Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теории социализации З. Фрейда, Ч. Кули и Дж. Г. Мида.




Одним из первых важнейшую роль в жизни человека ранней социализации отметил З. Фрейд. С позиций своей концепции сексуальности и теории бессознательного он обратил внимание на различные сексуальные нарушения у детей и связанные с ними психологические травмы, которые впоследствии могут стать источником неврозов. По мнению 3. Фрейда, в детские годы формируется так называемый "Эдипов комплекс", согласно которому ребенок испытывает любовь и половое влечение к родителям противоположного пола. Мальчик испытывает чувство любви и привязанности к матери, в то же время ненавидит отца, испытывает к нему страх и избегает общения с ним. По мере взросления ребенка, формирования сознания, он начинает понимать ошибочность своих представлений, но эти чувства в бессознательном виде надолго остаются в нем. Отсюда и название -"Эдипов комплекс" по имени известного героя греческой мифологии, убившего своего родного отца и женившегося на матери. Фрейдовские представления о периоде ранней социализации ребенка кажутся очень спорными, но несомненной заслугой Фрейда явилось привлечение внимания к психотравмирующим обстоятельствам воспитания ребенка как источнику будущих аномалий в психике взрослого человека и попытка объяснить причины возникновения в детском возрасте таких эмоциональных состояний, как чувство вины, страха, бессознательных влечений и др.

Если на первоначальном этапе главным инструментом общения ребенка со взрослыми являлось интуитивное узнавание родителей, то качественно новый этап социализации начинается с момента овладения ребенка языком и речью. Именно они выступают важнейшим средством формирования сознания и мышления у ребенка. С этого момента он становится активным участником социального взаимодействия, получает разнообразные знания об окружающем мире, ему становится понятным смысл и значение окружающих его вещей. Овладение языком делает возможным включение в большой и уникальный мир человеческой культуры, теперь ребенок в состоянии усваивать опыт и знания предшествующих поколений.

Однако усвоение норм и ценностей культуры происходит у ребенка не только благодаря взаимодействию с окружающими его людьми, стремящимися объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо. Особую роль в усвоении нормативных элементов культуры, научении ролевому поведению и выполнению ролевых требований принадлежит подражанию, особенно тем близким людям, которых ребенок любит (значимые другие - родители, родственники, друзья семьи, в их число можно включить и героев детских сказок, повестей и др.). Подражая взрослым, ребенок лучше начинает понимать окружающих его людей, их помыслы, желания, настроения. Благодаря этому расширяется и углубляется процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, общение становится более осмысленным. Уникальную роль в формировании сознания ребенка, научении ролевому поведению принадлежит детским играм. Принимая на себя ту или иную роль, будь то игра в прятки, дочки-матери или спортивные игры, дети приучаются к правилам и нормам поведения, которые регулируют любую игру, у них развивается чувство ответственности, они учатся отстаивать свои интересы и свое место в социальной группе. Большим вкладом в объяснении социальных аспектов процесса социализации явились взгляды американских социологов, представителей школы символического интеракционизма - Ч. Кули и Дж.Г. Мида.

В социологии Ч. Кули (1864—1929 гг.) решающая роль в социализации индивида отводится так называемым первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общине и др.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями. Непосредственные и тесные контакты ребенка с членами таких коллективов вызывают своеобразные психические реакции в его сознании. Особое значение Ч. Кули в формировании сознания и самосознания ребенка придавал мнениям и представлениям окружающих его лиц в первичных коллективах - родителей, друзей, соседей. Мнения окружающих становятся настолько важными и существенными для индивида, что под их влиянием у индивида развивается чувство Я, которое американский социолог называет "зеркальным Я", подчеркивая специфику его образования. Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное Я, как некая сумма зеркальных Я, т.е. человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Фактически, "зеркальное Я" становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих его людей, вырабатывая, вместе с этим, чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С течением времени, вместе с расширением социального взаимодействия в первичных группах субъективное Я становится все более устойчивым и фиксированным: под влиянием требований окружающих у индивида вырабатывается чувство самоконтроля, он все в большей степени усваивает нормы и ценности социальной группы.

Положительной стороной выдвинутой Ч. Кули концепции социализации явилось то, что он рассматривал процесс формирования человеческого Я как результат социального взаимодействия, отводя социальной группе решающую роль в социализации индивида. Однако он явно абсолютизировал значение первичных групп в ущерб вторичным, т.е. социальным институтам, которые также играют значительную роль в социализации индивида.

Дж.Г. Мид (1863-1931 гг.), подобно своему предшественнику Ч. Кули, придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию, однако, в отличии от него, Мид пытался более глубоко раскрыть роль символов и жестов в процессе взаимодействия. Усматривая главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, американский социолог полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детском возрасте, принимать на себя роли других людей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Уже само вступление в коллективную игру побуждает ребенка принимать на себя определенную роль, затем по мере накопления опыта и взросления он научается в процессе игры принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре. Вместе с этим развивается его разум и самосознание, ребенок все в большей мере усваивает нормы и ценности социальной группы; ее требования и установки по отношению к нему. Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль "обобщенного другого", под которым Мид понимал некий обобщенный образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду. "Установка обобщенного другого, - утверждает Дж. Мид, - это установка всей общности. Через "обобщенного другого" общество влияет на поведение индивида и осуществляет контроль над его поведением, поэтому процесс социального взаимодействия в общности входит в качестве решающего фактора в мышление индивида". Как только индивид научается принимать установки и ценности социальной группы, в которую он включается как активный участник, он начинает формироваться как личность, обладающая своим зрелым субъективным Я. С этого момента он участвует наравне с другими членами группы в решении общих проблем, целиком разделяя общие заботы и интересы группы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит значение теории Фрейда для понимания процессов ранней социализации?

2. Какой американский ученый создал «теорию зеркального Я»?

3. Как данная теория объясняет формирование у ребенка самооценки и самопредставления?

4. Какое значение, по Миду, имеет способность ребенка (подростка) принимать на

себя роль другого человека?

5. Чему может научить ребенка детская игра?

6. Что в теории Мида представляет собой «обобщенный другой»?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных