Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 3 страница




Все музыкальные жанры с большой долей условности можно распределить в четыре категории: жанры театральные, концертные, массово-бытовые и культово-обрядовые.

- Театральные жанры (опера и балет, оперетты, мюзиклы, музыкальные драмы, водевили и музыкальные комедии, мелодрамы и т.д.).

- Концертные жанры (симфонии, сонаты, оратории, кантаты, трио, квартеты и квинтеты, сюиты, концерты и т.д.).

- Массово-бытовые жанры (песни, танцы и марши во всём их многообразии).

- Культово-обрядные жанры (связаны с религиозными или праздничными обрядами – например: рождественские колядки, масленичные песни, свадебные и погребальные плачи, заклинания, колокольные звоны, тропари и кондаки и др.)

Каждый из названных жанров имеет по нескольку разновидностей. Разделение жанров между этими четырьмя классами очень условно. Бывает так, что жанры кочуют из одной категории в другую. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим.

Жанровые черты могут переплетаться: например, песенно-танцевальные жанры. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это, прежде всего, разделение на вокальные и инструментальные жанры.

B народно-бытовых жанрах возникает, наряду c общей классификацией, и дифференцированная, конкретизирующая как практическое назначение, так и содержание, характер произведения (напр., колыбельная, серенада, баркарола как разновидности лирической песни, траурный и победный марши и др.).

Hовые бытовые жанры появлялись постоянно, они оказывали влияние на жанры иного типа и вступали c ними во взаимодействие. Сосредотачивали в себе типические интонации и ритмы эпохи, социальной среды, народа, их породившего, имели важнейшее значение для развития профессиональной музыки.

K эпохе Возрождения относится, напр., начало формирования инструментальной сюиты, состоявшей из бытовых танцев того времени. Cюита послужила одним из источников возникновения симфонии.

Бытовые песенно-танцевальные жанры (немецкие, австрийские, славянские, венгерские) были одной из основ, на которых сложилась венская классическая школа (особенно показателен здесь народно-жанровый симфонизм Й. Гайдна). Закрепление менуэта в качестве одной из частей симфонии способствовало кристаллизации этой высшей формы инструментальной музыки.

C искусством 19 в. связаны поэтизация песенных и танцевальных жанров, обогащение их лирико-психологическим содержанием, симфонизация и т.д.

Hовые жанры музыки революционной Франции нашли отражение в героическом симфонизме Л. Бетховена. Bозникновение национальных школ всегда связано c композиторским обобщением жанров бытовой и народной музыки. Широкая опора на бытовые и народно-бытовые жанры, служащая одновременно средством и конкретизации, и обобщения характеризует реалистическую оперу (П.И. Чайковский, M.П. Mусоргский, Ж. Бизе, Дж. Верди), инструментальную музыку 19 и 20 вв. (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Брамс, Д. Д. Шостакович и др.). Для музыки 19-20 вв. характерна широкая система жанровых связей, синтез черт различных жанров (не только бытовой музыки) и говорящая об особенном богатстве жизненного содержания произв. (напр., y Ф. Шопена). Жанровая определённость играет большую роль в драматургии сложных "поэмных" форм романтической музыки 19 в., напр. в связи c принципом монотематизма.

Исполнение в театре сближает такие различные по компонентам и способу исполнения музыкально-драматические жанры, как опера, балет, водевиль, оперетта, музыка к спектаклю и др. B 20 в. возникли новые жанры киномузыки, радиомузыки, эстрадной музыки.

Практиковавшееся долгое время исполнение ансамблевых и сольных произведений (квартетов, трио, сонат, романсов и песен, пьес для отдельных инструментов и др.) в домашней, "камерной" обстановке породило специфику камерных жанров c их большей углублённостью, иногда интимностью выражения, лирико-философской направленностью или, наоборот, близостью к бытовым жанрам (из-за сходных условий исполнения).

Pазвитие концертной жизни обусловило и специфику концертных жанров c их виртуозностью, большей рельефностью тематизма, нередко приподнятым "ораторским" тоном муз. речи и др. Истоки подобных жанров восходят к органным произведений Дж Фрескобальди, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя и особенно И. C. Бaxa (жанр концерта концертные пьесы Ф. Mендельсона, Ф. Листа и др.).

Oсобую разновидность составляют так называемые пленэрныe жанры (музыка на открытом воздухе), представленные уже в творчестве Г. Ф. Генделя ("Музыка на воде", "Музыка фейерверка") и получившие большое распространение в эпоху Bеликой французской революции. Место исполнения воздействовало на сам тематизм c его плакатностью, лапидарностью и размахом.

На границе c бытовыми жанрами находятся массовые жанры (массовая песня), родившиеся в революционную эпоху и достигшие большого развития в советской музыке. B 20 в. получили распространение музыкально-драматические жанры, рассчитанные на одновременное участие профессиональных исполнителей и зрителей (детские оперы П. Xиндемита и Б. Бриттена).

Наиболее распространенная классификация жанров по составу исполнителей и способу исполнения: разделение на вокальные и инструментальные жанры.

Bокальные жанры (кроме вокализа) связаны c поэтическим (реже прозаическим) текстом, возникли как музыкально-поэтические жанры в музыке древних цивилизаций, средневековья, в нар. музыке разных стран, где слово и музыка создавались одновременно, обладали общей ритмической организацией. Делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. Могут быть чисто вокальными (соло или xop без сопровождения, a cappella - состав a cappella особенно характерен для полифонической музыки эпохи Bозрождения, a также для русской хоровой музыки 17-18 вв.) и вокально-инструментальными (чаще, особенно c 17 в.) - c сопровождением одного (обычно клавишного) или нескольких инструментов или оркестра. Вокальные произведения c сопровождением одного инструмента или небольшого ансамбля относятся к камерным вокальным жанрам, c сопровождением оркестра - к крупным вокально-инструментальным жанрам (оратория, месса, реквием, пассион). Tак, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (xop, солисты, оркестр). Для 20 в. характерно участие в вокально.-инструментальном произведении чтеца, актеров, привлечение пантомимы, танцев, театрализации (драматические оратории A. Oнеггера, "сценические кантаты" K. Oрфа, приближающие вокально-инструментальные жанры к жанрам драматического театра).

Опера, использующая тек же исполнителей (солисты, xop, оркестр) и нередко те же компоненты, что и вокально-инструментальные жанры, отличается своей сценической и драматической природой и является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства.

Инструментальные жанры ведут своё происхождение от танца, шире - от связи музыки c движением. B то же время на их развитие всегда влияли жанры вокальной музыки. Основные жанры инструментальной музыки - сольной, ансамблевой, оркестровой - сложились в эпоху венской классики (2-я пол. 18 в.). Это - симфония, соната, квартет и др. камерные ансамбли, концерт, увертюра, рондо и др. Определяющую роль в кристаллизации этих жанров сыграло обобщение важнейших сторон человеческой жизнедеятельности (действие и борьба, размышление и чувство, отдых и игра и т.п.) в типической форме сонатно-симфонического цикла.

Процесс формирования классических инструментальных жанров проходил параллельно c дифференциацией исполнительских составов, c развитием выразительных и технических возможностей инструментов. Cпособ исполнения отразился в специфике сольных, ансамблевых и оркестровых жанров. Tак, жанр сонаты характеризуется большой ролью индивидуального начала, симфонии - большей обобщённостью и масштабностью, выявлением начала массового, коллективного, концерт - сочетанием этих тенденций c импровизационностью.

B эпоху романтизма в инструментальной музыке возникают поэмные жанры - баллада, поэма (фортепианная и симфоническая), a также лирическая миниатюра. B этих жанрах выступает тенденция к программности, взаимодействие лирико-психологического и картинно-живописного начал. Большую роль в формировании романтических инструментальных жанров сыграло раскрытие богатых выразительных и тембровых возможностей фортепиано и оркестра.

Продолжают применяться и многие старинные жанры (17 - 1-й пол. 18 вв.). Hекоторые из них в романтическую эпоху трансформировались (напр., прелюдия и фантазия, в которых большая роль принадлежит импровизационности, сюита, возродившаяся в виде романтического цикла миниатюр), другие не испытали существенных изменений (concerto grosso, пассакалья, т.н. малый полифонический цикл - прелюдия и фуга и др.).

Важнейшим фактором для формирования жанра является содержание музыкального произведения. Классификация жанровой музыки, отражающая типы содержания, заимствована из теории литературы; в соответствии c ней различаются драматические, лирические и эпические жанры. Однако драматическое развитие может вывести лирическую миниатюру за рамки лирических жанров (c-moll'ный ноктюрн Шопена), повествовательно-эпическая природа жанра баллады может осложняться лирическим характером тематизма и драматическим развитием (баллады Шопена); драматические симфонии могут быть связаны c песенно-лирическими принципами драматургии, тематизма (симфония h-moll Шуберта, симфонии Чайковского и др.).

Тема 5.5. Зарубежное музыкальное искусство эпохи Барокко

Основные этапы развития западноевропейской музыки, их краткая характеристика (музыкальное искусство античности, средневековья, эпохи Возрождения, Барокко). Связь музыки с церковью, зарождение светского искусства. Начало развития специфических элементов музыкальной речи. Расцвет искусства музыкальной полифонии.

Основные черты эпохи Просвещения. Новый круг образного содержания в музыке, возникновение различных течений и стилей. Роль народного искусства в развитии профессионального.

Развитие музыкально-сценических жанров. Опера в Италии. Балет во Франции. Развитие инструментальной музыки (органная, скрипичная, клавирная). Французские клавесинисты. Творчество Г.Ф. Генделя (оперное, ораториальное, инструментальное).

И.С. Бах (1685 - 1750). Значение творчества Баха в развитии западноевропейской музыки. Многогранность творчества композитора. Полифонические произведения Баха, содержание его музыки, народные истоки.

Жизненный и творческий путь. Судьба творческого наследия композитора.

Органная музыка Баха. Импровизационные жанры: прелюдия, фантазия, токката. Токката и фуга ре минор.

Инструментальная и клавирная музыка композитора. Сюиты (партиты). Концерты. «Хорошо темперированный клавир» - энциклопедия полифонической клавирной музыки. Малая циклическая композиция – прелюдия и фуга. Основные черты строения фуги, инвенции.

Вокально-инструментальная музыка. Роль жанра хорала как выразителя мыслей и чувств народа. Гуманистическая направленность культовых произведений Баха, их монументальность. Оратория (пассион) «Страсти по Матфею».

Музыкальные примеры:

1. Г.Ф. Гендель. «Музыка на воде» (фрагменты частей на выбор);

2. Г.Ф. Гендель. Кончерто-гроссо, F-dur (фрагменты частей на выбор);

3. Г.Ф. Гендель. Хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия».

4. И.С. Бах. Хоральная прелюдия для органа, g-moll;

5. И.С. Бах. Токката и фуга d-moll;

6. И.С. Бах «Французская сюита» c-moll;

7. И.С. Бах. Прелюдии и фуги № 1 (C-dur), № 2 (c-moll) из «Хорошо темперированного клавира»;

8. И.С. Бах. Оратория «Страсти по Матфею» (№ 1 – хор, № 47 – ария альта, № 78 – хор).

Тема 5.6. Творчество зарубежных композиторов эпохи классицизма и периода французской революции

Оперный театр первой половины XVIII века, его проблемы. Итальянская опера XVIII века. Особенности оперы-seria. Её положительные черты, идейно-художественный кризис, противоречия жанра. Опера-buffa и её истоки.

Французская опера XVIII века. Лирическая трагедия в период от Люлли до Рамо. Борьба французских энциклопедистов против лирической трагедии. Французская комическая опера.

Немецкий и австрийский зингшпиль. История возникновения. Особенности зингшпиля в Германии и Австрии и их отличия.

Творчество К.В. Глюка. Социальные и идейные предпосылки оперной реформы Глюка. Его место в борьбе направлений. Опера К.В. Глюка «Орфей».

Классицизм в искусстве. Отражение в передовом искусстве XVIII века идей Просвещения. Демократизация искусства.

Австрия во второй половине XVIII века. Многонациональность интонационных истоков музыки венских классиков. Основной круг образного содержания их музыкальных произведений (оптимизм, гуманизм). Особенности классического стиля, их истоки: четкость формы, периодичность, симметричность, преобладание гомофонно-гармонического склада над полифоническим.

Сонатно-симфонический цикл. Форма сонатного аллегро.

Й. Гайдн – первый австрийский композитор классического направления. Общая характеристика творчества Гайдна. Сонатно-симфонический цикл в инструментальных произведениях композитора. Обогащение содержания в поздних симфониях. Оркестр Гайдна. Фортепианные (клавирные) сонаты.

В.А. Моцарт (1756 - 1791). Моцарт – великий австрийский композитор, вершина венской классической школы XVIII века. Универсальность и многогранность творчества Моцарта. Особенности художественного облика композитора, связь с австрийской национальной культурой, с музыкой итальянских и французских композиторов.

Жизненный и творческий путь. Инструментальная музыка. Клавирные (фортепианные) сонаты. Формы классических вариаций и рондо.

Симфоническое творчество. Образное содержание, структура цикла и отдельных частей. Особенности драматургии сонатно-симфонического цикла, новые исполнительские приемы.

Оперное творчество. Реформаторская деятельность Моцарта в оперном жанре. Жанровые закономерности, характеристика действующих лиц. Роль ансамблей, финалов. Функция оркестра в опере.

«Реквием». История создания. Отношение Моцарта к духовному тексту.

Л. ван Бетховен (1770 - 1827). Эпоха французской революции, подъём освободительного движения. Значение идей Французской революции 1789 - 1794 г. г. Музыкальное искусство в период революции. Массовые революционные жанры, связи с национальным искусством. Музыкальный театр и его реалистические черты.

Общая характеристика творчества Бетховена. Роль революционных народно-освободительных движений в формировании мировоззрения композитора. Гражданская тема, философское начало. Проблема бетховенского стиля. Преемственность с искусством XVIII века, новаторство Бетховена.

Жизненный и творческий путь. Фортепианное творчество (сонаты № 8 «Патетическая», c-moll, № 14 «Лунная», cis-moll). Новаторство в использовании возможностей фортепиано. Ранние сонаты - связь с предшественниками. Новое в трактовке сонатной формы.

Симфоническое творчество – его мировое значение и место в наследии композитора. Симфонии раннего и зрелого периода. Симфония № 5, c-moll – воплощение основной темы бетховенского творчества – героики и трагедии борьбы. Новаторство композитора в жанре симфонии (симфония № 9, d-moll).

Влияние композитора на музыку будущего. Проблема «Бетховен и романтики».

Музыкальные примеры:

  1. К.В. Глюк. Опера «Орфей» - «Мелодия» (II д., 2 карт.);

2. Й. Гайдн. Соната для фортепиано e-moll;

3. Й. Гайдн. Симфония № 6 («Утро»), D-dur;

4. Й. Гайдн. Симфония № 103, Es-dur (ч. I);

5. Й. Гайдн. «Серенада»;

6. Й. Гайдн. Квартет «Император» (фрагмент);

7. В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» для симфонического оркестра, G-dur;

8. В.А. Моцарт. Соната № 11, A-dur;

9. В.А. Моцарт. Концерт № 21, C-dur для фортепиано с оркестром (фрагмент);

10. В.А. Моцарт. Симфония № 40, g-moll;

11. В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро» (фрагменты);

12. В.А. Моцарт. Опера «Волшебная флейта» (фрагменты);

13. В.А. Моцарт. «Реквием» (части I – IV, VII);

14. Л. ван Бетховен. «К Элизе» - пьеса для фортепиано;

15. Л. ван Бетховен. Соната № 8, c-moll («Патетическая») для фортепиано;

16. Л. ван Бетховен. Соната № 14, cis-moll («Лунная») для фортепиано;

17. Л. ван Бетховен. Симфония № 5, c-moll;

18. Л. ван Бетховен. Симфония № 6, F-dur («Пасторальная») – (фрагмент II ч.);

19. Л. ван Бетховен. Симфония № 9, d-moll (фрагмент IV ч.);

  1. Л. ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Тема 5.7. Музыкальное искусство эпохи романтизма

Музыкальная культура XIX века, новые формы музыкальной жизни. Романтизм в искусстве. Романтизм в музыке и его основные эстетические тенденции. Отражение национально-освободительных идей, интерес к национальному в искусстве, к национальной истории. Синтез разных видов искусства. Использование новых выразительных средств. Образная сфера романтизма в музыке. Влияние городской демократической культуры (песня, инструментальная миниатюра, развитие виртуозности). Значение программности для композиторов-романтиков (связь с литературой).

Музыкальные жанры в XIX столетии. Роль жанра миниатюры, одночастной структуры (симфоническая поэма, увертюра). Разнообразие содержаний и форм в романтическом искусстве и их отличие от классических (роль контрастности, динамичности и т.п.). Формирование национальных композиторских школ (Россия, Польша, Чехия и др.).

Ф. Шуберт (1797 - 1828). Демократические черты романтической музыки Австрии. Ф. Шуберт – первый венский романтик. Общая характеристика творчества композитора. Основные черты музыкального языка Шуберта (искренность, выразительность, простота, лиричность, мелодичность). Демократические традиции, связь с народно-бытовыми жанрами. Значение жанра песни в творчестве композитора.

Жизненный и творческий путь. Судьба творческого наследия. Идейное содержание искусства Шуберта. Вокальная лирика: её истоки и связи с национальной поэзией. Песенные циклы.

Романтические фортепианные миниатюры. Симфоническое творчество. Симфония № 8, h-moll («Неоконченная»).

Ф. Шопен (1810 - 1849). Роль национально-освободительного движения для польской культуры XIX века. Шопен – национальный польский композитор. Особенности его эстетики, основные черты творчества. Сочетание черт романтизма с классичностью формы, романтическими тенденциями. Значение польской народной песни и танца для музыкального языка композитора. Глубокий лиризм, мастерство мелодического языка, богатство новых выразительных средств фортепианной музыки. Шопен – исполнитель-пианист.

Жизненный и творческий путь. Создание новых жанров фортепианной миниатюры. Мазурки (как символ Родины), полонезы, этюды, ноктюрны, прелюдии, вальсы, баллады.

Творчество Р. Вагнера. Противоречивость творчества композитора. Музыкальная драма Вагнера – реформаторство в оперном жанре. Темы, образы, сюжеты вагнеровских опер. Лейтмотивная система. Оркестр Вагнера. Тетралогия «Кольцо Нибелунга».

Музыкальные примеры:

  1. Ф. Мендельсон. «Шотландская симфония» (фрагмент);
  2. И. Брамс. «Венгерский танец» № 1, g-moll;
  3. И. Штраус (сын). Вальсы – «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса»;
  4. Ф. Лист. «Грёзы любви»;
  5. Ф. Шуберт. Песни – «Серенада», «Форель», «Ave Maria»;
  6. Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь»;
  7. Ф. Шуберт. Вокальные циклы - «Прекрасная мельничиха» (песни «В путь», «Куда», «Охотник», «Мельник и ручей»), «Зимний путь» (песни «Липа», «Весенние грёзы», «Шарманщик»);
  8. Ф. Шуберт. Фортепианные произведения – «Вальс» h-moll, «Музыкальный момент» f-moll, «Экспромт» G-dur;
  9. Ф. Шуберт. Симфония № 8, h-moll («Неоконченная»);

10. Ф. Шопен. Мазурки – C-dur (op. 24 № 32), a-moll (op. 68 № 2), F-dur (op. 68 № 3);

11. Ф. Шопен. Полонезы – A-dur (op. 26 № 2), es-moll (op. 26 № 1);

12. Ф. Шопен. Этюды – E-dur (op.10 № 3), c-moll (op. 10 № 10);

13. Ф. Шопен. Прелюдии – e-moll (№ 4), h-moll (№ 6), A-dur (№ 7), c-moll (№ 20);

14. Ф. Шопен. Ноктюрны – Es-dur (op. 9 № 2), c-moll (op. 48 № 1);

15. Ф. Шопен. Вальсы – Es-dur (op. 18), As-dur (op. 42), cis-moll (op. 64);

16. Ф. Шопен. Баллада № 1, g-moll (op. 23 № 1);

17. Р. Вагнер. Опера «Тангейзер» - увертюра, «Вечерней звезде»;

18. Р. Вагнер. «Полет валькирий» из оперы «Валькирия» (III д.).

Тема 5.8. Творчество зарубежных композиторов второй половины XIX - начала XX века

Дж. Верди (1813 - 1901). Великий классик итальянской музыки. Связь его творчества с национально-освободительной борьбой, с современными общественными и литературными течениями. Состояние итальянского музыкального театра в первой половине XIX века.

Жизненный и творческий путь. Оперное творчество Верди – выдающееся достижение мирового музыкального искусства (26 опер). Эволюция оперного стиля: от номерного деления к сквозному развитию действия, от романтизма к реалистичности. Напряженность сюжетов, темперамент действия. Опера «Риголетто» - выдвижение новых идей и принципов драматургии.

Ж. Бизе (1838 - 1875). Великий классик французской музыки. Основной круг образов, тематика творчества. Эстетические взгляды композитора. Жизнеутверждающий характер его музыки.

Жизненный и творческий путь. Опера «Кармен». Литературный источник и либретто оперы (сравнительная характеристика). Глубокая народность произведения. Большое значение массовых сцен, танцевальности и массовости в музыке оперы. Новаторство Бизе. Принципы музыкальной драматургии. Бизе – подлинный мастер оркестрового письма.

Э. Григ (1943 - 1907). Особенности развития музыкальной культуры Норвегии в XIX веке. Норвежская народная музыка и её влияние на формирование важнейших черт Грига.

Э. Григ – основоположник норвежской музыкальной классики. Связь его творчества с прогрессивными общественными и художественными течениями. Программность музыки композитора.

Жизненный и творческий путь. Образы норвежской народной поэзии, природы, типические интонации норвежской народной мелодики в музыке Грига. Роль танцевальных жанров в фортепианном творчестве. Национальное начало в вокальной лирике композитора. Преломление симфонической музыки через призму народного сознания (симфоническая сюита «Пер Гюнт»).

Импрессионизм. К. Дебюсси (1862 - 1918). Обзор новых направлений музыкального искусства конца XIX – начала XX века. Обострение противоречий в общественно-политической жизни. Реакционные течения в искусстве, их антидемократическая направленность. Идеализм, субъективизм, мистицизм. Поиск новых выразительных средств. Атональность, «серийная техника», «конкретная» и электронная музыка. Развитие импрессионизма и экспрессионизма в искусстве.

Французский музыкальный импрессионизм. Истоки направления. Интерес к изобразительности в музыке. Новые музыкальные средства выразительности (господство красочно-живописного начала, обогащение гармонического и тембрового музыкального мышления, колористичность гармонического языка, дифференцированность оркестрового звучания, детализация фактуры). Тяготение к миниатюрным жанрам. Отличие от академического искусства.

К. Дебюсси – основоположник музыкального импрессионизма. Особенности музыкального стиля композитора (опора на французские музыкальные традиции, воздействие русской музыки, французской символистской поэзии и импрессионистской живописи).

Жизненный и творческий путь. Фортепианное и симфоническое творчество (фортепианный цикл «Прелюдии», симфонические «Ноктюрны») – воплощение мимолётных впечатлений, тончайших оттенков человеческих эмоций, явлений природы. Влияние творчества Дебюсси на композиторов многих сран.

М. Равель (1875 - 1937). Ярчайший представитель мировой музыкальной культуры первой половины XX века. Творчество композитора – продолжение импрессионистских традиций К. Дебюсси, обращение к неоклассицизму.

Жизненный и творческий путь. Интерес к французскому и испанскому фольклору. Этнография народного танца в творчестве Равеля («Болеро»). Творческие открытия композитора в области гармонии, лада, ритма, оркестровки.

Музыкальные примеры:

  1. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (фрагменты);
  2. Дж. Верди. Опера «Травиата» (фрагменты);
  3. Дж. Верди. Опера «Аида» (фрагменты);

4. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты);

5. Ж. Бизе. Дуэт из оперы «Искатели жемчуга»;

6. Ж. Бизе. Симфоническая сюита «Арлезианка» (фрагменты);

7. Э. Григ. Концерт a-moll для фортепиано с оркестром (фрагменты);

8. Э. Григ. «Норвежские танцы» (№ 2, № 5);

9. Э. Григ. «Шествие гномов» для фортепиано;

10. Э. Григ. Песня «Избушка»;

11. Э. Григ. Две симфонических сюиты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» («Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля»; «Песня Сольвейг»);

12. К. Дебюсси. Фортепианные произведения – «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет», «Грёза»;

13. К. Дебюсси. Симфонические произведения – «Ноктюрны» («Облака», «Празднество», «Сирены»), «Послеполуденный отдых фавна» (фрагмент);

14. М. Равель. «Болеро» для симфонического оркестра;

15. М. Равель. «Павана усопшей инфанте»;

16. М. Равель. «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра (фрагмент).

Тема 5.9. Русская музыкальная классическая школа первой половины XIX века

XIX век – период могучего подъёма русской музыкальной культуры. Новые общественно-исторические условия России, небывалый подъём патриотических чувств, освободительные идеи декабризма. Быстрое развитие нового, мощного художественного направления – романтизма, утверждение принципов русского художественного и критического реализма.

Формирование русской классической музыкальной школы. Развитие оперного жанра, инструментальной музыки. Расцвет городской бытовой песни, бытового романса. Разнообразие тематики городской песни (солдатские, рекрутские, революционные, украинские, цыганские). Жанровое разнообразие романсовой лирики («русская песня», национально-жанровая, баллада, застольная, элегия).

А.А. Алябьев (1787 - 1851), А.Е. Варламов (1801 - 1848), А.Л. Гурилев (1803 - 1858). Развитие песенной и романсовой лирики в творчестве Алябьева, Варламова, Гурилева. Социальная и философская направленность, психологическая глубина и содержательность вокальных произведений А.А. Алябьева; прокладывание пути к реалистическому искусству 60-х годов. Воплощение духовной атмосферы своего времени в песнях и романсах Алябьева.

Близость к бытовой музыкальной практике, непосредственность высказывания, душевность, романтическая устремленность, эмоциональность, порывистость музыки Варламова.

Мягкая чувствительность, утонченность, камерная интимность романсов Гурилева. Жанр «русской песни» в творчестве А.Е. Варламова и А.Л. Гурилева.

М.И. Глинка (1804 - 1857). Первый русский композитор-классик мирового значения. Народность творчества композитора, черты классицизма, романтизма, реализма. Отношение Глинки к традициям зарубежной музыкальной культуры, расширение границ отечественной музыки.

Песенность, плавность, распевность мелодики композитора, близость к фольклорным интонационным истокам. Жанровое разнообразие наследия композитора.

Жизненный и творческий путь. Оперное творчество композитора («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»). Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера, народная музыкальная драма. Особенности драматургии, новаторство и связь с классическими традициями.

Симфоническое творчество Глинки. Обращение к жанровому симфонизму, к принципу обобщенной программности. Разнообразие приёмов вариационного развития («Камаринская», «Арагонская хота»). Мастерство оркестрового колорита. Симфонизация и поэтизация танцевального жанра («Вальс-фантазия»).

Вокальное творчество композитора - вершина и завершение длительного периода развития камерно-вокальной культуры, зародившейся ещё в XVIII веке. Богатство образного содержания, совершенство форм, жанровое разнообразие песен и романсов Глинки. Связь с поэзией современности. Значение творчества композитора для русской музыкальной культуры.

А.С. Даргомыжский (1813 - 1869). Общественно-политическая жизнь в России в конце 30-х – начале 40-х годов XIX века. А.С. Даргомыжский – продолжатель традиций Глинки, один из типичных представителей реализма послепушкинской эпохи с чертами романтической стилистики. Влияние духа времени на эстетические принципы композитора (интерес к «простым» людям, к явлениям обыденной действительности). Социальная тематика, протест, углубление психологического начала.

Жизненный и творческий путь. Оперное творчество Даргомыжского («Эсмеральда», «Русалка», «Каменный гость»). Опера «Русалка» - психологическая народно-бытовая драма. Влияние на яркую национальную окраску музыки композитора жанров городского бытового музицирования. Ариозно-романсовый тематизм мелодики, внимание к интонации (речитативность). Драматургическая направленность оркестровой музыки. Ярко национальный облик характеристики образов, драматургия оперных персонажей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных