Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Новая экологическая политика Китая и новые вызовы для российских приграничных регионов




На решение экологической составляющей экономического развития в КНР выделены сегодня значительные финансовые и административные ресурсы. В ближайшее время (в соответствии с планом) будет закрыта часть старых предприятий, проведена реконструкция действующих, выполнены мероприятия по лесовосстановлению, защите атмосферного воздуха и очистке питьевой воды, приняты меры для защиты от аридизации на Северо-Востоке Китая. При этом подчеркивается необходимость вклада в сохранение окружающей среды со стороны населения. В 2009 г. в КНР жители в рамках инициативы ЮНЕП посадили 2,6 млрд. саженцев18 деревьев (в Забайкальском крае - 20 тыс. саженцев). В 2013 г. Китай - лидер по объему инвестиций в развитие альтернативной энергетики (61,3 млрд. долл.), в частности -

18 Деловой Китай. Т. 45. Экономика и связи с Россией в 2008 - 2009 гг. -392 с.

стр. 20

ветроэнергетики19. Вопросы охраны окружающей среды в Китае до 2005 г. не занимали важного места в государственной политике страны. Современное отношение - это попытка преодолеть надвигающуюся экологическую катастрофу на национальном уровне.

Этой цели будет способствовать и программа сокращения избыточных мощностей, объявленная в КНР в 2013 г. Одновременно наблюдается тенденция разработки проектов размещения "природоемких" производств на территории сопредельных регионов России.

Увеличивающееся в период интенсивного экономического роста воздействие на окружающую среду в Китае представляет собой огромную проблему как для жителей страны, так и для всего мирового сообщества. Неочищенные сбросы содержат большой объем различных токсических веществ, которые в конечном итоге попадают в океан. Для российских приграничных регионов особенно чувствительно негативное воздействие на реки Амурского бассейна.

В условиях слабой диверсифицированности региональных экономик восточных территорий России ориентация на экспорт сырья и электроэнергии будет содействовать не только пассивной интеграции в хозяйственные системы регионов сопредельного государства, но и увеличению экологической нагрузки на природные среды приграничных регионов, что будет способствовать росту заболеваемости населения и, соответственно, экономическим потерям в ВРП регионов. В сложившихся условиях особенно важно сохранить направленность на достижение "собственных интересов" субъекта Российской Федерации, в числе которых должно присутствовать обеспечение качества жизни местного населения, в том числе - приемлемого состояния окружающей среды.

Вопросы охраны водных ресурсов трансграничных рек - это предмет сотрудничества сопредельных стран, и выработка совместной стратегии - непростой процесс, поскольку интересы сторон далеко не всегда совпадают. Надо отдавать себе отчет в том, что они не совпадут никогда, поэтому в поиске лучших решений неизбежны поиски приемлемых для обеих сторон компромиссов.

19 URL: http://about.bnef.com/press-releases/clean-energy-investment-falls-for-second-year

стр. 21

Однако в этом процессе очень важно иметь обоснованную позицию. Сложно настаивать на снижении доли промышленных сточных вод, не соответствующих стандартам, в провинциях Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян, если доля неочищенных сточных вод в трех из пяти сопредельных российских регионов еще выше (см. табл. 4). В то же время существенный рост во Внутренней Монголии стоков неочищенных вод не может не сказываться на качестве воды в бассейне Верхнего и Среднего Амура, и это - серьезный повод для организации дополнительного мониторинга и постановки данной проблемы перед китайской стороной в процессе межгосударственных переговоров.

И хотя очевидно, что "вклад" КНР в эти негативные процессы больше российского, только совместные и согласованные усилия могут привести к успеху. Снижение негативного воздействия на российской стороне должно быть обязательным требованием при разработке всех программ развития. Программы российско-китайского сотрудничества, проекты с участием китайского капитала на территории России должны стать предметом пристального внимания, учитывая качество роста в самом Китае и используемые там практики природопользования.

К сожалению, в регионах России еще весьма распространены представления о безусловной ценности "любого инвестора". Существует целый ряд примеров, когда негативные экологические последствия деятельности компаний с китайским капиталом были обусловлены, прежде всего, невниманием российской стороны к этим проблемам и попустительством органов местной и региональной власти, позволяющей (часто в погоне за показателями инвестиционной привлекательности) использовать устаревшее оборудование, экологически опасные технологии и практики20.

В научной среде уже давно сформировалось устойчивое понимание того, что темпы роста не должны быть доминирующим критерием21, что рост и развитие - не одно и то же, и качество

20 Экологические риски российско-китайского сотрудничества: от "коричневых" планов к "зеленой" стратегии / Под ред. Е. Симонова, Е. Шварца, Л. Прогуновой. - М. - Харбин - Владивосток. WWF, 2010. URL: http://www.wwf.ru/resources/publ/book/440

21 Крюков В. А. Пространственное развитие - приоритет знанию или мудрости// ЭКО. - 2014. - N 4. - С. 2 - 5.

стр. 22

экономического роста не менее важно в контексте обеспечения благосостояния22. Однако в практике государственного управления это не получило должного отражения. Очень важно, чтобы показатели эко-интенсивности вошли в перечень параметров оценки всех крупных проектов. Целенаправленное их снижение означает повышение качества экономического роста.

И, несмотря на существующие риски, представляется, что ответ на вопрос о потенциале российско-китайского сотрудничества как факторе модернизации может быть положительным. Об этом как раз и говорит анализ на основе показателей эко-интенсивности и их динамики. Экономика провинций Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян, несмотря на свою ярко выраженную индустриальную ориентацию, демонстрирует способность создавать 1000 долл. добавленной стоимости, выбрасывая в атмосферу опасных для здоровья веществ на порядок меньше, чем в приграничных российских регионах. То же самое справедливо в отношении сточных вод. Это означает, что если направить вектор сотрудничества на внедрение их лучших технологических цепочек, можно существенно повысить качество экономического роста в России.

Вряд ли имеет смысл повторять опыт Китая до 2005 г. по обеспечению экономического роста независимо от его экологической цены. Опыт последнего десятилетия успешного развития КНР может быть очень полезен: ведь за это время Китай наладил не только внедрение, но и собственное производство в сфере экологически щадящих технологических решений, и цены производимого там оборудования значительно ниже западных. Однако "перелив"23 технологий может произойти только при появлении у китайских инвесторов соответствующей мотивации, с одной стороны, и невозможности экологического демпинга на территории России - с другой. К сожалению, при существующих социально-экономических условиях в России и форматах сотрудничества китайская сторона не имеет достаточной мотивации для высокотехнологичных инвестиций.

22 Daly H.E., Farley J. Ecological Economics. Principles and Applications. -Island Press, 2003; Suderbaum P. Ecological Economics. A Political Economics Approach to Environment and Development. Earthscan, London, 2000.

23 Blueprints for an integration of science, technology and environmental policy (BLURPRINT). Mannheim, ZEW, 2004.

стр. 23

Наиболее распространенная точка зрения в мировой научной литературе состоит в том, что необходимые для устойчивого развития экологические инновации не могут быть обеспечены только рыночными стимулами, для этого необходимы целенаправленное государственное регулирование и институциональные изменения24. Рыночная конкуренция, несомненно, является важным фактором для инновационных процессов.

Однако это - лишь один из многих факторов. Институты и различного рода их взаимодействия - это тоже элементы, влияющие на процессы развития технологий. Снижение барьеров для распространения инноваций - одна из самых острых проблем25. Поэтому роль государственного регулирования - не только в корректировке "провалов рынка", но также в создании системных, прежде всего, инфраструктурных (в широком смысле) условий для технологических инноваций. Особое значение приобретает развитие "интеллектуальной инфраструктуры" - и не только в форме отдельных "зон". Интеллектуальная среда необходима как для разработки, так и для внедрения инноваций, поэтому условия, благоприятные для реализации креативных инициатив, требуются во всех регионах страны. Уже потому, что благоприятные экологические условия нужны везде, где живут люди.

24 Jaffe A.B., Newell R.G., Stavins R.N. A tale of two market failures: technology and environmental policy // Ecological economics. - 2005. - N 54. - P. 164 - 174.; Bretschger L. Economics of technological changes and the natural environment: How effective are innovations as a remedy for resource scarcity? Ecological economics. - 2005. - N 54. - P. 148 - 163; Глазырина И. П. Экологические инновации и государственное регулирование: обзор зарубежных подходов и некоторые выводы для России // Экономика природопользования. - 2008. - N 1. - С. 45 - 58.

25 Зубаревич Н. В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. - 2014. - N 4. - С. - 7 - 27.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных