ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Технология и искусство
В конце своей истории как независимой цивилизации шумеры научились жить большими общностями, что порождало спрос на квалифицированных строителей. Поскольку здесь было очень мало камня, жители южной Месопотамии вначале строили дома из тростника, обмазанного глиной, а потом из высушенных на солнце глиняных кирпичей. Естественно, они были недолговечны, и когда разрушались, строители не удаляли обломки развалившихся зданий, а лишь ровняли площадку и на ней прежним способом из новых глиняных кирпичей строили дом. Поэтому со временем каждое строение как бы возвышалось на глинобитном островке. Так образовались курганы. Раскапывая их, археологи находят дома, храмы, улицы и целые города. Именно так был найден древний шумерский город Ур, который когда-то был построен как резиденция царского двора на морском берегу, а ныне оказался на расстоянии 320 км от Персидского залива. То же произошло и с шумерским городом Уруком, в Библии именуемым Эрехом. Сейчас он находится в 65 км к северу от Ура. Так же в 160 км от Багдада был открыт один из крупнейших шумерских культурных и торговых центров — город Ниппур. К концу шумерского периода технология изготовления кирпичей была настолько передовой, что это позволяло строить очень большие здания с колоннами и террасами. Самым крупным из этих монументальных сооружений были зиккураты. Зиккураты возникли в Шумере в 3-м тысячелетии до н.э.. Первые зиккураты были сооружены Ур Намму (2112 - 2095 гг. до н.э.) - основателем III династии Ура. Это монументальные ступенчатые постройки, на верхнем ярусе которых помещался храм — «жилище бога», доступ в который имели только жрецы. Шумерские зиккураты состояли из трех ступеней-платформ в соответствии с триадой божеств (Ану — Энке — Энлиль) и строились из сырцового кирпича. Этот архитектурный прием у шумеров переняли аккадцы и вавилоняне. Знаменитый зиккурат в Уре, построенный в 21 в. до н.э. в честь бога луны Нанна, поражает своим величием даже в руинах. Площадь огромной усеченной трапеции составляет 65x43 м., а высота основания башни — 20 м. Первоначально зиккурат, состоявший из трех поставленных друг на друга усеченных пирамид, достигал высоты 60 м. Каждая из платформ была окрашена в свой цвет: нижняя в черный, средняя в красный, верхняя в белый. Стены стоявшего на вершине храма были облицованы синей глазурованной керамической плиткой. Символическая расцветка как бы связывала собой земные и небесные сферы.
Гончарным кругом шумеры начали пользоваться в доисторические времена. Самый древний сохранившийся гончарный круг был найден в Уре. Так люди впервые стали использовать вращательное движение; благодаря этому изобретению гончарное производство приобрело большие масштабы, и это ремесло стало мужской, а не женской профессией, как было раньше. Около пяти тысяч лет тому назад они уже применяли колесо. Это было первое колесо в истории человеческой цивилизации. Оно было деревянным и громоздким, состояло из трех сегментов, скрепленных деревянными или бронзовыми спицами и обтянутых по ободу кожей. Колесо было тяжелым, но прочным. Шумеры изготавливали двухколесные колесницы и четырехколесные телеги, как для хозяйственных, так и для военных нужд. Тягловой силой были быки, лошадей будут использовать в этих целях гораздо позже. Еще одним изобретением было стекло, а в начале 3 тысячелетия до н.э. шумерские ремесленники стали отливать бронзовые предметы, а также изготавливать ювелирные украшения из золота и серебра. Шумеры заложили основы математики, установив позиционный принцип в системе счета ё, согласно которому значение числа зависит не только от цифры, но и от ее расположения (Ex. цифра «один» - единица, одна десятая, десять и т.д. в зависимости от ее положения), а также придумали способ деления окружности на 6 равных отрезков, из которой возникло разделение круга на 360 градусов, часа — на 60 минут, а минуты — на 60 секунд. Шумерские статуэтки. Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития, как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому портретная пластика не смогла достичь таких вершин, как изобразительное искусство Древнего Египта. Шумерская скульптура дошла до нас в виде статуэток, рельефных изображений на вазах и стелах. Небольшие статуэтки были выполнены из различных пород камня. Скульптурные изображения не имеют портретного сходства с оригиналом: для шумерской скульптуры характерны преувеличенно укороченные, а для аккадской — вытянутые пропорции фигур. У шумерских статуэток подчеркнуто большие уши, которые считались вместилищем мудрости. Часто встречаются статуэтки с подчеркнуто женскими, а также материнскими формами, воплощающие понятие земного плодородия. Статуэтки молящихся примечательны не только точным воспроизведением этнического типа шумеров, но прежде всего эмоциональным выражением глаз. Для них в голове проделывали отверстия, куда затем вставляли ракушки, лазурь или карнеол. Глаза как бы о чем-то вопрошают, выражая одновременно и мольбу, и восторг, и благодарность (статуя сановника Эбих-иля; середина 3-го тысячелетия до н. э.). В шумерском искусстве ведущее место занимала расписная керамика с геометрическим рисунком и глиптика. Глиптика — это пластическое искусство создания печатей-амулетов, выполненных в виде выпуклого или глубокого рельефа, предназначенного для отпечатывания на глине. На древнейшем мозаичном панно из Ура изображено шумерское общество: царь и его придворные пьют вино, музыкант играет на лютне, в нижней части панно пастухи и рыбак за своими занятиями. На обожженных глиняных табличках, во множестве найденных при раскопках Ура, записаны купчие крепости, правовые документы, грамоты о наследовании, а также поучения царя Соломона и псалмы. Все это древнейшие документы культуры Месопотамии. Сведения, которые в них содержатся, позволяют узнать о некоторых сторонах жизни древних шумерских городов — Ура, Ниппура, Урука. На глиняных табличках сохранились также фрагменты светской литературы — главным образом, стихи, а также поучения богатых, обращенные к бедным.
Шумерская письменность (изобретение клинописи)
Всемирно-историческое значение имело изобретение шумерами письма. Шумеры начали писать в конце 4 тыс. до н.э., т. е. значительно раньше египтян. В Красном храме Урука, датированном примерно 3300 г. до н.э., была обнаружена табличка с текстом, в котором было использовано около 700 знаков. Эта табличка является, по всей видимости, первым в мире памятником письменной культуры. До появления письменности существовали цилиндрические печати, на которых вырезались миниатюрные изображения, а затем такая печать прокатывалась по глине. Эти круглые печати представляли собой одно из величайших достижений месопотамского искусства. Письмо возникло как практическая необходимость для торговой деятельности, хозяйственных записей и подсчетов. Самые ранние письмена выполнялись в виде пиктограмм, или примитивных рисунков, выполненных тростниковой палочкой на табличках из сырой глины. Затем глиняные «дощечки» высушивали на солнце или обжигали в печи (если обозначения были особо важными и предназначались для длительного хранения). Первые такие таблички – памятные записки, списки товаров, рецепты (записки экономического характера). Догадаться о значении большинства пиктограмм, применявшихся около 3300 г. до н. э., не составляет труда. Лучистая звезда обозначала небо или, в дальнейшем, божество. Чаша, без сомнения, передавала слово «пища». В некоторых случаях можно легко расшифровать сочетания символов: стоящие вместе пиктограммы «большой» и «человек» означают «царь». Первый шаг к абстрактным символам был сделан в начале 2 тыс. до н. э., когда пиктограммы стали «ложиться на ребро», что могло быть связано с тем, что шумерские писцы стали переворачивать таблички, чтобы иметь возможность писать слева направо, а не сверху вниз, как раньше. Но каковы бы ни были реальные причины такого «переворота», сам факт говорит о том, что символы постепенно стали утрачивать связь с конкретным изображаемым объектом. Письменные символы претерпели еще более существенные изменения, когда писцы сменили заостренную тростниковую палочку для рисования на мягкой глине на стиль с клинообразным концом, что привело к изменению письма, которое получило название «клинописи» от лат. “cuneus”, что в переводе означает «клин». Древние писцы прилагали все усилия, чтобы их рисунок максимально походил на изображаемый предмет, и с этой целью применяли всевозможные виды клинообразных оттисков. Затем все клинья, используемые для изображения знака, были разделены на несколько классов: вертикальный, горизонтальный и наклонный. Так возникла клинопись на глиняных «дощечках». Она распространилась по всей Передней Азии, и более двух тысяч лет ею пользовались народы, говорившие на различных языках. Особенно продуктивно клинопись использовалась в вавилонской и ранней персидской письменности. Около 1800 г. до н.э. писцы упростили написание многих клинописных символов, заменив их еще более условными знаками, которые имели лишь отдаленное сходство с прежними пиктограммами. *Слайды: Нa примере избранных шумерских знаков на таблице справа можно проследить эволюцию шумерской письменности на протяжении 1500 лет — преобразование ранних пиктограмм в систему абстрактных символов. Предписание в нижнем правом углу гласит: «Пропустите через сито, а затем перемешайте растолченные черепаховые панцири, ростки нага-си, соль и горчицу. Затем промойте поврежденные участки пивом хорошего качества и горячей водой и вотрите смесь. Подождите немного и снова протрите с маслом, после чего поставьте припарку из толченой сосновой коры».
Эпос о Гильгамеше
Благодаря изобретению письменности перед историками раскрылись многие стороны прошлого. Т.к. в письменных источниках сохраняются образцы литературы, историк может судить о менталитете людей того времени. Величайшим памятником древней шумерской литературы является "Сказание о Гильгамеше". Оно сохранилось на клинописных табличках, одна из которых происходит из Ниппура. Гильгамеш по преданию был царем и удачливым полководцем из Урука примерно в 2700 г. до н.э.. Цикл эпических песен о Гильгамеше связан в основном с идеей человеческого бессмертия, причем на протяжении всей поэмы Гильгамеш отчаянно пытается победить смерть. Гильгамеш наделен силой и мужеством, обеспечившими ему победу в борьбе со львом. Вместе со своим спутником Энкиду Гильгамеш отправляется в кедровый лес, чтобы сразиться с лесным правителем Хумбабу. Но главная его цель — поиск мудрости, счастья, бессмертия. Аккадский эпос содержит также описание путешествия Гильгамеша по ту сторону жизни за бессмертием. Он разыскивал Утнапишти, который пережил потоп. В Шумере часто случались наводнения, когда обе реки — Тигр и Евфрат — широко разливались. Возможно, катастрофическое наводнение, когда обе реки сомкнулись между собой, и именуется потопом в народной памяти. В Дильмуне, райской стране шумеров, Утнапишти помог Гильгамешу найти «растение (жемчужину?) вечной молодости», дающее бессмертие, однако на обратном пути домой он потерял этот драгоценный корень и признает неизбежность своей судьбы. Религия шумеров
Примерно к 2250 г. до н.э. в Шумере уже сложился целый пантеон богов, олицетворявших различные элементы и силы стихий. Этот пантеон являлся основой шумерской религии. Так зародилась теология. По поверьям шумеров, землей управляют боги, а люди были созданы, чтобы им служить. Этот мотив шумерского эпоса много позже нашел свое отражение в Библии, в Ветхом Завете. Изначально у каждого города был свой собственный бог. Вероятно, в этом сказывались политические изменения в отношениях между городами, но в конце концов боги организовались в некую иерархию. Каждому из богов была отведена своя роль и своя область деятельности: здесь были бог воздуха, бог воды, бог земледелия. Богиня Инанна(у аккадцевИштар) являлась богиней плотской любви и плодородия, но одновременно – богиней войны, олицетворение планеты Венера. Во главе иерархии стояли 3 высших бога мужского пола: · Ану – отец богов, бог неба; · Энлиль (у аккадцев Эллиль, Белом) – бог воздуха; · Энки (у аккадцев Эйл, Эа) – бог мудрости и пресной воды, он был учителем, дарующим жизнь (вода=жизнь), и поддерживал порядок, созданный Энлилем. Поскольку урожаю, в особенности зерновых, постоянно угрожали то засуха, то наводнение, то саранча, а беды эти происходили, согласно поверьям, по воле богов, шумеры стремились их умилостивить. Этой цели служил сложнейший ритуал богослужений в их храмах — земных жилищах богов. Совершались ритуальные поклонения царю и главным богам шумерского пантеона. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. В Шумере были заложены и утвердились основные черты храмового зодчества Месопотамии. Падение Шумера Вторжение амореев. Мари. После 2000 г. до н. э. в битве с эламитами, пришедшими из Персии, могущественное государство шумеров пало. Затем последовало вторжение семитских племен — амореев — из северной Сирии. Амореи обосновались в Месопотамии и построили богатые, цветущие города-государства. Из всех городов особенно выделялся большой аморейский город Мари, построенный в среднем течении Евфрата. В результате раскопок был найден город со строгой, близкой к современной планировкой — длинные проспекты, дворцы на площадях, перпендикулярно пересекающиеся улицы, прекрасные скульптуры, богатые кладбища, стены, украшенные фресками.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|