою, да за Дарьею», «Уж вы, гости мои», «Ой, то не вечер», «Не шуми ты, ах, мать – зеленая дубровушка»;

26. русские народные протяжные лирические песни – «Уж ты, поле мое», «Исходила младенька», «Ой, да ты, калинушка»;

27. А.С. Даргомыжский. Хор крестьян «Ах ты, сердце» из оперы «Русалка» (I д.);

28. А.П. Бородин. Хор поселян из оперы «Князь Игорь» (IV д.);

29. Н.А. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко из оперы «Садко» (2 карт.);

30. М.П. Мусоргский. Песня Марфы из оперы «Хованщина» (III д.);

31. русские народные городские песни – «Среди долины ровныя», «Есть на Волге утес», «Степь да степь кругом».

Тема 5.3.Исторические этапы развития профессионального музыкального искусства. Особенности музыкальных стилей, направлений

Музыка, как часть культуры, находится под влиянием всех остальных ее аспектов, включая социально-экономическую организацию и опыт, климат, и доступ к технологиям. Эмоции и идеи, выражаемые в музыке, ситуации, в которых музыка исполняется и воспринимается, и отношения к исполнителям и композиторам, — варьируются в зависимости от региона и эпохи.

Предположено, что появление современного человека произошло около 160 000 лет тому назад в Африке. Музыка должна была присутствовать у первых людей, до их расселения по планете. Следовательно, музыка существует, по крайней мере, 50 000 лет. Доисторической, или примитивной, принято обозначать устную музыкальную традицию. Возраст наиболее древней известной песни, записанной на клинописной табличке и обнаруженной на раскопках Ниппура, оценивается примерно в 4 тыс. лет. Песня сочинена терциями, использовала пифагорейский строй диатонической гаммы. Флейта - самый древний зафиксированный учёными музыкальный инструмент.

Музыка древнего мира.Музыка древнего Египта.На стенах пирамид, в древних папирусах, в сборниках «Тексты пирамид» и «Книга мертвых» есть строки религиозных гимнов. Встречаются «страсти» и «мистерии». Популярным сюжетом были «страсти» Осириса, который ежегодно умирал и воскресал, а также женские песни-плачи над мертвым Осирисом. Исполнение песен могло сопровождаться драматическими сценами.

Музыка Древней Греции. Считается, что именно в Древней Греции музыка достигла наивысшего выражения в культуре Древнего мира. Само слово «музыка» имеет древнегреческое происхождение, буквально оно переводится "искусство муз ", девяти богинь древнегреческой мифологии. В Древней Греции впервые была отмечена некая закономерная связь между звуками и математическими величинами, открытие чего связано с именем Пифагора.

Двойные трубы, такие как например использовали древние греки, и древние волынки, а также обзор древних рисунков на вазах и стенах, и древняя письменность (такая как Аристотель, Проблемы, Книга XIX.12), в которой описана музыкальная техника того времени, указывают на полифонию. Одна трубка в авлосе (флейте), вероятно, создавала фон, в то время как другая играла мелодичные пассажи. Инструменты, как например флейта с семью отверстиями и различные виды струнных инструментов были найдены у цивилизации долины Инда.

Упоминания об Индийской классической музыке (марга) могут быть найдены в священных писаниях Ведах. Сама-веда, одна из четырех вед, подробно описывает музыку. История музыки в Иране (Персии), восходит к доисторической эре. Легендарному великому царю, Джамшиду, приписывают изобретение музыки. Музыку в Иране можно проследить в прошлое до дней эламской империи (2500—644 до н. э.). Отрывочные документы из различных периодов истории страны показывают, что древние персы имели обширную музыкальную культуру. Сасанидский период (226—651 н. э.), в частности, оставил нам множество доказательств, указывающих наличие оживленной музыкальной жизни в Персии. Имена некоторых важных музыкантов, таких, как Барбод, Накисса и Рамтин, а также названия некоторых их работ сохранились.

Ранняя музыка — общий термин, используемый, чтобы описать музыку в европейской классической традиции со времени падения Римской империи, в 476 г. н. э., до конца эпохи барокко в середине XVIII столетия. Музыка в пределах этого огромного промежутка времени была чрезвычайно разнообразна, охватывая многократные культурные традиции в пределах широкой географической области. У многих культурных групп, из которых средневековая Европа развивалась, уже были музыкальные традиции, о которых немного известно. То, что объединило эти культуры в Средневековье, было Римско-католической церковью, и ее музыка служила фокусом для музыкального развития в течение первой тысячи лет этого периода. Очень немного нехристианской музыки этого периода выжило, из-за подавления ее Церковью и отсутствием примечания музыки. Однако, у народной музыки современной Европы вероятно по крайней мере еще есть средневековые корни.

Музыка эпохи Средневековья.Музыкальная жизнь периода раннего Средневековья (до 800-х годов н. э.) была довольно богатой и насыщенной. Однако история сохранила до наших дней в основном литургическую музыку римско-католической церкви, значительную часть которой занимает так называемый григорианский хорал (одноголосное хоровое мужское пение), названный по имени Папы Григория I. Ранние свидетельства указывают на то, что Григорий I сам был композитором и являлся автором большой части церковных литургий. Большинство же сочинений григорианского хорала в период между вехами деятельности Григория I и Карла Великого принадлежат неизвестным авторам.

В течение IX века произошло несколько важных событий в развитии музыки Средневековья. Во-первых, католическая церковь стала прилагать значительные усилия для унификации различных направлений григорианского хорала и в приведении их всех в рамки григорианской литургии.

Вторым важным событием стало появление ранней полифонической музыки: на смену использовавшегося в древние века октавного удвоения (многоголосия) приходит сопровождение церковной мелодии посредством второго голоса, образующего с главным интервалы от унисона до кварты (так называемый двухголосный органум или диафония).

Третьим и наиболее важным для истории музыки событием стали попытки воссоздания музыкальной нотации, последовавшие по окончании почти пятисотлетнего перерыва изысканий композиторов в данной области. Впервые для записи нот начинают применяться линии и использоваться первые 7 или 15 букв латинского алфавита. Основателем современной музыкальной нотации считается Гвидо из Ареццо (умер в 1037 году), который сводит буквенное и невменное тонописание в одну стройную систему.

В период после 1100 года в музыке выделяются несколько школ полифонической музыки:

- Школа Святого Марциала, музыка которой характеризовалась наличием одной главной устойчивой темы и быстро движущегося второго голоса в форме двухголосного органума;

- Школа Собора Парижской богоматери, давшая миру высокие образцы многоголосия того времени и являвшейся первой школой европейской хоровой полифонии с её основателями монахами Леонином и Перотином;

- Сантьяго-де-Компостела в провинции Галисия, бывшем в то время центром паломников, странствующих пилигримов и местом работы композиторов многих музыкальных традиций позднего Средневековья, значительная часть работ которых дошла до наших времён в сочинениях Эмерика Пико Кодекс Каликстинус;

- английская школа, музыка которой представлена в наше время в Рукописи Олда Холла и произведении «Вустерские фрагменты» («Worcester Fragments»).

Вместе с данными школами церковной музыки существовали и светские направления развития музыки Средневековья, нашедшие своё отражение в многочисленных композициях трубадуров (рыцари юга Франции), труверов (музыканты севера Франции) и миннезингеров (музыканты Германии). Музыкальные формы и эстетические идеи светских музыкантов того времени дали начало развитию музыки раннего Возрождения, однако сама культура менестрелей была в большой степени уничтожена во время Альбигойского крестового похода в начале XIII века.

Формирование светских жанров в этот период было подготовлено творчеством бродячих народных музыкантов – жонглеров, менестрелей и шпильманов. Отвергаемые и даже гонимые официальной церковью, бродячие музыканты явились первыми носителями светской лирики, а также чисто инструментальной традиции (использовали различные духовые и смычковые инструменты, арфу и т. д.).

В то время артисты были актерами, циркачами, певцами и инструменталистами в одном лице. Они путешествовали из города в город, выступали на празднествах при дворах, у замков, на ярмарочных площадях и т. д. К жонглерам, шпильманам и менестрелям присоединялись также ваганты и голиарды – неудачливые студенты и беглые монахи, благодаря которым в «артистической» среде распространялась грамотность. Постепенно в этих кругах наметилась специализация, бродячие артисты стали образовывать цехи, оседать в городах.

В этот же период выдвигается своеобразная «интеллигентская» прослойка – рыцарство, в среде которого (в периоды перемирий) также разгорается интерес к искусству. В XII веке в Провансе зарождается искусство трубадуров, ставшее основой особого творческого движения. Трубадуры по большей части были выходцами из высшей знати, владели музыкальной грамотой. Они создавали сложные по форме музыкально-поэтические произведения, в которых воспевали земные радости, героику Крестовых походов и т. д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных