ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Возвышение Ассирии.После смерти Хаммурапи его империя распалась. Сам Вавилон стал жертвой разбойничьего набега хеттов, затем — касситов, пришедших из Персии. Они властвовали над Вавилоном вплоть до завоевания его ассирийцами — семитским народом, проживавшим издревле в верхнем течении Тигра. Начиналось возвышение Ассирии, торговлю которой на севере страны долгое время сдерживали и контролировали хетты. Но в 1200 г. до н. э. царство хеттов распалось. Ассирия вышла на просторы Средиземноморья и захватила земли вплоть до территории современной Турции. Успехам завоевательных походов Ассирии способствовало применение железного оружия, в чем ассирийцы намного превосходили все соседние народы, и высокий уровень военного искусства, обеспечиваемый особой маневренностью войск. Нашествия ассирийцев были жестокими и кровавыми. Ветхий Завет рассказывает, что они применяли специальные машины для осады крепостных стен и «штурмовые козлы». Ассирийский царь Саргон II (722—705 гг. до н.э.) выстроил новую величественную столицу — Дур-Шаррукин (ныне Хорсабад), что значит Крепость Саргона. Дворец стоял на высоком искусственно насыпанном холме. В 713 г. до н. э. Саргон II при строительстве своей столицы, Дур-Шаррукина (совр. Хорсабад, Ирак), окружил город сплошной кирпичной стеной, оставив в ней семь проходов (ворот). По бокам у входа во дворец стояли огромные статуи крылатых быков с человеческими головами. Это шеду - стражи, охраняющие дворцовые врата; они как будто зорко смотрят на проходящих мимо. Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел шеду спереди - голову, грудь и две ноги. Стоило пройти дальше и посмотреть на шеду сбоку, как начинало казаться, что бык шагнул вперед, двинув переднюю ногу. Ассирийский скульптор добился этого, сделав быку... пять ног! Поэтому спереди видны две ноги, а сбоку - четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим. Но, пожалуй, самыми интересными и по-настоящему художественными произведениями искусства были ассирийские рельефы, украшавшие стены дворцов. Ассирия была могущественной военной державой, походам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца. Все сцены переданы так живо, с таким мастерством, что сразу не бросается в глаза ни условное изображение человеческой фигуры (всегда в профиль), ни одинаковые черты лица почти у всех людей, ни слишком сильно подчеркнутая мускулатура рук и ног (этим художник хотел показать мощь ассирийского войска). На многих рельефах изображена царская охота, главным образом на львов. Животные изображены удивительно точно и правдиво. Сын Саргона Синаххериб (705—680 гг. до н.э.) перенес столицу государства в Ниневию. Здесь археологи обнаружили многочисленные скульптуры, в том числе крылатых быков, нашли фрески и рельефы по камню, изображающие битвы Синаххериба с врагами. Синаххериб разграбил, сжег и разрушил Вавилон в 689 г. до н.э. Об этом событии сообщается на стеле, покрытой клинописным письмом. Сын Синаххериба — Асархаддон (680—669 гг. до н.э.) — в 671 г. захватил Египет и восстановил Вавилон в прежнем величии. Появились многочисленные новые памятники ассирийской культуры, однако прежние, шумерские и вавилонские, были при этом безвозвратно утрачены. В 701 г. до н.э. ассирийские войска осадили Иерусалим, и иудейский царь Хискил был вынужден выплатить дань. Об этом сообщается в Ветхом Завете. Надписи на дворце Синаххериба прославляют ассирийского царя как победителя, который будто бы запер царя евреев, «как птицу в клетке». Однако в действительности Синаххерибу не удалось покорить и разграбить богатый Иерусалим: помешала разразившаяся там эпидемия чумы. Одновременно с завоевательными походами ассирийцы уделяли много внимания строительству и искусству. Рельефы во дворцах с изображением охоты и батальных сцен необычайно выразительны. Ассирийцы были также превосходными инженерами-строителями. Построенные ими водопровод, дворцы, техника для осады городов, внутреннее убранство дворцов, множество скульптур — все это поражало воображение. Для украшения интерьеров дворца Ашшурбаниппала в Ниневии (VII в. до н.э.) специально были доставлены золото и слоновая кость из Египта, серебро из Сирии, лазурь и полудрагоценные камни из Персии, кедровое дерево из Ливана. *Слайд: В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в 669—631 гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи. Царь держит в руке нераспустившийся бутон, что является частью ассирийской судебной церемонии.
После смерти Ашшурбанипала его великая империя просуществовала только пятнадцать лет. Причинами ее крушения была -невозможность защищать необъятные границы государства, -восстания порабощенных народов, а также -моральное разложение огромной армии, занявшейся грабежами. В Ветхом Завете пророк Наум предвещает гибель Ниневии: «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (Ветхий Завет. Книга пророка Наума, 8:1.). Пророчество сбылось. В 612 г. до н. э. столица Ассирии Ниневия пала под натиском вавилонян и индийцев. Ассирийская империя была поделена между двумя победителями. Началась новая эпоха возвышения Вавилона и распространения его культуры. Нововавилонское царство.
Новый расцвет Вавилона произошел в эпоху правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э.). Спустя тысячелетие после Хаммурапи он сделал попытку сравняться с ним в величии. И это ему частично удалось. Руины Вавилона до сих пор поражают своими грандиозными размерами. Греческий историк Геродот описывал в своей «Истории» Вавилон как город, который богатством и роскошью превосходил все города мира. Больше всего поразила его воображение городская стена Вавилона. По свидетельству Геродота, ее ширина была такой, что на ней могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверками лошадей! На протяжении более чем двух тысячелетий эти слова Геродота считались преувеличением и подтвердились лишь в 1899 г. во время раскопок Вавилона, предпринятых немецким археологом Р. Кольдевеем. Он раскопал двойные крепостные стены шириной по 7 м и протяженностью 18 км, окружавшие центр города. Пространство между стенами было заполнено землей. Здесь могла проехать четверка лошадей! Через каждые 50 м к стенам примыкали сторожевые башни. Ворота Иштар
Из восьми ворот, посвященных главным из почитаемых в Вавилоне богов, самыми великолепными были двойные ворота богини любви Иштар. Через них проходила "дорога процессий" - важная магистраль, которая связывает храм Мардука и храм новогоднего празднества во внешней части города. *Слайд: В конце XIX — начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина. Ворота были двойными, связывали обе оборонительные стены внутреннего города и достигали высоты 23 м. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука — быка и фантастического существа сирруш (вавилонский дракон). Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия.
Трижды они были перестроены при Навуходоносоре II, причем лишь при последней перестройке они были украшены изображениями этих животных. В этот период кирпичи были покрыты глазурью. Животные были окрашены в желтый и белый цвета, в то время как фон был ярко-голубым. Кроме того, ворота сторожили мощные колоссы в виде быков и драконов. От ворот Иштар начиналась Священная дорога, предназначенная для праздничных процессий. Считалось, что по этому пути шествовал сам бог Мардук. Дорога процессий была вымощена крупными плитами. Достигавшая в ширину 16 м, Дорога процессий на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного кирпича, с которых на участников процессии смотрели 120 львов, изображенных на голубом фоне. Дорога вела к святилищу Мардука — Эсагиле, величественному храмовому комплексу, в центре которого возвышался колоссальный 90-метровый зиккурат Этеменанки (краеугольный камень земли и неба), знаменитая Вавилонская башня, состоящая из семи террас, окрашенных в разные цвета. На вершине стоял выложенный синим обливным кирпичом храм Мардука. Этеменанки был святыней и гордостью государства и воплощал дерзновенные помыслы людей, стремящихся приблизиться к небу. Именно с ним связана библейская легенда о вавилонском столпотворении. Она рассказывает о том, как Бог, увидев город и башню, которую строили сыны человеческие, понял, что люди, говорящие на одном языке и делающие что-то сообща, не будут иметь препятствий ни в чем. Разгневавшись, он сошел на землю и смешал языки, так что люди перестали понимать друг друга и рассеялись по всей земле. Даже развалины Этеменанки, разрушенного в IV в. до н. э. войсками персидского царя Ксеркса, потрясли Александра Македонского своим величием. Славу Вавилона составил и красочный дворец Навуходоносора II со знаменитыми «висячими садами». Еще в древности сады были названы чудом свет. Они представляли собой искусственные террасы, сложенные из сырцового кирпича разного размера и опиравшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля с разными экзотическими деревьями. Висячие сады были достопримечательностью дворца вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н.э.). Жаль, что они не сохранились до наших дней. раскинувшимися на сводчатых террасах, соединенных с системой колодцев и водостоков. Вавилоняне были торговым народом: они плавали не только по своим рекам — Тигру и Евфрату, — но и пересекали Персидский залив, доставляли из Индии лазурит, ткани, продовольствие, торговали с Малой Азией, Персией, Сирией. Сохранились тысячи табличек с долговыми расписками и различными счетами, договорными документами (например, на фрахт судов). Одним изсамых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек и архивов. Еще в древнейших городах Шумера — Уре и Ниппуре в течение многих веков писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки. Одна из самых больших библиотек того периода — библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669 — ок. 633 до н.э.), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записью важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Это была действительно библиотека: книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и количества табличек каждой серии текстов. Вавилонские ученые и жрецы знали астрономию, составляли карты звездного неба, наблюдали движение планет, умели предсказывать солнечные и лунные затмения. В 539 г. до н. э. Вавилон пал под натиском персов. Библейский пророк Даниил рассказывает о том, как царь Валтасар (сын Навуходоносора II) пировал во дворце, утопавшем в богатстве и роскоши, а в это время лучники царя Кира сумели отвести воды Евфрата, по обмелевшему руслу пройти в город и ворваться во дворец. Как повествует пророк, в большом царском дворце на внутренней стене неожиданно появились начертанные таинственной рукой слова: «Мене, Мене, Текел, Упарсин». Вскоре все было кончено. Дворец был захвачен войсками Кира. Для управления Месопотамией были назначены его наместники. Хотя персы не разрушили Вавилон, а превратили его в свою столицу, часть населения города была перебита, а остальные разогнаны. Персидское владычество длилось почти 200 лет. В 321 г. до н. э. Александр Македонский разбил войска персов. Он поставил цель дать Вавилону новую блестящую жизнь, однако из-за его внезапной смерти этот замысел остался неосуществленным. Город пришел в упадок, и жители покинули его. Сохранившиеся руины величественного Вавилона и теперь напоминают нам о той цивилизации в центре Месопотамии, которая на протяжении трех тысячелетий создавала культурные ценности, составившие основу многих последующих цивилизаций. Именно там впервые в истории появилась школа, был составлен первый в истории человечества календарь, создана первая письменность. Возникли многие науки — астрономия, алгебра, медицина. Появился величественный эпос. Родилась первая легенда о воскресении из мертвых. Была сложена первая любовная песнь, написаны первые басни. В Месопотамии была разработана первая система законности. Одним словом, здесь началась духовная жизнь человечества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|