ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2 страницаТрубадур был, прежде всего, стихотворцем, мелодия же нередко заимствовалась им из бытового обихода и творчески переосмысливалась. Иногда трубадуры нанимали менестрелей для инструментального сопровождения своего пения, привлекали жонглеров к исполнению и сочинению музыки. Среди трубадуров, чьи имена дошли до нас сквозь пелену веков, – Джуафрэ Рюдель, Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, Рамбаут де Вакейрас и др. Поэзия трубадуров оказала непосредственное влияние на формирование творчества труверов, которое было более демократичным, т. к. большинство труверов – выходцы из горожан. Некоторые труверы создавали произведения на заказ. Наиболее же известным из них являлся Адам де ла Аль, уроженец Арраса, французский поэт, композитор, драматург второй половины XIII века. Искусство трубадуров и труверов распространялось по всей Европе. Под его воздействием в Германии столетием позже (XIII век) сложились традиции школы миннезингеров, представители которой, одаренные музыканты и композиторы, в основном служили при дворах. Своеобразным переходом к эпохе Ренессанса можно рассматривать XIV век. Данный период по отношению к французской музыке принято обозначать «Аrs Nova» («Новое искусство») по названию научного труда, созданного около 1320 года парижским теоретиком и композитором Филиппом де Витри. Музыка эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения (Ренессанса) является временем расцвета всех видов искусств и обращения их деятелей к античным традициям и формам. Ренессанс имеет неравномерные историко-хронологические границы в разных странах Европы. В Италии он наступает в XIV веке, в Нидерландах начинается в XV столетии, а во Франции, Германии и Англии его признаки наиболее отчетливо проявляются в XVI веке. Вместе с тем развитие связей между различными творческими школами, обмен опытом между музыкантами, переезжавшими из страны в страну, работавшими в разных капеллах, становится знамением времени и позволяет говорить о тенденциях, общих для всей эпохи. Художественная культура Ренессанса - это личностное начало с опорой на науку. Необычайно сложное мастерство полифонистов XV-XVI веков, их виртуозная техника уживались вместе с ярким искусством бытовых танцев, изысканностью светских жанров. Все большее выражение в произведениях получает лирико-драматизм. Музыке Возрождения оказались совершенно чужды грубые и резкие звуки. Законы гармонии составили ее главную суть. Ведущее положение по-прежнему занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения. В эпоху Возрождения она сохранила основные темы средневековой музыки: хвалу Господу и Творцу мира, святость и чистоту религиозного чувства. Главная цель такой музыки, как говорил один из ее теоретиков, - «услаждать Бога». Основу музыкальной культуры составляли мессы, мотеты, гимны и псалмы. Месса - музыкальное произведение, которое представляет собой собрание частей католической литургии латинского обряда, тексты которой положены на музыку для одноголосного или многоголосного пения, в сопровождении музыкальных инструментов или без них. Как и в Средние века, месса состояла из пяти частей, но теперь она стала более величественной и масштабной. Мир уже не казался человеку столь малым и обозримым. Обычная жизнь с ее земными радостями уже перестала считаться греховной. Мотет (фр. motet от mot - слово) - вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения. Гимн (др.-греч.) - торжественная песнь, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально - божество). Псалом (греч. - «хвалебная песнь») - гимны иудейской и христианской религиозной поэзии и молитвы (из Ветхого Завета). Они составляют Псалтырь, 19-ю книгу Ветхого Завета. Авторство псалмов традиционно приписывается царю Давиду (около 1000 до н. э.) и нескольким другим авторам, среди которых Авраам, Моисей и другие легендарные личности. Всего в Псалтырь входит 150 псалмов, подразделяющихся на молитвы, хвалы, песни и учения. Псалмы оказали огромное влияние на фольклор и послужили источником многих пословиц. В иудаизме псалмы исполнялись в виде песнопений гимнического характера под аккомпанемент. При каждом псалме, как правило, указывались способ исполнения и «модель» (в григорианском хорале называемая словом интонация), то есть соответствующий напев. Псалтырь заняла важное место в христианстве. Псалмы исполнялись во время богослужений, домашних молитв, перед боем и при передвижении строем. Первоначально в церкви они пелись всей общиной. Псалмы исполнялись а капелла, лишь в домашней обстановке разрешалось применение инструментов. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим. Помимо целых псалмов, использовались и отдельные, наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные песнопения - антифон, градуал, тракт и аллилуйя. Постепенно в сочинениях церковных композиторы начинают проникать светские веяния. В многоголосную ткань церковных песнопений смело вводят темы народных песен вовсе не религиозного содержания. Но теперь это не противоречило общему духу и настроениям эпохи. Напротив, в музыке удивительным образом соединялось божественное и человеческое. Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в XV в. в Нидерландах. Здесь музыка почиталась больше других видов искусства. Нидерландские и фламандские композиторы первыми разработали новые правила полифонического (многоголосного) исполнения - классический «строгий стиль». Важнейшим композиционным приемом нидерландских мастеров стала имитация - повторение одной и той же мелодии в разных голосах. Ведущим голосом стал тенор, которому поручалась главная повторяющаяся мелодия - cantus firmus («неизменный напев»). Ниже тенора звучал бас, а выше - альт. Самый верхний, то есть возвышающийся над всеми, голос получил название сопрано. С помощью математических расчетов нидерландским и фламандским композиторам удалось вычислить формулу сочетаний музыкальных интервалов. Главной целью сочинительства становится создание стройной, симметричной и грандиозной, внутренне завершенной звуковой конструкции. Один из ярчайших представителей этой школы Йоханнес Окегем (ок. 1425-1497) на основе математических вычислений сочинил мотет на 36 голосов! Не меньший интерес представляет творчество нидерландского композитора Орландо Лассо (ок. 1532-1594), создавшего более двух тысяч произведений культового и светского характера. Лассо - самый плодовитый композитор своего времени; из-за огромных объёмов наследия художественная значимость его сочинений (многие из которых были заказными) до конца ещё не оценена. Работал исключительно в вокальных жанрах. Светская музыка Возрождения была представлена различными жанрами: мадригалами, песнями, канцонами. Музыка, перестав быть «служанкой церкви», теперь стала звучать не на латинском, а на родном языке. Наиболее популярным жанром светской музыки стали мадригалы (итал. Madrigal - песнь на родном языке) - многоголосые хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания. Чаще всего для этой цели использовались стихотворения прославленных мастеров: Данте, Франческо Петрарки и Торквато Тассо. Мадригалы исполнялись не профессиональными певцами, а целым ансамблем любителей, где каждую партию вел один певец. Основное настроение мадригала - печаль, тоска и грусть, но встречались и радостные, оживленные сочинения. В эпоху Возрождения было положено начало профессиональному композиторскому творчеству. Ярким представителем этого нового веяния, несомненно, является Палестрина (1525-1594). Его наследие составляет множество произведений духовной и светской музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов. Он является автором двух томов светских мадригалов на слова Петрарки. Долгое время он работал руководителем хора в соборе Святого Петра в Риме. Созданную им церковную музыку отличают чистота и возвышенность чувств. Светская музыка композитора проникнута необыкновенной одухотворенностью и гармонией. Формируется инструментальная музыка как самостоятельный вид искусства. Появляется ряд инструментальных пьес, вариаций, прелюдий, фантазий, рондо, токкат. Среди музыкальных инструментов особой популярностью пользуются орган, клавесин, виола, различные виды флейт, а в конце XVI в. - скрипка. Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы. Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре. А произошло это так. В итальянском городе Флоренция в конце XVI в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты. Никто из них тогда не помышлял о каком-либо открытии. И все-таки именно им суждено было совершить настоящий переворот в театральном и музыкальном искусстве. Возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, они стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы. Члены камераты (так называлось это общество) тщательно продумывали музыкальное сопровождение монологов и диалогов мифологических персонажей. От актеров требовалось исполнение разговорных партий речитативом (декламацией, речью нараспев). И хотя слово продолжало играть ведущую роль по отношению к музыке, был сделан первый шаг к их сближению и гармоническому слиянию. Подобное исполнение позволяло в большей степени передавать богатство внутреннего мира человека, его личные переживания и чувства. На основе таких вокальных партий возникли арии - законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере. Оперный театр быстро завоевал любовь и стал популярным не только в Италии, но и в других странах Европы. Музыка эпохи Барокко (ит. – «странный, причудливый»). Барокко - одно из главных стилевых направлений в европейской и американской культуре конца XVI – XVIII века (с 1600-го по 1750-е годы). Это время великих географических открытий (открытие Америки Колумбом и кругосветное плавание Магеллана), научных открытий Галилея, Коперника и Ньютона, время ужасных войн в Европе. Гармония мира рушилась на глазах, равно как и менялась сама картина Вселенной, менялись понятия времени и пространства. Характерными чертами искусства данного периода являются грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, накал страстей, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, к сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактуры, света и тени. Музыке барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, тяготение к величавой пышности, совмещению действительности и вымысла (опера, оратория, культовая музыка). Музыка обретает полную независимость от слова, возникают крупные циклические формы (сольная и ансамблевая сонаты), жанры concerto grossi (большие концерты) и сюиты. Новая мода на вычурность рождала новые формы и жанры. Передать сложный мир человеческих переживаний смогла опера, главным образом через яркие эмоциональные арии. Отцом первой оперы считают Я. Пери (опера «Эвридика»), но именно как жанр опера оформилась в творениях К. Монтеверди («Орфей»). Среди самых громких имён оперного жанра барокко также известны: А. Скарлатти (опера «Нерон, ставший Цезарем»), Г.Ф. Телеман («Марио»), Г. Пёрселл («Дидона и Эней»), Ж.-Б.Люлли («Армида»), Г.Ф. Гендель («Юлий Цезарь»), Дж.Б. Перголези («Служанка-госпожа»), А. Вивальди («Фарнак»). Почти как опера, только без декораций и костюмов, с религиозным сюжетом, оратория заняла важное место в иерархии жанров барокко. Такой высокий духовный жанр как оратория также передавал глубину человеческих эмоций. Самые известные барочные оратории написаны Г.Ф. Генделем («Мессия»). Из жанров духовной музыки популярными были также духовные кантаты и пассионы (пассионы – это «страсти»; возможно не к слову, но на всякий случай всё помянем один однокоренной музыкальный термин – аппассионато, что в переводе на русский значит «страстно»). Здесь пальма первенства принадлежит И.С. Баху («Страсти по Матфею»). Еще один крупный жанр эпохи – концерт. Острая игра контрастов, соперничество солиста и оркестра (сольный концерт), либо разных групп оркестра между собой (жанр concerto grosso)– хорошо перекликались с эстетикой барокко. Здесь правили маэстро А. Вивальди («Времена года»), И.С. Бах («Браденбургские концерты»), Г.Ф. Гендель и А. Корелли (Concerto grosso). Контрастный принцип чередования разнохарактерных частей получил развитие не только в жанре концерта. Он лёг в основу сонаты (Д. Скарлатти), сюиты и партиты (И. С. Бах). Нужно заметить, что этот принцип существовал и раннее, но только в эпоху барокко он перестал быть случайным и обрёл упорядоченность формы. Один из главных контрастов музыкальной культуры барокко – это хаос и порядок как символы времени. Случайность жизни и смерти, неуправляемость рока и вместе с тем – торжество «рацио», порядок во всём. Этуантиномию ярче всего передал музыкальный жанр прелюдии (токкаты, фантазии) и фуги. И.С. Бах создал непревзойденные шедевры в этом жанре (прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира», Токката и фуга ре-минор). Эпоха барокко внесла свою лепту в развитие нового стиля письма. На музыкальную арену выходит гомофония с её разделением на главный голос и сопровождающие. В то же время процветала и полифония, но уже совсем в другом русле. Полифония барокко – это полифония свободного стиля, развитие контрапункта. Важным шагом в развитии музыкального языка стало принятие темперированного строя и становление тональности. Чётко определились два главных лада – мажор и минор. Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и направление в европейской культуре XVII - XIX веков. В основе классицизма лежат идеи рационализма (философия Декарта). Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Литературные жанры подразделяются на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Классицизм сформировался во Франции в XVII веке, утверждая личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Классицизм XVIII века развивался под влиянием идей Просвещения (Вольтер, Руссо). В России классицизм сформировался после реформ Петра I. Идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов (Ломоносов, Фонвизин, Державин). В связи с провозглашённым Руссо призывом близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств - сентиментализм. В развитии классицизма отмечают два исторических этапа. Выросший из искусства Возрождения классицизм XVII века развивался одновременно с барокко, отчасти в борьбе, отчасти во взаимодействии с ним, и в этот период наибольшее развитие получил во Франции. Поздний классицизм, связанный с Просвещением, приблизительно с середины XVIII до начала XIX века, ассоциируется прежде всего с венской классической школой. В различных национальных культурах музыкальные стили получали распространение в разное время; в середине XVIII века классицизм восторжествовал практически повсеместно. К этому направлению принадлежат, в частности, реформаторские оперы К.В. Глюка, ранняя венская и мангеймская школы. Высшие достижения классицизма в музыке связаны с деятельностью венской классической школы - с творчеством Й.Гайдна, В.А.Моцарта и Л. ван Бетховена, определившей направление дальнейшего развития музыкальной композиции. Музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум. Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты и симфонии. Романтизм. XIX век занимает в истории развития культуры особое место. Великая французская буржуазная революция (1789 – 1793) обозначила кризис культуры эпохи Просвещения, открыла новую эпоху в истории человечества, привела к огромному подъёму духовных сил народов Европы, к национально-освободительному движению. Декларация прав человека и гражданина (1789) провозглашала - люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, что было опровергнуто всем ходом исторических событий и не соответствовало реальной действительности. Глубокое разочарование широких общественных слоев в результатах Великой французской буржуазной революции, пессимистические настроения, проблема несоответствия идеала и действительности более всего волновала общественное сознание конца XVIII – начала XIX века. Принципы «свободы, равенства и братства» остались утопической мечтой. Буржуазный строй, сменивший феодально-абсолютистский, отличался ещё большей беспощадностью в эксплуатации народных масс. Именно эти противоречия становятся основным мотивом культурного развития в XIX веке и порождают романтизм. Романтизм – это идейно-эстетическое и художественное направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже XVIII – XIX веков и сформировавшееся в борьбе с просветительско-классицистской идеологией, обусловленное глубоким разочарованием художников в политических результатах Великой французской революции. Романтизм основывался на устремлении личности к свободе, к духовному совершенству. Главная идея романтизма – это идея протеста против слишком «реальной» действительности, уход в мир человеческих страстей, сказочных героев, печальных элегий. В центре внимания романтиков становится человек, личность, особенно исключительная, богатая своим внутренним миром: это гении, борцы за справедливость, герои с сильным непреклонным характером, способные активно противостоять негативным факторам социальной среды. Мировоззрение романтического героя, часто одинокого, проникнуто особым благородством, возвышенностью и одухотворенностью. В жизни сердца романтики видели противоположность бессердечности внешнего мира. Проблема личности становится для них центральной, поскольку утрачена гармония личности и общества, свобода возможна только в пределах индивидуальной духовной жизни. Главным предметом искусства становится область внутренних переживаний человека. Приковывается внимание к таким фактам человеческого бытия, как любовь, творчество, радость, печаль, смерть. Сущностной стороной романтизма является утверждение прекрасного идеала, осуществление которого возможно лишь только в мечтах. Отвергая современную ему действительность как вместилище зла и пороков, романтизм разными путями пытается уйти от реальности, не найдя отклика своим идеалам во внешнем мире. Лирические печальные ноты романтических произведений – результат такого пессимистического отношения к действительности. В характере критического отношения к капиталистической действительности заложены два основных направления романтизма – реакционное (пассивное) и прогрессивное (активное). Художники первого (реакционного) направления, связанные с идеологией уходящего класса, сожалели о «добром старом времени», отворачивались от окружающей действительности, уходя в вымышленные миры, в мистику, в идеализируемое далекое прошлое. Такое направление романтизма было, в основном, свойственно литературе. Другое направление романтизма – прогрессивное – отражало разлад с действительностью в форме страстного протеста, бунтарства, в отстаивании идеалов справедливости и свободы, поднятых эпохой Французской революции. Этот мотив в разнообразном преломлении господствует в новую эпоху в большинстве стран Европы в различных видах искусства. Романтизм обогатил искусство множеством новых тем: - лирико-психологические образы, уход в собственный мир, в сокровенные уголки своего «Я» (расцвет лирических жанров); - трагический конфликт между героем и окружающей его средой, мотив одиночества; - интерес к отечественной культуре, к национальной истории как результат национально-освободительного движения в странах Европы; - уход в иные регионы, экзотические страны (особенно страны Востока), не испорченные цивилизацией; интерес к культуре и быту народов других стран; - уход в прошлое; идеализация эпохи Средневековья с его рыцарским кодексом чести и патриархальным укладом жизни; - бегство от несовершенного мира в мир сказок и легенд. Главной чертой музыки романтиков является повышенная эмоциональная выразительность. Музыка эпохи романтизма – это выражение внутреннего мира романтиков, их «звучащая биография», где каждая страница – «лирическая исповедь» композитора. Эта тема проходит красной нитью через всё искусство романтизма, начиная с камерных романсов Ф. Шуберта и кончая монументальными симфониями Г. Берлиоза, грандиозными музыкальными драмами Р. Вагнера. Большое воздействие на формирование профессионального музыкального творчества оказала культура города со своими демократическими традициями. В XIX веке наблюдается расцвет городских театров, народных художественных организаций. Меняются формы музицирования, видоизменяется художественный облик музыкального творчества. Главными чертами культуры города можно считать новое и возросшее значение бытовой музыки, зарождение «легкого жанра». Ведущим жанром романтической музыки, связанным с бытовыми традициями, стала песня. В городской домашней среде Австрии и Германии из бытовой песни сформировался романс, получивший большое развитие в XIX веке и повлиявший на музыкальный язык симфонии и оперы. Наряду с романсом расцвела и камерная фортепианная миниатюра, также выросшая из бытового музицирования и импровизации. Именно в этих жанрах ярче всего воплотилась лирико-психологическая стихия романтизма (фортепианные произведения Ф. Шопена, Ф. Шуберта). С городским музыкальным бытом непосредственно связан и расцвет инструментальной танцевальной миниатюры. Концертная эстрада XIX века подняла на небывало высокий уровень технику исполнения, виртуозность, красочность (Н. Паганини, Ф Шопен). Ведущее место постепенно заняла фортепианная музыка, сыгравшая важную роль в создании романтического музыкального стиля. Обогатилось звучание симфонического оркестра, возрос уровень дирижерского мастерства (Г. Берлиоз, Р. Вагнер). Изменилась и судьба музыкального театра. Постепенно комический оперный жанр «лиризуется», рождается жанр оперетты. Композиторы-романтики создали в музыкальном театре новые жанры и типы опер: 1) «гражданская» опера («Вильгельм Телль» Д. Россини, «Риенци» Р. Вагнера); 2) народно-сказочная опера («Волшебный стрелок» К.М. Вебера, «Летучий голландец» Р. Вагнера); 3) героико-романтическая опера («Эврианта» К.М. Вебера, «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера). Особое место в европейской культуре XIX века занимает итальянское оперное искусство. Кумирами века были композиторы Джоаккино Россини (1792 – 1868), Гаэтано Доницетти (1797 – 1848), Винченцо Беллини (1801 – 1835), Джузеппе Верди (1813 – 1901), Джакомо Пуччини (1858 – 1924), Руджеро Леонковалло (1857 – 1919). С творчеством Д. Россини, отразившим подъём итальянской культуры, связан расцвет итальянской оперы. Композитор обладал неистощимой мелодической изобретательностью и драматическим чутьём. Он возродил,обогатив реалистическимсодержанием, оперу-буффа, вершиной которой по праву можно назвать «Севильского цирюльника». Типичным представителем романтизма считается Г. Доницетти. С его творчеством связан расцвет искусства бельканто (ит. – прекрасное пение). Лучшими произведениями В. Беллини, написанными в стиле романтизма, являются оперы «Норма» и «Пуритане». Д. Верди был одним из крупнейших композиторов-реалистов, а Д. Пуччини и Р. Леонковалло – представителями веризма (ит. – истинный, правдивый). Музыкальный романтизм имел множество разнообразных ответвлений, связанных с разнообразными национальными культурами и общественными движениями. Если для немецких романтиков более свойствен интимный, лирический стиль, то для творчества французских композиторов больше характерен «ораторский» гражданский пафос. Также существенны различия между романтиками начала столетия (Ф. Шуберт, К.М. Вебер, ранний Д. Россини) и романтиками середины века (Р. Вагнер, Ф. Лист, Г. Берлиоз, отчасти Р. Шуман, И. Брамс). Творчество последних характеризуется большей интеллектуальностью, менее непосредственной доступностью. Тем не менее, наличие некоторых общих художественных принципов в творчестве композиторов – представителей разных национальных школ и ответвлений – позволяет говорить о едином романтическом стиле в музыке. Стремление к новаторству в области музыкального языка было связано с расцветом программной музыки, характерной для творчества композиторов-романтиков. Понятие «программная музыка» подразумевает собой два смыслового значения: - музыка, содержащая слово, сценическое действие, танец, литературный заголовок, т.е. значение «программная музыка» в широком смысле (опера, оратория, песня, романс и т.п.); - разновидность инструментальной музыки, неразрывно связанной с литературными образами или определёнными сюжетами (поэмы, баллады, симфонии, симфонические увертюры и др.). Разными гранями с романтизмом связано творчество Г. Берлиоза, Ф. Листа, создававшие программные музыкальные произведения, связанные с литературными или живописными образами: драматическая легенда «Осуждение Фауста» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза; «Мефисто-вальс», симфония к произведению Данте «Божественная комедия», симфоническая поэма «Гамлет» Листа. Г. Берлиоз стремился к театрализации симфонического жанра, к грандиозным масштабам исполнительских составов, к гротескному заострению образов. Программность могла быть обобщенной, отражающаяся только в названии произведения и передающая его общее настроение. Такой тип программности был характерен для циклических симфоний XIX века (например, «Итальянская» и «Шотландская» симфонии Ф. Мендельсона, «Весенняя» и «Рейнская» симфонии Р. Шумана, «Пасторальная симфония» Л. ван Бетховена), жанра увертюры («Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона, «Манфред» Р. Шумана и др.). Не вступая в противоречие с сонатной формой, обобщенная программность вызывает конкретные эмоциональные и драматические ассоциации. Перемены, происшедшие в системе выразительных средств, определили и её новые принципы формообразования. Жанры песни-романса, одночастной фортепианной пьесы, концертной увертюры, занимавшие в искусстве классицизма подчиненное место, выходят на первый план, засверкавшие новыми гранями. Продолжают свое развитие жанры оперы, оратории, сонатно-симфонические жанры (симфония, соната, концерт, квартет и т.п.), но в обновленном виде. Новым жанром, появившимся в эпоху романтизма, явилась симфоническая поэма, яркой отличительной чертой которой являлась программность, связанная с образами современной поэзии и литературы. Опираясь на тематизм нового склада, симфоническая поэма в рамках одночастной формы сохранила основные музыкальные принципы, выработавшиеся в музыкальном творчестве предшествующей эпохи – важнейшие принципы классицистской сонатности. Романтики выработали новое представление красоты, тяготевшее не столько к уравновешенному изяществу, сколько к предельной психологической и эмоциональной выразительности, к свободе формы, к красочности и многоплановости музыкального языка. И тем не менее, у всех выдающихся композиторов XIX века прослеживается стремление к соединению новых завоеваний романтизма с теми неустаревающими законами музыкально-прекрасного, которые впервые приняли классический облик в творчестве композиторов эпохи Просвещения. Музыкальные примеры:
Тема 5.4. Основные музыкальные жанры Музыкальный жанр — род музыки, музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками. Это многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|