Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение и классификация).




Математические представления и умения я/ся своеобразным "инструментарием" средствами и способами познания), необходимым для освоения мира и действования в нём (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т.п.). Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста: 1) Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников я/ся свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию. 2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геом-кие фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. 3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте) 4) Пространственно- временные представления –5) Познание чисел и освоение действий с числами. Логические приемы как средство формирования логического мышления дошкольников – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности. Возможности активного включения в процесс математического развития ребенка дошкольного возраста различных приемов умственных действий на математическом материале.

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки и т.д. Сериации можно организовать по размеру, по цвету: по степени интенсивности окраски.

Анализ - выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку. Н/р, задан признак: красный. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «карасный».

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития р/ка. Н/р: Задание на выбор предмета из группы по любому признаку (2-4 года): возьми красный мячик. Возьми красный, но не мячик. Возьми мячик, но не красный.

Сравнение - логический прием, требующий выявления сходства и различия м/у признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это». Методически рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов. Маленькому р/ку легче сначала найти признаки различия объектов, затем - признаки их сходства. Задания на разделение объектов на группы по какому-то признаку требуют сравнения.

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Основание для классификации может быть задано, но может и не указываться (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как требует умения анализировать, сравнивать и обобщать). Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить: по наименованию предметов (чашки); по размеру; по цвету; по форме; по др-м признакам (съедобное и несъедобное, домашние звери и т.д.). У детей с раннего детства начинают формироваться представления об окружающем мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине, об их пространственном расположении, количестве. Так постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой формирования элементарных логических представлений и понятий.

37.Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартного решения задачи

В соответствии с ФГОС математическое развитие дошкольников должно осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Математика в детском саду должна быть веселой и занимательной.

По интеллектуальному развитию детей используется комплексно-игровая методика. В основе ее лежат развивающие занимательные игры. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. С детьми нужно «играть» в математику. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, логических упражнений. Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или др. предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.Они настойчиво ищут ход решения, к/ый ведет к результату. В такой деятельности формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с счётными палочками Н/р: воспит. предлагает детям сложить из 5 счётных полочек 2 равных треугольника, из 7 – 2 равных квадрата

Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, из специальных наборов геом-ких фигур. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Н/р: это кубики Никитина, Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Воспит. использует их в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация. Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения.

38.Связная речь: значение, виды. Методика обучения описательным рассказам в разных возрастных группах.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая. По форме рассказы могут быть описательные и сюжетные.

Методика обучения рассказыванию по игрушкам, по картинам, предметам (описательная речь). Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на к/ые дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. На первом этапе обучения (в ср. гр.) желательно предъявлять детям образные игрушки, чтобы реб имел возможность уловить «состояние» героя или демонстрировать их в движении. Целесообразно внести игрушку за 5 мин до занятия – дать детям её рассмотреть, потрогать, В ст. гр. Такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные, дети с более высоким уровнем развития могут не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3-х предметов, указывая на их расположение на столе, составить описание пары игрушек, сравнивая их по элементам. На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа. Реб, выйдя к столу педагога, берет игрушку в руки, рассматривает её, ощупывает и, повернувшись лицом к группе, начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим.

По картине Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины. На всех воз этапах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины. Ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если картина сюжетная – установить связи между объектами, персонажами. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа или пояснения воспит во время предварительного рассматривания. Занятие по сюжетной картине бывает комплексное: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события.

В ср гр детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах для детей этого воз немного персонажей, мало окружающих предметов. Педагог должен помочь детям понять мотивы действий персонажей, их настроение, взаимоотношения. Воспит в первой части занятия организует совместные действия – начинает описание одного объекта, а реб заканчивает его 2-3 предложениями.

В ст гр при описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов, но он предшествует аналогичным рассказам детей. На последующих занятиях составлению рассказов помогает план. Назначение сюжетной, многопредметной картины – помочь реб составить повествовательный (сюжетный) рассказ о действиях героев, опираясь на свои восприятия. Детям могут быть предложены несколько картин на одну и ту же тему («Таня не боится мороза» О.И. Соловьевой и «Зимой на прогулке» Е.И. Радиной). В подг гр педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины.

Описание предметов. Большое восп-образоват значение имеют занятия, но к/х предлагаются предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы, и др. эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Воспит должен накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Н/р, для старшей группы – умывательные, почтовые принадлежности, для подг.гр. – школьно-письменные принадлежности и т.д. Рассказывая, реб тут же объясняет назначение предмета и правила использования, демонстрирует действия с ним. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

На прогулках дети могут познакомиться с составлением рассказов-этюдов (небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства). Умения описывать предметы закрепляются и в другой деятельности – на занятиях по конструированию р/ок рассказывает о своей постройке и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных