Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Количество часов в соответствии с рабочей программой дисциплины - 1 час.




План лекции:

  1. Социологическое определение культуры.
  2. Уровни культуры: эмпирический, нормативный, ценностный.
  3. Влияние ценностно-смыслового уровня культуры на динамику общества и поведение людей.
  4. Проблема взаимодействия общезначимой и локальной систем фундаментальных ценностей.
  1. Социологическое определение культуры.

Культура с социологической точки зрения представляет собой систему наиболее фундаментальных общественных идей, ценностей и значений. Эти культурные стандарты направляют и регулируют поведение людей и коллективов, дают вектор развития всему обществу. Например, многие особенности современной системы образования, если сравнивать ее с той, которая существовала в доиндустриальную эпоху, определяются не только потребностями технического прогресса, как обычно принято говорить в таких случаях, но совершенно новой ролью научных знаний, научного мышления в современную эпоху. В современном обществе рационально-научное знание является одной из важнейших жизненных ценностей человечества, что предопределяет отношение к нему как общества, так и отдельных людей. В известном смысле роль научного знания в современном обществе может быть уподоблена уникальной роли религии в жизни доиндустриальных обществ: и то и другое занимает высокое место в системе культурных ценностей общества. Присущая современному обществу иерархия ценностей, в котором научное знание занимает одно из самых высоких мест, обусловливает смену всего жизненного уклада общества, меняет сам образ жизни людей.

Отталкиваясь от данного примера, можно дать следующее определение культуры: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятию «культура» в социологической науке.
  2. Почему иерархия основных ценностей общества носит исторический характер?

 

  1. Уровни культуры: эмпирический, нормативный, ценностный.

При социологическом анализе культуры можно выделить три основных ее уровня. Первый - эмпирический, представленный учреждениями и организациями, обслуживающими культуру (театры, библиотеки, кино, творческие союзы и объединения, научные учреждения, церковь и др.). Они могут быть объектом специальных исследований - социологии искусства, религии, науки и др.

Второй уровень в социологических работах обычно называют кратко - "нормативным". Под ним подразумеваются входящие в данную культуру различные нормы и правила, регулирующие поведение человека и социальных групп. Они могут быть как институционализированными, т.е. опирающимися на общепризнанную мораль и право, законодательные акты или ведомственные инструкции, если речь идет, например, о каком-то учреждении, и дополняющие их формальные санкции различных типов, так и неинституционализированными (неформальными). В таком случае они опираются не столько на закон и право, сколько на мораль группы и социально-психологическую атмосферу, неписаные кодексы поведения. Нормы не возникают внезапно в зависимости от той или иной ситуации. Они представляют собой неотъемлемый элемент культуры и теснейшим образом связаны с господствующими в обществе ценностями, идеалами, символами, верованиями и др. Одна и та же социальная норма, например, эталон брачного поведения, в различных странах и в разные исторические эпохи имеет множество вариаций. Скажем, в современной японской семье жена не связана с производственной деятельностью, ее обязанности сугубо домашние - быть хранительницей домашнего очага, заниматься бытом и воспитанием детей. Работать - это привилегия мужчин. Иная картина в Европе, где женщина активно включилась в общественно-производственную деятельность, и во многих семьях имеет место демократический тип власти. Еще больше нюансов мы можем заметить в личных отношениях между супругами, распределении домашних обязанностей, особенностях воспитания детей и т.д.

Уточним понятия, посредством которых описывается действие неинституционализированных социальных норм. Традиция - понятие наиболее широкое по своему содержанию и смыслу - представляет собой один из важных механизмов трансляции культуры, ценностей, знаний, верований, норм. В доиндустриальных обществах, особенно примитивного типа, традиция господствовала во всех сферах жизни, опиралась на религиозные заповеди, ритуалы, обычаи и др. Традиция, как правило, подразумевает необходимость обращения к прошлому опыту, стремится его сохранить и закрепить, т.е. она консервирует общественную жизнь, противостоит социальным изменениям. Господствующая роль традиционного поведения и сознания в доиндустриальных обществах подробно освещена в трудах этнографов и социологов, что послужило основанием для обозначения доиндустриальных обществ как "традиционных" в противоположность современным индустриальным.

Термин "обычай" иногда употребляется как синоним традиции, хотя фактически он выступает одним из главных инструментов ее реализации. Обычай подразумевает неуклонное следование определенной норме, стереотипу поведения, которое поддерживалось господствующей религиозной традицией. Обычаи играли исключительно важную роль в жизни первобытных народов, буквально все стороны жизни первобытного человека от рождения до похорон регулировались обычаями и тесно связанными с ними ритуалами, обрядами, культовыми действиями. Как показал еще Э. Дюркгейм, такая жесткая, "механическая", по его терминологии, регуляция поведения людей в первобытных культурах обеспечивала высокий уровень социальной интеграции и сплоченности, но, вместе с тем, человек той эпохи не обладал развитым самосознанием, его мышление было целиком детерминировано моралью и сознанием группы. Существенной чертой обычая, на которую обратил внимание У. Самнер, посвятивший изучению народных обычаев специальный труд, в котором он стремится провести разграничение между обычаями и общественными нравами, является то, что он основывается на вере, а не на размышлении.

Отличительной особенностью перечисленных выше способов регуляции поведения людей в том виде, в котором они функционировали в доиндустриальном обществе, явилось то, что они органически вплетались в повседневную жизнь, составляли необходимую сторону человеческого поведения, его трудовых и любых других действий. Способ человеческой деятельности и регулирующая его норма поведения представляли собой единое целое. Эта слитность нормы и деятельности объяснялась относительной простотой общества, неразвитостью разделения труда, господством религиозного сознания. В примитивную эпоху не существовало специальных институтов, осуществлявших контроль за поведением человека (государство, право), так же как не было и дифференциации социальных институтов - семьи, религии, образования, экономики, политики и др.

По мере развития и усложнения общества, возникновения различных социальных институтов, их дифференциации и специализации, отделения церкви от государства, развития специальных учреждений образования и просвещения, быстрого технического прогресса общества происходит ослабление роли "традиционного" типа управления поведением, его место замещают современные более гибкие способы управления деятельностью, обеспечивающие ускоренный прогресс общества и предоставляющие индивиду больше свободы для реализации своего творческого потенциала.

Однако в современную эпоху роль традиций, обычаев, ритуалов, общественных нравов, привычек, обрядов и других традиционных способов регуляции целиком не исчезает из жизни общества. В значительной мере перечисленные способы регуляции поведения перемещаются в сферу повседневной, внепроизводственной деятельности людей, образуя неинституционализированный механизм регуляции поведения человека. Есть одна важная и существенная деталь, суть которой заключается в том, что многие формальные, опирающиеся на право и закон социальные нормы, будут плохо работать, если они не согласуются с неформальными социальными нормами человеческой жизнедеятельности, которые во многом связаны с культурными традициями и обычаями страны, общественными правами, привычками и т. д., т. е. с теми нормативными регуляторами, которые коренятся в самой культуре.

Сферы действия неинституционализированных норм поведения в современном обществе весьма разнообразны, но в целом они могут быть сведены к двум тесно взаимосвязанным областям, различия между которыми во многом условны, а границы подвижны. К первой относятся обычаи и привычки, включая такую важную их разновидность, как мода. Вторую образуют общественные нравы, именуемые в популярной литературе "общественной моралью" или этическими нормами. Как отмечалось ранее, аналогичные регуляторы социального поведения людей существовали на протяжении всей истории человечества, а в первобытном обществе были главными механизмами социального контроля. В современном обществе сфера действия этих традиционных механизмов регуляции поведения значительно сужается, - это в основном непроизводственная сфера: быт, досуг, общение людей, ибо поведение людей в значительной степени регулируется социальными институтами - государством, производственными организациями, образовательными учреждениями и др. Современные обычаи и нравы не являются такими строгими регуляторами поведения, как это было еще в недавнем прошлом, они не обязательно связаны с религиозной традицией, происхождение многих из них обусловлено современным образом жизни людей. Кроме того, эти о бычаи и нравы не обладают по отношению к индивиду той обязательной и принудительной силой, которая была присуща им в традиционном обществе. Сейчас общество предоставляет человеку высокую степень свободы, стимулируя тем самым развитие его индивидуальных задатков и талантов.

Критерием различия двух выше отмеченных форм неинституционализированной регуляции поведения выступает социально-культурная значимость обычаев и общественных нравов, точнее, тех норм поведения, которые они регулируют. Здесь трудно провести строгую и однозначную грань, однако предполагается, что нарушение обычаев, отклонение от соответствующей нормы не наносят существенного вреда группе, поэтому санкции, которым подвергается нарушитель, носят довольно мягкий характер: критические замечания, ирония, недоумение, насмешка и др.

Сфера обычаев - это наша повседневная жизнь, присущие ей общепринятые образцы поведения, следование которым рассматривается как правильная и корректная норма поведения. Сюда относятся стереотипные образцы поведения в быту: манеры и способы питания, распространенные стили одежды и манера разговора и общения, прически мужчин и женщин, многочисленные повседневные привычки - просмотр телевизионных передач, работа на дачном участке летом и многие другие характерные черты образа жизни, ставшие стереотипными. Сюда же включаются гражданские праздники и обряды. Например, обычай украшать новогоднюю елку и собираться за праздничным столом. Многообразные обычаи и привычки, присущие той или иной группе или общности людей, в совокупности образуют ее культуру, особый стиль, образ жизни. Особенности проживания и общения людей в городе или деревне, образ жизни и привычки молодежи или стариков - все эти сферы жизнедеятельности, регулируемые распространенными стереотипами массового поведения и привычками.

Особо следует остановиться на нормативных функциях современной моды, ставшей одной из характерных черт массового поведения людей в современном обществе. Мода выступает как норма, образец массового поведения, который не остается стабильным, а периодически заменяется новым. Ее влияние в современном обществе не ограничивается стилем одежды, прически, домашним убранством, а имеет гораздо более широкие масштабы, охватывая многие области жизни - искусство, литературу, техническое производство и др. Сам термин "модный стиль" является одним из симптомов современного динамично изменяющегося общества. Социологи отмечают в моде ее социокультурные и нормативные аспекты: она является способом идентификации личности с определенной социальной группой. Для многих людей, тех, кто идут впереди моды, она служит важным способом повышения социального статуса и престижа. Еще в начале XX в. известный американский социолог и экономист Т. Веблен описал феномен "престижного потребления", присущий представителям богатых слоев общества, многие из которых приобретали дорогие вещи не по причине их полезности, а с целью демонстрации своего высокого положения. В отмеченном Вебленом явлении отразилась одна из самых замечательных черт моды - для всех тех, кто следует ее законам, она выступает средством отнюдь не социальной типизации, а воспринимается как возможность выражения своей индивидуальности. Мода - это явление современного промышленно развитого общества, где производство товаров и услуг становится самоцелью (отсюда термин - общество массового потребления). Хотя следование моде не является жестким социальным предписанием, тем не менее каждый человек, живущий в современном обществе, стремится не отстать от моды, следует в меру своих сил и способностей ее требованиям. Мода, таким образом, выступает одним из важнейших регуляторов массового социального поведения, дифференцируя людей по социально-престижным группам. В следовании требованиям моды можно увидеть явление конформизма, стремление человека жить и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями общества.

Общественные нравы - это распространенные в обществе стереотипы массового поведения, часто называемые этическими нормами, более строго по сравнению с обычаями регулируют поведение людей. Выполнение человеком соответствующих норм поведения расценивается окружающими как морально верные, справедливые, естественные. Общественные нравы определяют, какой тип поведения "хороший", а какой является "плохим", неприемлем с точки зрения общественного мнения, общечеловеческих ценностей или моральных заповедей общества, группы. Нарушение общественных нравов влечет за собой более строгие санкции, чем это бывает в случае нарушения обычаев, так как оно задевает моральное сознание и принципы людей, устоявшиеся в обществе представления о нормальном и должном. Поэтому реакция со стороны окружающих на нарушения общественных нравов часто выражается в форме негодования, общественного презрения, осуждения. В некоторых случаях такое нарушение может повлечь санкции, связанные с действием институционализированных социальных норм. Человек, который в пьяном виде разгуливает в общественных местах и провоцирует драку, вызывает не только чувство негодования и презрения. Его поведение подпадает под действие уголовного кодекса. Таким образом, общественные нравы, с присущим им неформальным механизмом регуляции поведения, занимают промежуточное положение между институционализированными социальными нормами и обыденным сознанием людей, которое не всегда имеет четкое представление о них, но, как правило, чутко реагирует на морально одобряемые стереотипы поведения. Однако далеко не всегда общественные нравы способствуют реализации институционализированных социальных норм. Нередко бывает так, что общественные нравы отдельных групп и общностей в силу различных причин, чаще всего под влиянием стереотипов сложившегося образа жизни, одобряют и поддерживают формы поведения, имеющие антиобщественную, антиправовую направленность. Примерами могут служить культивируемое в некоторых слоях нашего общества бытовое пьянство, мелкое хулиганство, нецензурная брань.

В нашей стране появился целый ряд интересных тенденций в сфере нормативного регулирования поведения людей и усиления неинституционализированных форм поведения. Это объясняется в значительной мере обновлением культуры, включением в нее традиционных способов нормативного регулирования, которые достаточно эффективно работали в дореволюционный период. Речь идет, в первую очередь, о восстановлении религиозных традиций и связанных с ними обычаев, заповедей, обрядов и ритуалов. Помимо этого, из культурного наследия дореволюционной России и других республик бывшего СССР возрождаются и другие элементы, из числа которых следует назвать возрождение обычаев и традиций русского казачества на Дону и в Сибири, традиций русского купечества и предпринимательства, гимназий и лицеев в сфере образования. Наряду с этим, хотя и в значительно меньшем масштабе, воспроизводятся традиции русской монархии, пропагандируется культ царского дома Романовых. Нельзя не упомянуть в этой связи и восстановление в полном объеме замечательных традиций русской философии и литературы, начинающих оказывать заметное влияние на духовную культуру страны.

Интерес широких кругов общественности к дореволюционному культурному наследию не может быть объяснен только задачами образования и просвещения. Возрождение старых обычаев и традиций, с одной стороны, позволяет расширить масштаб и объем неинституционализированных средств и методов неформальной регуляции поведения, а с другой, является весьма эффективным противодействием кризисным явлениям в культуре и морали нашего общества.

Своеобразие нормативной регуляции поведения человека в современном обществе в значительной мере определяется наличием альтернативных норм, позволяющих индивиду выбирать определенные нормативы поведения. Наиболее близкий пример - выбор профессии. Общественная мораль предписывает каждому человеку необходимость трудиться, но выбор конкретной сферы трудовой деятельности остается за человеком. Аналогичным образом обстоит дело в моде: социальная норма предписывает человеку одеваться в соответствии с требованиями моды. Но многие ее детали, будь то раскраска галстука у мужчин или украшения на женском платье, являются делом личного вкуса. Однако не следует преувеличивать возможности альтернативных норм и вариабельность поведения человека в современном обществе. Они имеют вполне определенные ценностно-смысловые границы, определяемые стандартами современной культуры.

Тот факт, что человек рождается в определенной группе, обладающей специфической культурой и в процессе воспитания и образования усваивает ее обычаи, привычки, нормы поведения и, как правило, не знаком с культурными стандартами других обществ, служит основой этноцентризма. Этот термин впервые широко использовал и пытался разработать американский социолог У.Г. Самнер. В своей известной работе "Народные обычаи" он пытался выяснить роль народных обычаев, нравов и социальных институтов в интеграции общества и обратил внимание на то, что члены группы уважительно относятся и стремятся приспособиться к ценностям и нормам своего общества, относясь в то же время с большим недоверием и даже враждебностью к культурным ценностям других народов. Это явление он обозначил как этноцентризм и выдвинул предположение, что оно коренится в психологии людей, от рождения привыкших противопоставлять свое мировосприятие представлениям других групп: "мы - группа" - "они – группа".

Наиболее ощутимы проявления этноцентризма в бытовой сфере, связанной с повседневной жизнедеятельностью людей различных культур: формой одежды, устройством жилья, привычками, обычаями, нравами. Воспитанные на традициях и ценностях собственной культуры, люди с недоумением и даже пренебрежением относятся к тому, как одеваются, питаются, общаются между собой представители других народов. Свои собственные обычаи, привычки, как например, кушать обязательно, сидя за столом или здороваться за руку, принимаются как естественные и нормальные, тогда как обычаи других стран, например, в среднеазиатских республиках принято есть, сидя на полу, а при встрече кланяться друг другу, воспринимаются как неестественные или примитивные. Примерно то же самое можно сказать, сравнив одежду, жилище, церемонии и обряды жителей Европы и Азии или Африки.

Современные социологи, психологи и этнографы отмечают присущий этноцентризму оценочный момент, сущность которого заключается в том, что на культуру и нравы других народов смотрят сквозь призму собственных, и при этом преувеличивают значимость своих культурных стандартов. Не отвергая выдвинутое Самнером психологическое объяснение причин этноцентризма, современные ученые указывают на его связь с социально-экономическими и политическими трансформациями, которым подвергаются многие современные общества, в том числе и Россия, что часто служит причиной активизации этноцентризма. В условиях нормального развития общества, его политической и экономической стабильности этноцентризм "мирно дремлет" в каждом обществе и в проявлении этнических стереотипов нет ничего плохого и вредного. Но стоит нарушить социально-политическую стабильность общества, ослабить роль государства и других социальных институтов, как этноцентризм начинает резко проявлять себя, превращаясь в разрушительную силу, порождающую национализм, шовинизм, агрессию против других народов.

Наконец, третий, высший, уровень культуры образует область фундаментальных ценностей, идей, символов, значений. Он представляет собой как бы квинтэссенцию культуры, самую ее суть, ибо в нем сконцентрированы наиболее жизненно важные ценности и смысл существования общества. Рассмотрим ценностный уровень культуры более подробно. Обратим внимание на характерную особенность современной культуры, заключающейся в том, что совокупность ее идей и значимых символов в значительной мере превышает реальные потребности общества. Это может быть отнесено к самым различным формам научного познания, видам и формам искусства, литературы, живописи, поэзии. В конечном счете все многообразие человеческих действий и предоставление человеку свободы действий есть не что иное как выражение определенных культурных символов и ценностей, которые возникают отнюдь не случайно, а оформляют новые жизненные потребности общества, отражающие новый уровень адаптации общества к возникающим проблемам. Многообразие и полифония современной культуры является действенным стимулом для раскрытия творческого потенциала человека, позволяет эффективно мобилизовать творческие возможности человеческой личности. Это информационное богатство современной культуры, своеобразная "избыточность" имеющихся духовных ресурсов призваны способствовать большей надежности общественной системы, помогая ей адекватно реагировать на непредвиденные изменения (Э.В. Соколов). Культура традиционного общества во многих сферах отличалась определенной ригидностью, жестко диктовала человеку способы действия, особенно это касалось морали, религии, способов получения научного знания, самого отношения к накопленному знанию и ценностям. Тем не менее в любую эпоху по отношению к обществу культура выступает как своеобразный резервуар духовных ресурсов, накопитель и хранитель всего ценного и положительного, что достигнуто людьми. Поэт из этой сокровищницы человеческого опыта черпает свое вдохновение, ученый выдвигает смелые гипотезы, инженер предлагает новые технические проекты. Современная культура фактически в любой сфере общественной жизни, от моды до строительства космических кораблей, предлагает человеку громадное количество творческих идей, альтернативных способов действий, широкое поле деятельности.

Особая роль в системе культуры принадлежит языку, посредством которого аккумулируется и передается из поколения в поколение ценный культурный опыт, накопленный человечеством. Помимо того, что язык является главным средством общения и коммуникации, ему еще принадлежит уникальная роль в накоплении ценной информации и трансляции ее другим поколениям. В современную эпоху эту функцию все в большей мере берут на себя технические устройства; прежде в истории такую роль выполняли книги, как главное хранилище знаний и накопленного опыта. Теперь на смену книгам приходят быстродействующие электронные носители информации, обладающие большим объемом памяти и способные передавать информацию в самые отдаленные уголки земли.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Из каких уровней состоит культура общества?

2. Какую роль в жизни общества играет языковое общение людей?

3. Что такое институциональные нормы и правила, регулирующие поведение людей?

4. Какую пользу для человека несет в себе многообразие современной культуры?

 

  1. Влияние ценностно-смыслового уровня культуры на динамику общества и поведение людей.

Накапливаемые в системе культуры ценности, знания, идеи постоянно реализуются в человеческой практической деятельности. Высший ценностно-смысловой уровень культуры имеет непосредственное отношение к вопросам объяснения и понимания человеческого поведения. Социальное действие и взаимодействие, как показал М. Вебер, обладает внутренним смыслом и значением, которые должны быть доступны для понимания другому человеку. Отсюда следует, что общеразделяемая система значений и символов является обязательным условием успешного социального взаимодействия, его центральным пунктом. Для того, чтобы социальное взаимодействие было успешным, давало возможность согласовывать и координировать совместные действия, люди должны придерживаться общеразделяемой, т.е. принимаемой всеми системы символов и значений, которые определяют смысловое содержание ситуации. Помимо языка к общеразделяемой системе ценностей следует отнести общие цели и задачи деятельности, морально-нравственные, эстетические и религиозные ценности, верования и др. Для молодого человека, принимающего идеалы и ценности современной молодежной субкультуры, безусловной ценностью может являться музыкальная рок-культура, звезды и герои молодежной эстрады, особый стиль одежды и др.

На важную роль ценностей, как структурных элементов поведения человека в любой ситуации, впервые обратили внимание американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий в своей фундаментальной работе "Польский крестьянин в Европе и Америке". Согласно их взглядам, любое человеческое действие имеет своей предпосылкой понимание ситуации, в которой находится человек. Формируемые на основе "определения ситуации" оценки и отношение субъекта действия к объектам ситуации, в качестве которых могут выступать и люди, и предметы, были названы ими аттитюдами (установками). В зависимости от того, как человек определяет ту или иную ситуацию, он планирует свое дальнейшее поведение, формируя поведенческие установки. Когда студент входит, например, в просторное помещение, в котором находится несколько десятков молодых людей примерно его же возраста, собравшихся здесь в определенный час времени и ожидающих начала учебных занятий, то он почти наверняка в состоянии дать правильное определение ситуации: здесь должно быть учебное занятие. В зависимости от этого будут определяться его последующие действия: он настроится на прослушивание и запись лекции, возможно, вступит в диалог с преподавателями или с кем-либо из своих сокурсников и т.д. Для человека постороннего, далекого от проблем высшего образования, случайно забредшего сюда в поисках пищи или товаров, данная ситуация не вызовет никакого интереса, поскольку здесь нет искомых им предметов.

Аналогичным образом любой из нас, воспитанный и обученный в данной культуре, обладает способностью почти мгновенно оценивать ситуацию, адекватно ее интерпретировать: будь то магазин, толпа зевак, стадион, вокзал или трамвайная остановка. По заранее известным приметам мы отличаем одну поведенческую ситуацию от другой и, правильно ее интерпретируя, т.е. понимая ее смысл и содержание, настраиваем себя на определенный тип действий, соответствующих данной ситуации. Если же человек является чужестранцем и плохо разбирается в значениях и символах той страны, в которой он находится, не знает языка, обычаев и традиций, то ему наверняка будет трудно дать правильную оценку ситуации и для него возникнет множество проблем. Поэтому любое социологическое изучение поведения людей и социальных групп своей исходной предпосылкой имеет определение ситуации, в которой действуют индивиды.

Отмеченные особенности поведения человека свидетельствуют о том, что в любой конкретной ситуации социального взаимодействия, т.е. в любом месте, где есть человеческий коллектив, можно отметить обязательную взаимосвязь социального и культурного аспектов человеческого поведения. Более того, мы не можем правильно понять общество (социальную систему), если не знаем ценностно-смысловых, т.е. культурных аспектов действия, определяющих содержание и смысл человеческих действий и поступков. Строго говоря, адекватное понимание социальной системы невозможно без выяснения культурных детерминант действия. "Социальная система, - утверждает крупнейший американский теоретик Т.Парсонс, - относится к системе взаимодействия множества индивидуальных акторов (деятелей, ориентированных на ситуацию), и эта система взаимодействия включает в себя общепринятую систему культурных символов". В то же время, Т.Парсонс далек от мысли отождествлять общество и культуру (одна из ошибок, широко распространенных в отечественном обществознании). Как раз напротив, он подчеркивает необходимость дифференцирования социальной и культурной систем, поскольку каждая из них имеет "независимый фокус организации элементов системы действия", и "они не могут быть редуцированы друг к другу".

В любом обществе, независимо от его политического строя, существует своя особая система жизненно важных для него фундаментальных, высших ценностей и смыслов, не всегда формулируемая в явном виде. В доиндустриальном обществе феодального типа высоко ценились знатность и родовитость происхождения, религиозная набожность, честность и благородство, особый стиль жизни представителей дворянского сословия. В современном обществе сформировалась совершенно иная иерархия ценностей, в число которых входят свобода и достоинство человека (гуманизм) и уважение обществом прав человеческой личности, свобода предпринимательской деятельности, принцип частной собственности, признается высокая ценность для общества научно-рационального знания и технических изобретений, необходимость достижения высокого жизненного стандарта для большинства населения, ориентация на творческий и высоко производительный труд, обязательное образование и др.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите положительные и отрицательные стороны «полифонии» культурных стандартов современного общества.

2. Какой социолог-классик одним из первых обратил внимание на смысловую наполненность человеческого поведения?

3. Какие американские социологи впервые обратили внимание на важную роль ценностей как структурных элементов поведения человека в любой ситуации? Назовите многотомный труд этих ученых.

4. Что такое традиции?

5. Как связаны традиции и обычаи?

6. Какую роль для современного человека играет мода?

7. Что представляют собой общественные нравы?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных