Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема взаимодействия общезначимой и локальной систем фундаментальных ценностей.




Говоря о том, что культурную основу общества образует общеразделяемая система ценностей, следует помнить, что высокой степенью культурной и социальной интеграции отличались первобытные общества как по причине относительной простоты их социального устройства, так и в связи с жесткой регуляцией поведения индивидов посредством традиций, обычаев и обрядов, господства религиозного мышления. Иная ситуация наблюдается в большинстве современных обществ. Несмотря на наличие общеразделяемой системы ценностей, без которой не может нормально существовать ни одна нация, ни один народ, тем не менее в любом современном обществе имеется множество различных субкультур, каждая из которых имеет свою локальную систему ценностей и верований, свою конвенциональную мораль, обычаи и образ жизни. Это относится к многочисленным религиозным сообществам, национально-этническим общностям, молодежным, феминистским и прочим движениям и группировкам. Нередко проводимая ими мораль и ценности находятся в противоречии с господствующими культурными стандартами, одобряемыми большинством населения. В таком случае на представителей этих субкультур в обществе смотрят как на представителей девиантной культуры. Так было, например в США в 60-70-х годах, в период возникновения молодежной контр-культуры, представители которой, особенно знаменитые "хиппи", полностью отвергали господствующие в обществе мораль и культуру. В 70-е годы на положении девиантной культуры в нашей стране находилась современная молодежная рок-музыка.

Говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном обществе, принимающем иногда форму конфликта, следует различать два уровня в системе культурных ценностей: фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом, или, по крайней мере, большинством населения, и уровень локальных ценностей (в западной социологии их принято обозначать словом "beliefs", переводимым обычно как верования или идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества. Между двумя этими уровнями существует определенная взаимосвязь и безусловна зависимость второго локального уровня от фундаментальных ценностей общества, которые позволяют не только интегрировать группы с самыми различными субкультурами, но и определенным образом осуществляют ценностный и нормативный контроль над ними, при этом - не обязательно жесткий (он может быть довольно мягким и незаметным).

Большой проблемой является формирование в России новой системы ценностных идеалов, символов и значений, норм и правил поведения в различных областях общественной жизни. Их формирование не сводится к созданию только "нового менталитета" как модно ныне выражаться, оно будет означать конструирование новой системы ценностных ориентации, потребностей, интересов, мотивов человеческой деятельности, ибо должен измениться сам характер взаимоотношений между культурой, обществом и личностью.

На основе фундаментальных ценностей общества формируются ценностные ориентации личности, под которыми принято понимать устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших целей жизнедеятельности. Скажем, такая важная для современного общества ценность как ориентация на "статус достигаемый", или, проще говоря, на личный успех и жизненную карьеру, усваивается человеком в процессе социализации, усвоения общественных норм и ценностей и становится для многих людей ведущей ценностной ориентацией, которая реализуется вначале при поступлении в вуз, успешном его окончании, активной и целеустремленной трудовой деятельности, затем быстром продвижении по служебной лестнице. Стало быть, существует определенная взаимосвязь между системой фундаментальных ценностей и потребностей общества и деятельностью личности. Культура не только интегрирует человека в социальную систему, но и прививает ему определенные потребности, интересы, ценностные ориентации. Если по каким-либо причинам не происходит интеграция личности в систему общественных связей и усвоение господствующих культурных стандартов, то формируется девиантный тип личности, поведение которого обычно подвергается социальному контролю со стороны общества и его институтов.

В демократическом обществе процесс усвоения человеком ценностей культуры происходит в достаточной степени добровольно с минимальным контролем со стороны общества, но отнюдь не стихийно и уж тем более этот процесс не может быть абсолютно свободным.

Происходящая сегодня в нашей стране дифференциация культурных ценностей имеет своей обратной стороной углубление процесса социальной дезинтеграции, т.е. ослабление и распад интегративных механизмов, обеспечивающих социальную сплоченность и социальный порядок. Поэтому одной из актуальнейших задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является формирование такой системы ценностей, которая могла бы служить основой для новой интеграции общества, перешедшего в иное качественное состояние.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой американский ученый ввел понятие «этноцентризм»?

2. Почему этноцентризм представляет собой угрозу для стабильности общества?

3. Приведите примеры возрождения обычаев традиционного (дореволюционного)

общества в современной России? Вы считаете это позитивным или негативным явлением и почему?

4. Как связаны культурный и социальный аспекты человеческого поведения?

5. Какие ценности современного общества реализуются через выбор наиболее активных представителей молодого поколения России?

6. Можно ли сочетать интегративную функцию культуры с многообразием ее форм? Если да, то каким образом?

Лекция № 5

Тема: «Личность и общество».

Количество часов в соответствии с рабочей программой дисциплины: 1 час.

План лекции:

  1. Понятие личности в социологии. Базовая и модальная личность.
  2. Многообразие социологических теорий личности.
  3. Национальный менталитет.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных