ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема взаимодействия общезначимой и локальной систем фундаментальных ценностей.Говоря о том, что культурную основу общества образует общеразделяемая система ценностей, следует помнить, что высокой степенью культурной и социальной интеграции отличались первобытные общества как по причине относительной простоты их социального устройства, так и в связи с жесткой регуляцией поведения индивидов посредством традиций, обычаев и обрядов, господства религиозного мышления. Иная ситуация наблюдается в большинстве современных обществ. Несмотря на наличие общеразделяемой системы ценностей, без которой не может нормально существовать ни одна нация, ни один народ, тем не менее в любом современном обществе имеется множество различных субкультур, каждая из которых имеет свою локальную систему ценностей и верований, свою конвенциональную мораль, обычаи и образ жизни. Это относится к многочисленным религиозным сообществам, национально-этническим общностям, молодежным, феминистским и прочим движениям и группировкам. Нередко проводимая ими мораль и ценности находятся в противоречии с господствующими культурными стандартами, одобряемыми большинством населения. В таком случае на представителей этих субкультур в обществе смотрят как на представителей девиантной культуры. Так было, например в США в 60-70-х годах, в период возникновения молодежной контр-культуры, представители которой, особенно знаменитые "хиппи", полностью отвергали господствующие в обществе мораль и культуру. В 70-е годы на положении девиантной культуры в нашей стране находилась современная молодежная рок-музыка. Говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном обществе, принимающем иногда форму конфликта, следует различать два уровня в системе культурных ценностей: фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом, или, по крайней мере, большинством населения, и уровень локальных ценностей (в западной социологии их принято обозначать словом "beliefs", переводимым обычно как верования или идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества. Между двумя этими уровнями существует определенная взаимосвязь и безусловна зависимость второго локального уровня от фундаментальных ценностей общества, которые позволяют не только интегрировать группы с самыми различными субкультурами, но и определенным образом осуществляют ценностный и нормативный контроль над ними, при этом - не обязательно жесткий (он может быть довольно мягким и незаметным). Большой проблемой является формирование в России новой системы ценностных идеалов, символов и значений, норм и правил поведения в различных областях общественной жизни. Их формирование не сводится к созданию только "нового менталитета" как модно ныне выражаться, оно будет означать конструирование новой системы ценностных ориентации, потребностей, интересов, мотивов человеческой деятельности, ибо должен измениться сам характер взаимоотношений между культурой, обществом и личностью. На основе фундаментальных ценностей общества формируются ценностные ориентации личности, под которыми принято понимать устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших целей жизнедеятельности. Скажем, такая важная для современного общества ценность как ориентация на "статус достигаемый", или, проще говоря, на личный успех и жизненную карьеру, усваивается человеком в процессе социализации, усвоения общественных норм и ценностей и становится для многих людей ведущей ценностной ориентацией, которая реализуется вначале при поступлении в вуз, успешном его окончании, активной и целеустремленной трудовой деятельности, затем быстром продвижении по служебной лестнице. Стало быть, существует определенная взаимосвязь между системой фундаментальных ценностей и потребностей общества и деятельностью личности. Культура не только интегрирует человека в социальную систему, но и прививает ему определенные потребности, интересы, ценностные ориентации. Если по каким-либо причинам не происходит интеграция личности в систему общественных связей и усвоение господствующих культурных стандартов, то формируется девиантный тип личности, поведение которого обычно подвергается социальному контролю со стороны общества и его институтов. В демократическом обществе процесс усвоения человеком ценностей культуры происходит в достаточной степени добровольно с минимальным контролем со стороны общества, но отнюдь не стихийно и уж тем более этот процесс не может быть абсолютно свободным. Происходящая сегодня в нашей стране дифференциация культурных ценностей имеет своей обратной стороной углубление процесса социальной дезинтеграции, т.е. ослабление и распад интегративных механизмов, обеспечивающих социальную сплоченность и социальный порядок. Поэтому одной из актуальнейших задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является формирование такой системы ценностей, которая могла бы служить основой для новой интеграции общества, перешедшего в иное качественное состояние. Вопросы для самоконтроля: 1. Какой американский ученый ввел понятие «этноцентризм»? 2. Почему этноцентризм представляет собой угрозу для стабильности общества? 3. Приведите примеры возрождения обычаев традиционного (дореволюционного) общества в современной России? Вы считаете это позитивным или негативным явлением и почему? 4. Как связаны культурный и социальный аспекты человеческого поведения? 5. Какие ценности современного общества реализуются через выбор наиболее активных представителей молодого поколения России? 6. Можно ли сочетать интегративную функцию культуры с многообразием ее форм? Если да, то каким образом? Лекция № 5 Тема: «Личность и общество». Количество часов в соответствии с рабочей программой дисциплины: 1 час. План лекции:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|