Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.




Лекция 1.

Методология (букв. путь вслед за чем либо) – это

1) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;

2) система принципов и способов организации и построение теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе.

Главная цель методологии науки – это изучение тех методов, средств и приемов с помощью которых преображаются и обосновываются новые знания в науке, а так же структуры научного знания вообще, место и роли в нем различных форм познания и методов анализа и построение различных систем научного знания.

Методологию науки можно разделить на следующие составляющие:
1. Философская.

2. Общенаучная.

3. Конкретно-научная.

4. Технологическая (конкретные методики и техники исследования).

Особенности научной деятельности, принципы познания едины для всей науки в целом, хотя содержание исследования в разных научных областях разное.

Методология – это учение об организации деятельности.
Организация – это

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцируемых и автономных частей какого-либо целого, обусловленное его строением;

2) совокупность процессов или действий ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей совместно организующих программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Наиболее принципиальным различием в организации научной деятельности является то обстоятельство, что в научно-исследовательской деятельности нельзя однозначно определить в каждом конкретном проекте ее цель, новое научное знание должно появиться лишь в результате этой деятельности – результате реализации проекта. В связи с этим цель научного исследования формулируется, как правило, не конкретно, в глаголах несовершенной формы.

Можно выделить следующие наиболее существенные зоны приложения методологии к научному исследованию:

1. Постановка проблемы.

2. Построение предмета исследования.

3. Создание научной теории.

4. Проверка истинности теории путем обращения к практике.

5. Использование данной теории для создания других теорий.

6. Интерпретация полученных материалов.

Методология научного исследования – это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования. Включает в себя его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

Методологически выдержанная исследовательская работа характеризуется:

1. Корректной, научно обоснованной постановкой проблемы исследования, которая не просто существует в теории, но и может быть разработана практически с получением научных результатов обладающих признаками новизны, полезности и достоверности.

2. Построением предмета исследования как совокупности взаимосвязанных подпроблем, при этом изучение выдвинутых вопросов обеспечивается не только в статике (содержание, форма), но и динамике (законы и закономерности развития).

3. Построение теории, с помощью которой предмет исследования и изучаемую проблему можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, выдать рекомендации по совершенствованию.

4. Обеспечение единства теории и практики, понимаемом в том смысле, что созданная исследователем теоретическая концепция в полной мере используется для анализа практики и экспериментальных данных, формулирования новых рекомендаций и наоборот, полученные практические результаты позволяют дополнить и развить теорию.

5. Законченностью и цельностью исследования, приобретающего свойства системы в которой каждая отдельно взятая часть может быть понята и объясняла с позиции целого, а целое способно существовать и выполнять свои функции лишь на базе своих компонентов.

6. Достоверностью полученных научных результатов, доказанных и проверенных всеми возможными методами, теоретическими и экспериментальными и практическими наблюдениями.


 

Лекция 2.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных