Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метод санитарной экспертизы.




Лекция № 1

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружаю­щей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осущест­вление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает, оптималь­ные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека. Сам термин гигиена происходит от греческого слова hygienos, что значит" целебный, приносящий здоровье".

Общая гигиена является вводным курсом в изучении специальных гигиенических дисциплин.

Общая гигиена состоит из следующих разделов:

1. Коммунальная гигиена

2. Гигиена питания

3. Гигиена детей и подростков

4. Гигиена труда

5. Гигиена медицинских организации

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".

Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических меро­приятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии. Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Задачи гигиены.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здо­ровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направле­ния:

1) Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и соци­альных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответст­вующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены. 2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается не­посредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Методы гигиены: Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1. Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.). 3.

Предметом гигиены как науки является изучение процесса взаимодействия организма с различными факторами внешней среды. В связи с этим гигиенические мероприятия носят вероятностный, преимущественно популяционный характер и удовлетворяют запросы больших групп населения, а не отдельного человека.

Они направлены на повышение устойчивости организма человека к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения работоспособности и продления активного долголетия. Для этого применяются следующие гигиенические методы:

оптимизация условий и режимов труда и отдыха;

рациональное питание;

оптимизация двигательной активности;

закаливание.

Основными задачами гигиены являются:

· научное обоснование и разработка гигиенических правил, норма и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредных факторов;

· изучение влияния внешней среды на состояние здоровья людей и их работоспособность;

· разработки гигиенических нормативов и научное обоснование правил, мероприятий по повышению сопротивляемости организма к вредным воздействиям окружающей среды для улучшения физического развития, здоровья и повышения работоспособности человека.

Наряду с методами, используемыми в других науках – физическими, биохимическими, физиологическими, морфологическими, гигиена имеет ряд специфических методов исследования:

1. Эпидемиологический метод исследования – изучение состояния здоровья населения как интегрального критерия качества окружающей среды. Этот метод может проводиться 4 способами:

1) санитарно-статистический – изучение динамики основных статистических показателей здоровья населения по различной медицинской документации (историям болезни, амбулаторным картам, свидетельствам о смерти и т.д.).

2) медицинское обследование людей в амбулаторных условиях – в поликлинике, при выезде бригады врачей в населенный пункт (диспансеризация, проф. осмотры)

3) клиническое наблюдение за определенными контингентами в условиях стационара (например, пострадавших от аварии на ЧАЭС),

4) натурный эксперимент – изучение состояния и динамики здоровья населения, подвергающегося воздействию вредных факторов (Чернобыльская зона, проживающие вблизи заводов и т.д.).

При проведении эпидемиологического метода исследования изучаются основные медицинские показатели состояния здоровья населения: демографические, показатели заболеваемости, показатели физического развития детей и подростков, показатели инвалидизации населения.

2. Метод санитарного обследования. Самый ранний метод исследования в гигиене (с конца 19 века). К нему относится санитарное обследование расположения объекта (например, водохранилища – санитарно-топографическое обследование) или самого объекта (например, столовой, магазина, школы, завода и др.).

При этом санитарными врачами составляется Акт санитарного обследования объекта. В заключение акта санитарного обследования указывается санитарно-гигиеническое состояние объекта и выявленные недостатки – показатели, не соответствующие санитарным требованиям и предписания по их устранению

Метод санитарной экспертизы.

Экспертиза - сопоставление имеющихся основных показателей какого-либо объекта с нормативными значениями этих показателей и обоснование заключение о возможности безопасного использования этого объекта человеком. Примеры:

- экспертиза проектов строительства объектов с точки зрения соответствия гигиеническим требованиям, приведенным в соответствующих нормативных документах (СНиП, СанПиН),

- экспертиза продуктов питания, детских игрушек, других объектов (сопоставление изученных показателей какого-либо объекта с требованиями ГОСТов, ПДК и решение о возможности реализации игрушек, продуктов питания и т.д.).

4. Метод гигиенического эксперимента – изучение закономерностей действия вредного фактора на организм животных в лабораторном эксперименте при моделировании условий реального воздействия на человека с выявлением поражаемых органов и систем, пороговых и недействующих уровней воздействия – основа гигиенического нормирования (установления ПДК) вредных факторов.

5. Метод санитарного просвещения - ознакомление с гигиеническими знаниями населения, учащихся, специалистов, руководителей. Основные формы санитарно-просветительной работы – устная (лекции, беседы), наглядная (листовки, плакаты), массовая (печать, радио, телевидение).

Санитари́я (от лат. sanitas — «здоровье») — система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний, а также комплекс мер по практическому применению разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций, обеспечивающих оптимизацию условий воспитания и обучения, быта, труда, отдыха и питания людей с целью укрепления и сохранения их здоровья. Со слов выдающегося гигиениста Г. В. Хлопина: «Если гигиена — наука о сохранении улучшении здоровья, то санитария — практическая деятельность, при помощи которой это достигается» (1921).Санитария обеспечивается санитарными и противоэпидемическими мероприятиями, исполнителями которых являются граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, специальные государственные органы.

 

Лекция № 2

Коммунальная гигиена-отрасль гигиены, изучающая влияние факторов внешней среды на человека в условиях населенных мест.На основе изучения этих факторов коммунальная гигиена разрабатывает гигиенические нормативы и санитарные мероприятия, необходимые для обеспечения эдоровых и наиболее благоприятных условий жизни населения.

Основными разделами коммунальной гигиены являются:

гигиена воздуха населенных мест

гигиена воды и водоснабжения

санитарная охрана водоемов

гигиена почвы и санитарная очистка территроии населенных мест

гигиена жилых и общественных зданий

гигиена планировки населенных мест

Во́здух — естественная смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для нормального существования подавляющего числа наземных живых организмов: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма и используется в процессе окисления, в результате которого происходит выделение необходимой для жизни энергии (метаболизм, аэробы).

 

К физическим свойствам воздуха относятся: темпера­тура, влажность, подвижность, барометрическое давление, электрическое состояние, интенсивность солнечной радиа­ции, ионизирующая радиоактивность. Каждый из этих фак­торов имеет самостоятельное значение, однако на организм они оказывают комплексное влияние.

При характеристике гигиенических показателей воз­душной среды особое значение придают комплексу физи­ческих факторов, определяемых как климат. Они играют решающую роль в регуляции теплообмена человека. К ним относят температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха.

Теплообмен человека состоит из двух процессов: теплопродукции и теплоотдачи. Теплопродукция про­исходит за счет окисления пищевых веществ и освобожде­ния тепла при мышечных сокращениях. Некоторая часть тепла поступает в организм извне за счет солнечной энер­гии, нагретых предметов и горячей пищи. Теплоотдача осуществляется проведением, или конвекцией (за счет разницы температур тела и воздуха), излучением, или ра­диацией (за счет разницы температур тела и предметов), и испарением (с поверхности кожи, через легкие и дыхатель­ные пути). В состоянии покоя и комфорта теплопотери человека составляют: конвекцией - около 30%, излучени­ем - 45, испарением - 25%.

Оптимальный микроклимат - это такие показатели микроклимата, которые при длительном воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального теплово­го состояния организма без напряжения механизмов тер­морегуляции и обеспечивают ощущение теплового ком­форта.

Оптимальные для человека значения метеорологичес­ких условий в производственных условиях различаются в зависимости от категории работ по степени тяжести, т. е. в зависимости от общих энергозатрат организма (в ккал/ч) периода года. Например, при физических работах средней тяжести (категория II) с расходом энергии в пределах 151-250 ккал/ч (175-290 Вт) оптимальные значения микро­климата в холодный период года (среднесуточная темпе­ратура наружного воздуха равна или ниже 10°С) характери­зуются следующими показателями: температура 17-20"С, относительная влажность 40-60%, скорость движения воз­духа 0,2 м/с.

При повышении температуры воздуха компенсаторные реакции организма приводят к некоторому снижению теп­лопродукции и усилению отдачи тепла с поверхности кожи. Если повышение температуры воздуха сопровождается откло­нением от нормы и других метеорологических факторов (влажность, движение воздуха, интенсивность теплового излучения), то нарушение терморегуляции наступает зна­чительно быстрей. Так, при нормальной относительной влажности воздуха (40%) нарушение терморегуляции орга­низма наступает при температуре воздуха свыше 40 "С, а при относительной влажности 80-90 % - уже при 31-32 "С. В условиях высоких температур и высокой влажности воз­духа человек освобождается от избытка тепла преимущест­венно за счет испарения влаги с поверхности кожи. Например, потеря влаги в условиях горячего цеха может дости­гать у работника примерно 10 л в сутки. Вместе с потом из организма удаляются соли, водорастворимые витамины В и С. Потеря хлоридов и воды при обильном потоотделении ведет к обезвоживанию тканей, угнетению желудочной сек­реции.

В производственных цехах предприятий общественного питания важнейшей гигиенической задачей является профилактика перегрева организма. С этой целью предус­матриваются удаление избыточного тепла с помощью общей и местной вентиляции, применение совершенных конструк­ций тепловых аппаратов, использование рациональной спец­одежды.

Низкие температуры воздуха (особенно в сочетании с высокой влажностью и подвижностью) могут привести к заболеваниям, связанным с переохлаждением организма. В этих условиях понижается температура кожи, снижается со­кратительная способность мышц, особенно рук, что сказы­вается на работоспособности человека. При глубоком ох­лаждении ослабляются реакции на болевые раздражители в результате наркотического действия холода, понижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Например, местное охлаждение рук при длительной разгрузке мороженого мяса, рыбы, мытье овощей холодной водой приводит к нарушению кровообращения, что являет­ся простудным фактором.

В связи с этим на предприятиях очень важно соблюдать гигиенические мероприятия, предупреждающие переохлаж­дение организма: устройство местной вентиляции, исклю­чающее холодные потоки воздуха (сквозняки) в рабочей зоне, организацию отогрева рук при длительной работе с холодными предметами, проектирование утепленных там­буров и т. д.

Влажность воздуха влияет на организм человека в комплексе с температурой воздуха.

Следует помнить, что для обеспечения допустимых по­казателей микроклимата следует применять в холодный период средства защиты рабочих мест от охлаждения из-за остекления оконных проемов, а в теплый период года - от попадания в рабочую зону прямых солнечных лучей.

Влажность воздуха. Наряду с другими гигиеническими факторами влажность воздуха оказывает мощное влияние на теплообмен организма с окружающей средой.

Нормальная влажность воздуха составляет от 40 до 60%. В случае снижения влажности ниже 40%, практически все здоровые люди начинают испытывать сонливость, рассеянность, ощущать чувство сухости кожи и раздражение слизистых оболочек.

Под влажностью воздуха понимается содержание водяных паров (г) в 1 м3 воздуха.

Основные показатели воздуха:

· Абсолютная влажность - абсолютное количество водяных паров, находящихся в 1м3 воздуха в конкретное время конкретной температуре;

· Максимальная влажность - количество водяных паров, обеспечивающих полное насыщении 1м3 воздуха влагой при конкретной температуре воздуха;

· Относительная влажность – отношение абсолютной влажности воздуха к максимальной (%);

· Дефицит насыщения – разность между максимальной и абсолютной влажностью воздуха;

Наибольшее гигиеническое значение имеет относительная влажность воздуха: чем она ниже, тем меньше воздух насыщен водяными парами и тем интенсивнее испаряется пот с поверхности тела, что усиливает теплоотдачу.

Воздух имеет свойство собирать водяной пар. Содержащееся в одном кубометре воздуха количество водяного пара называют абсолютной влажностью воздуха. Следовательно, так называемая максимальная влажность воздуха обычно достигается, когда воздух, находящийся в помещении уже больше не в состоянии воспринимать в себя влагу, так как он содержит слишком большое количество молекул водяного пара.

При высокой температуре воздуха (+ 30… + 35 ͦ С)основной путь отдачи тепла организмом во внешнюю среду — испарение. В таких условиях теплоотдача посредством конвекции и излучения значительно снижена из-за несущественной разности температуры тела и нагретых воздухом окружающих предметов. Из-за этого ухудшается общее самочувствие, снижается работоспособность, особенно во время занятий физическими упражнениями, усиливающими теплообразование.

При низкой температуре и высокой влажности воздуха теплоотдача во внешнюю среду усиливается благодаря большей теплопроводности влажного воздуха по сравнению с сухим. Одновременно возрастает теплопроводность одежды из-за повышенной влажности воздуха в под одежном пространстве.

Нормальной относительной влажностью воздуха в помещениях принято считать 30-60%. При физической работе эта величина не должна превышать 30-40%, а при более высокой температуре (+25 °С) - 20-25%.

Движение воздуха. Воздух почти всегда находится в движении из-за неравномерного его нагревания. И это движение характеризуется двумя показателями: направлением и скоростью. Направление движения воздуха зависит от того, с какой стороны света дует ветер, и обозначается румбами - начальными буквами сторон света: север (С), юг (Ю), восток (В), запад (3). Существуют еще и промежуточные румбы. Таким образом, весь горизонт делится на восемь румбов: север, северо-восток, восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад.

Для гигиенически рационального размещения строящихся спортивных сооружений важно учитывать преобладающее в данной местности направление ветра. Спортивные сооружения необходимо располагать с наветренной стороны по отношению к основным источникам загрязнения воздуха (промышленным предприятиям, сельскохозяйственным объектам, очистным сооружениям, оживленным автомобильным и железнодорожным магистралям и т. п.).

Для определения преобладающего направления движения ветра в конкретной местности применяется роза ветров, графическое изображение частоты (повторяемости в течение года) направления движения ветров по румбам.

Скорость движения воздуха. Она определяется расстоянием (в метрах), проходимым массой воздуха в единицу времени (за 1 с). Гигиеническое значение движения воздуха заключается в его влиянии на тепловой баланс организма. Движение воздуха определяет уровень теплоотдачи путем конвекции (более холодные массы воздуха удаляют с поверхности тела нагретые его слои) и испарения.

С корость движения воздуха в помещении, точно так же как и его температура и влажность существенно влияет на самочувствие человека и его комфортные ощущения. Полное отсутствие движения воздуха в помещении обычно воспринимается человеком как дискомфорт. Причина подобного дискомфорта заключается в следующем - образующаяся вокруг человека воздушная рубашка ухудшает теплоотдачу человеческого тела.

Наибольший охлаждающий эффект возникает при высокой относительной влажности и низкой температуре воздуха. Если же относительная влажность воздуха высока и его температура превышает температуру тела, появляется нагревающий эффект. При небольшой относительной влажности движущийся воздух охлаждающе действует на организм за счет усиления испарения.

Ветер, оказывая определенное давление на поверхность тела, затрудняет передвижение человека. Это приводит к дополнительному расходу энергии и снижению продуктивности физической работы. Например, сильный встречный ветер замедляет скорость движения на марше на 20-25%. Кроме этого сильный ветер затрудняет дыхание, нарушая его ритм, и увеличивает нагрузку на дыхательные мышцы, что обусловлено необходимостью преодоления сопротивления давления встречного ветра при выдохе. При сильном ветре, направленном в спину, несколько затрудняется вдох вследствие некоторого разряжения воздуха. В процессе тренировочно-соревновательной деятельности все это может привести к снижению спортивных результатов.

Микроклимат это целый комплекс физических факторов, оказывающий непосредственное влияние на тепловые обмены организма и общее здоровье человека. К наиболее важным микроклиматическим показателям относятся температура воздуха, его влажность и скорость движения воздуха. Также сюда относится и температура поверхностей ограждающих конструкций, различного рода предметов и оборудования.

Причина дискомфорта, который ощущает человек находясь в помещении, где отсутствует движение воздуха, заключается в том, что вокруг него образуется так называемая воздушная рубашка, которая хорошо насыщенна влагой, а это в свою очередь, серьезно ухудшает теплоотдачу человеческого тела.

Наиболее благоприятной скоростью движения воздуха в летнее время считается 1-4 м/с, а при занятиях спортом в жаркие дни – 2-3 м/с.

Атмосферное давление. Воздух, обладая массой и весом, оказывает определенное давление на поверхность Земли и находящиеся на ней предметы и живые существа, называемое атмосферным, или барометрическим.

Атмосферное, или барометрическое, давление на поверхности земного шара непостоянно и неравномерно. Величина его зависит от географических условий, времени года и суток и различных атмосферных явлений. С высотой давление падает, области высоких давлений совпадают с низкими температурными условиями.

Нормальным атмосферным давлением принято считать давление, равное 1 атмосфере (такое давление, которое уравновешивает столб ртути высотой 760 мм при температуре 0°С на уровне моря и широте 45°). При этих условиях атмосфера давит на 1 см2 поверхности земли с силой, равной 1 кг.

Незначительные колебания атмосферного давления здоровыми людьми не ощущаются, а у лиц, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, ухудшается самочувствие и могут обостряться заболевания.

Общепринятая норма давления воздуха считается равной давлению в 760 миллиметров ртутного столба. Такое давление можно наблюдать надо уровнем моря при идеальных условиях. Незначительные же колебания атмосферного давления полностью здоровыми людьми практически не ощущаются, однако у лиц, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья, при изменении давления ухудшается самочувствие.

Пониженное давление. (горная болезнь) С увеличением высоты атмосферное давление постепенно падает, одновременно снижается парциальное давление кислорода. Наблюдается у летчиков, у рабочих обслужающие высотные линий электропередач. По мере его падения уменьшается насыщенность гемоглобина кислородом и ухудшается снабжение организма кислородом. На небольших высотах (1,5-3,5 км) кислородная недостаточность компенсируется усилением легочной вентиляции, сердечной деятельности, повышением продукции эритроцитов и др. На высоте более 4 км эта компенсация становится недостаточной и развивается гипоксия. Действие пониженного давления проявляется в виде так называемой горной болезни: появляются одышка, сердцебиение, посинение и бледность кожных покровов и слизистых оболочек, мышечная слабость, головокружение, тошнота, рвота. Самые первые признаки горной болезни: нарушения со стороны центральной нервной системы (ухудшение памяти, внимания), ухудшение функционального состояния двигательного анализатора (нарушение координации движений).

Повышенное атмосферное давление(кессонная болезнь)

Антициклон это область где концентрируется воздух высокого давления с замкнутыми концентрическими изобарами. Он возникает на уровне моря при соответствующем распределении ветра наблюдается у шахтеров, водолазов.

Повышенным считается атмосферное давление, превышающее 760 мм рт. ст. Это основной гигиенический фактор в некоторых видах профессиональной деятельности, например при подводных работах, на подводных лодках. Повышенное давление приводит к возникновению чувства сдавления, боли в ушах, затруднению выдоха, увеличению ЧСС. Рост парциального давления кислорода и содержания азота, наблюдаемый при повышенном давлении, может оказывать и отравляющее воздействие на организм человека.

Лекция № 3

Источниками загрязнения воздушной среды являются токсические отходы промышленных производств, ТЭЦ, котельные, выхлопные газы автотранспорта, ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве, и др. Особую опасность при этом представляют токсические туманы (смоги), связанные с накоплением в воздухе, например, сернистого газа, что приводит к острым и хроническим массовым отравлениям.

При гигиенической оценке воздушной среды рассматривают требования к атмосферному воздуху и воздуху закрытых помещений. Учитывают его физические свойства, химический и бактериальный состав, наличие механических примесей.

Химический состав воздуха и его санитарное значение.

Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов. В его составе имеются постоянные компоненты атмосферы - кислород, азот, углекислота, инертные газы, а также в переменных количествах различные примеси природного происхождения и загрязнения, возникающие в результате хозяйственно-производственной деятельности человека.

Из постоянных составных частей воздуха основное значение имеет кислород (О2), который необходим для осуществления окислительных процессов в организме. В атмосферном воздухе содержание кислорода равно 20,95%, в выдыхаемом человеком - 15,4-16%. Снижение его содержания до 13-15% может привести к нарушению физиологических функций организма, до 7-8% - к смертельному исходу.

Содержание углекислоты (СО2) в чистом воздухе составляет 0,03%, в выдыхаемом человеком - 3 %. Относительное постоянство содержания углекислоты в атмосферном воздухе поддерживается ее естественным круговоро­том в природе. Однако в современных условиях интенсивного развития промышленности транспорта наблюдается перенасыщение атмосферного воздуха углекислотой. В результате в воздухе крупных индустриальных центров и в атмосфере в целом процентное содержание СО2 повышается, что приводит к появлению токсических туманов в городах, неблагоприятным климатическим сдвигам на планете ("парниковый эффект", связанный с задержкой углекислотой теплового излучения земли).

Углекислота играет важную роль в жизнедеятельности человека, так как является физиологическим регулятором дыхания. Снижение концентрации СО2 во вдыхаемом воздухе не представляет опасности, так как в организме она выделяется при обменных процессах и необходимый уровень ее в крови поддерживается регуляторными механизмами. Повышение содержания углекислоты во вдыхаемом воздухе вызывает нарушение деятельности организма. Так, неприятные ощущения возникают у некоторых людей уже при 0,07 %-ной концентрации СО2, при 3 %-ной концентрации ускоряется и углубляется дыхание, учащается сердцебиение, при 8 %-ной - наступает тяжелое отравление и смерть.

Степень концентрации углекислоты в воздухе служит важным гигиеническим показателем, по которому судят о чистоте воздуха в жилых и общественных зданиях. Предельно допустимой концентрацией углекислоты в помещениях принято считать 0,1 %.

Эта величина принимается в качестве расчетной при определении эффективности вентиляции. Одновременно с углекислотой в воздухе закрытых помещений накапливаются летучие дурнопахнущие продукты жизнедеятельности человека. Кроме того, в нем ухудшается ионизационный режим, увеличивается запыленность, бактериальная загрязненность. Следовательно, повышение содержания СО2 сверх установленных норм свидетельствует об общем ухудшении санитарного состояния воздуха.

Азот (N2) по количественному содержанию является основной составной частью атмосферного воздуха. Вдыхаемый и выдыхаемый человеком воздух содержит примерно одно и то же количество азота - 78,97- 79,2 %. Биологическая роль азота заключается главный образом в том, что он является разбавителем кислорода, поскольку в чистом кислороде жизнь невозможна.

Кислород. Это важнейшая составная часть воздуха. Его биологическое значение для человека состоит прежде всего в обеспечении окислительных процессов в организме. Без него невозможна жизнь людей, животных и растений. Взрослый человек в покое поглощает в среднем 12 л кислорода в час, а при физической работе - в 10 с лишним раз больше. Значительное количество кислорода воздуха расходуется на окисление органических веществ, содержащихся в нем, воде, почве, и на процессы горения. В нормальных условиях концентрация кислорода у поверхности почвы практически постоянна.

Инертные газы - аргон, неон, гелий, криптон и другие - не имеют физиологического значения.

Озон (О3) также является составной частью атмосферы. Основное его количество сосредоточено в высоких (20-30 км над уровнем моря) слоях атмосферы. Озоносфера защищает живые организмы земли от радиационного действия коротких ультрафиолетовых лучей, обладает бактерицидными свойствами, обезвреживает ядовитые газообразные примеси, в частности, угарный газ (СО), превращая его е углекислоту. В приземных слоях атмосферы содержится ничтожно малое количество озона не более стотысячной доли мг/л. Он образуется главным образом при электрических разрядах, легко вступает в реакцию с малейшими примесями воздуха и исчезает, поэтому присутствие его можно рассматривать как показатель чистоты воздуха.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных