Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типология социальных организаций.




Выделяют три разновидности организаций:

1. Добровольные ассоциации. Цели добровольных ассоциаций (общественных

союзов) являются обобщением индивидуальных целей участников. Членство в организации связано с удовлетворением не только материальных, но и других потребностей. По Силлсу, добровольной ассоциации присущи три основные черты: а) она образована для защиты интересов своих членов, которые являются для них общими;

б) членство в добровольной ассоциации не является принудительным, человек принимает его добровольно и сознательно; каждый член имеет возможность выйти из организации, если его не устраивает деятельность лидера; в) организация данного типа не связана с правительственными органами. Помимо указанных черт, необходимо также отметить, что в добровольных ассоциациях нет жесткой структуры и не развивается система принудительной власти.

2. Добровольные ассоциации нередко «перерастают» в бюрократиисложные организации с высокой степенью распределения ролей. В качестве примеров можно привести Армию спасения, бойскаутов и Общество Красного Креста. Мы рассмотрим характерные особенности бюрократии дальше, но перед этим выясним особенности организации тотального типа, принципы деятельности которой прямо противоположны добровольной ассоциации.

3. Третий тип — это организации, для которых характерна высокая степень иерархичности и сосредоточение власти в руках ограниченного числа членов организации. Можно выделить две основных разновидности таких организаций: к ним принадлежит большинство деловых организаций и учреждения тотального типа.

Деловые организации создаются в коммерческих целях или для решения иных конкретных задач. Управление такими организациями осуществляется на основе административного регулирования. Членство в организации поддерживается в основном тем, что оно обеспечивает работников средствами к существованию. Следовательно, такие организации нередко характеризуются несовпадением целей наемных работников с целями владельцев (или государства).

Учреждения тотального типа создаются, чтобы оказывать содействие общественному благу, причем сущность этого блага формулируется надличностными образованиями — государством, религиозными и другими организациями. Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Примерами тотальных организаций могут служить тюрьмы, военные училища и т.п.

Понятие тотального учреждения ввел Ирвин Гоффман. Он выделил несколько типов таких организаций:

1) учреждения для людей, которые не могут сами о себе позаботиться (слепых, пожилых, нищих, инвалидов, психически больных): больницы, дома и санатории;

2) учреждения, предназначенные для людей, считающихся опасными для общества: тюрьмы и концлагеря;

3) учреждения, созданные для определенных целей: военные казармы, морские судна, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и др.;

4) учреждения, при помощи которых люди уходят от мира, обычно по религиозным убеждениям: мужские и женские монастыри, а также другие убежища.

Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в тотальное учреждение с помощью сложных или жестких ритуалов. Это делается для достижения полного разрыва людей с их прошлым и подчинения нормам заведения. Подобные условия способствуют тому, что между обитателями таких учреждений устанавливаются крепкие связи, которые могут вылиться в появление особой субкультуры, представляющей собой своеобразную самозащиту от тирании. Однако может наблюдаться противоположный результат; особенно часто это происходит, если условия жизни оказываются крайне унизительными.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите компоненты организации.

2. Что такое свободная ассоциация?

3. Что такое организации тотального типа?

3. Формальная организация.

Формальная организация - это такой тип социальной группы, для которой характерна ориентация на выполнение определенных целей и задач, наличие официально предписываемых ролей и позиций. Большинство промышленных организаций, деловых фирм, учреждений разного профиля принадлежит именно к этому виду социальных групп.

Одно из самых ощутимых для всех членов современного общества последствий развития научно-технического прогресса состоит в усилении рационализации управления обществом, позволяющей координировать усилия многих десятков и тысяч людей, что закономерно обусловило распространение в обществе различного рода организационных образований. Усложнение масштабов производства, дифференциации и небывалый рост специализации трудовой деятельности потребовали новых форм социальной интеграции и организации управления социальным поведением людей. Если философы и социологи прошлых веков события и явления общественной жизни объясняли ссылками на историческую роль классов и сословий, то для ученых-обществоведов XX-XXI вв. все более популярным становится термин "организация", а не "класс". В современной западной социальной науке изучением структур и функций организаций в обществе занимаются многие десятилетия представители самых различных дисциплин (социологи, психологи, политологи, специалисты по менеджменту и системному анализу и др.). Они не без основания назвали современное высокоразвитое индустриальное общество "организованным обществом", подчеркивая тот очевидный факт, что именно рациональные организованные формы групповой деятельности в громадной степени определяют и направляют жизнь современного человека.

И действительно, какую бы мы ни взяли сферу жизни общества, повсюду большие и малые организации регулируют и направляют нашу жизнь, во многом облегчая ее. Учебные заведения, промышленные предприятия, воинские части, органы государственного управления, различные учреждения культуры, магазины, универмаги, спортивные организации и объединения, политические партии и многочисленные добровольные общественно-политические, религиозные и гуманистические объединения - все это примеры различных организаций, создаваемых людьми для удовлетворения растущих человеческих потребностей. Человек, живущий в современном промышленно развитом обществе, фактически не может и шагу шагнуть, чтобы для удовлетворения какой-либо потребности или решения проблемы не обратиться в соответствующую организацию.

Однако не будем забывать о том, что главным действующим лицом любой организации выступает именно человек. Большую часть своей сознательной жизни он проводит в стенах организаций самого разного профиля, в соответствии со своей профессиональной квалификацией, выполняя в ней определенный круг обязанностей, трудовых действий занимая в этой организации определенную должность (статус). По

образному выражению американского социолога У. Уайта, современный человек - это "человек организации", либо как личность, член общества, он реализует себя в рамках деятельности той или иной организации. Большая, или формальная организация, как ее часто называют, формирует особый тип личности, человека с ориентацией на

рациональный стиль поведения, обладающего компетентностью, знаниями, умениями, отличающегося деловыми качествами. Вероятно, что этот тип личности и является самой характерной фигурой современного общества. Поэтому одна из важнейших задач социальной науки – изучение взаимоотношения личности и организации, поскольку она выступает главным связующим звеном во взаимоотношениях личности и общества. Другая важная область изучения социологии организаций связана с исследованием ее внутренней структуры, взаимосвязи различных звеньев и процессов, обеспечивающих ее нормальную и эффективную работу. И наконец, третий, важный аспект относится к взаимосвязи большой социальной системы с организацией, представляющей одну из ее подсистем. Нет необходимости подробно объяснять громадную научную и практическую значимость указанных вопросов, так как именно организация является важнейшим инструментом общественного прогресса, поскольку она аккумулирует в себе наиболее рациональные и эффективные способы человеческой деятельности.

Термин "организация" может иметь множество значений. В обыденном его употреблении под организацией обычно понимается практически любая форма совместной деятельности людей. Социологи в таком случае говорят о социальной организации в самом широком смысле слова, акцентируя внимание на изучении ее структуры и нормативной регуляции поведения. Понятие организации, о котором пойдет речь далее, употребляется в более узком смысле слова. В современной социологии организацию часто называют формальной, подчеркивая тем самым ее принадлежность к типу формальной социальной группы. Формальной прежде всего называют сложную, крупномасштабную организацию, так как именно она составляет главный объект изучения социологов - промышленные предприятия, органы государственного управления, крупные фирмы и др., которые в свою очередь образуются из множества организаций меньшего масштаба. Социологическое определение организации преследует задачу выяснения наиболее общих и принципиальных черт любой организации. Американский социолог Ч. Барнард, один из первых исследователей природы организаций, предложил самое простое ее определение. Формальная организация, по его мнению, является "системой сознательно координированных целей деятельности двух или более личностей». Сейчас, когда социологи достаточно хорошо изучили природу организаций и ее внутреннее строение, такое определение кажется слишком простым, так как не раскрывает многих ее существенных черт, особенно если речь идет об изучении деятельности крупных организаций.

С учетом современных результатов исследования формальной организации можно предложить такое ее определение: под организацией понимается объединение людей, которое создается ради выполнения определенной цели, с присущей ей социальной структурой, иерархией позиций, нормативной регуляцией поведения, строгим разделением функциональных обязанностей (специализацией), системой управления и координации деятельности, каналами коммуникации и, наконец, собственной системой социального контроля. Главная отличительная черта любой организации заключается в том, что она есть рационально скоординированная и упорядоченная деятельность множества подготовленных специалистов, что позволяет эффективно решать стоящие перед ней задачи. Современную организацию называют формальной потому, что она строится на основе формализации и рациональной координации существующих в ней отношений между людьми с присущей им специализацией деятельности, субординацией, четкими должностными обязанностями.

При социологическом подходе принципиально важно раскрыть взаимосвязи, взаимоотношения организации с обществом в целом. Поэтому организация рассматривается как подсистема макросоциальной системы, решающая специфический круг задач, соответствующих потребностям общества в целом.

Несколько слов из истории теории организации, что позволит лучше понять уровень современных разработок и некоторые особенности деятельности организаций4.

Вопросы формирования и эффективного функционирования организаций давно интересовали не только ученых, но и практиков - руководителей и организаторов производства.

Одна из первых попыток создания теории организации и ее эффективного управления принадлежит американскому инженеру и исследователю Ф. Тейлору. Занимаясь преимущественно изучением организации труда на промышленных предприятиях, Ф. Тейлор стремился разработать эффективную систему стандартизованных приемов труда рабочего, которая привела его к идее создания поточных линий и конвейеров. Главную роль в организации он отводил администрации и управленческому персоналу, основной функцией которых являлось планирование процесса производства и осуществление тотального контроля над всеми звеньями организации производства. Рядовому работнику, в сущности, отводилась роль винтика в рационально программируемой системе производства. В то же время, в ходе проводимых социальных исследований, Ф. Тейлор обнаружил важную роль "человеческого фактора", т.е. личности самого работника, и предлагал материально поощрять наиболее инициативных и трудолюбивых работников.

Модель "организации-машины" была разработана французским инженером и исследователем А. Файолем. Она сыграла заметную роль в развитии современной социологии организаций и теории менеджмента. В этой концепции организация рассматривается как безличный механизм, в которой преобладают формально-рациональные отношения между работниками и иерархическая система управления. При этом задача администрации заключается в том, чтобы осуществлять контроль, координацию и планирование работы различных звеньев организации. Ответственность за исполнение порученных функций распределяется в соответствии с важностью различных звеньев и этажей в многоуровневой административной пирамиде. А. Файоль считал, что эффективность работы организации целиком определяется единством командования и четким разделением труда. Таким образом, организация понимается как безличный механизм, инструмент для решения общественно-значимых проблем, а человек - формальный исполнитель, элементарная клеточка в общей системе управления.

Среди собственно социологических концепций организации заслуживает упоминания так называемая "интеракционистическая модель" (Ч. Барнард, Ф. Селзник, Г. Саймен и др.), согласно которой социальное взаимодействие и коммуникация рассматриваются в качестве фундаментального процесса любой формальной организации. Положительной стороной этой модели явилось то, что ее представители считали невозможным строго рациональное и формальное построение организации, поскольку в ней работают живые человеческие личности со своими

интересами, потребностями, ценностями, которые не могут не влиять на выполняемые ими функции. Следует учитывать тот факт, что каждый работник является личностью, а не просто носителем той или иной роли. Общий вывод, сделанный представителями этой концепции - необходимо признать ограниченность рациональной модели организации и невозможность полной формализации поведения в ней людей.

Социальное взаимодействие, происходящее в рамках организации, является составной частью общего процесса социального взаимодействия в обществе в целом и потому нельзя изолировать члена организации от общества, необходимо видеть в нем человеческую личность со своими интересами и потребностями.

Организация, рассматриваемая в качестве подсистемы общества, характеризуется присущей ей системой ценностей, определяющей содержание ее деятельности, механизмы внутренней интеграции, взаимоотношения с другими организациями и обществом в целом. Главная черта ценностной системы организации - это обязательная ее легитимизация, т.е. признание обществом правомерности целей ее деятельности, их значимости и полезности для общества (не будем забывать о том, что в любом обществе существует немалое число различного рода преступных организаций, чья деятельность осуждается обществом). И второй существенный момент - п ризнание организацией "приоритета этой цели над другими возможными интересами и ценностными ориентациями ее членов". Так, например, система ценностей деловой фирмы может быть рассмотрена как разновидности "экономической рациональности", лежащей в основе рыночной экономики и потому цели ее деятельности совпадают с ценностными стандартами общества и признаются им в качестве законных и правомерных. Конкретные цели деятельности фирмы реализуются в производстве какого-либо товара, нужного для общества, хотя на первый взгляд может показаться, что главное в деятельности фирмы - получение дохода, тогда как последняя лишь служит символом ее производственных успехов.

С социологической точки зрения социальная структура формальной организации, подобно любой другой социальной структуре, опредляется ее ценностно-нормативными стандартами, регулирующими размещение и взаимосвязь социальных позиций (должностей) с присущими им ролевыми предписаниями. Характерной особенностью социальной структуры организации является обязательная иерархическая упорядоченность социальных позиций, позволяющая координировать социальные позиции различных уровней с присущим им кругом прав и обязанностей. На базе этой иерархии возникает своеобразная лестница должностных зависимостей, предполагающая обязательную подчиненность низших звеньев персонала высшим. Кроме того, социальные позиции и роли, из которых складывается социальная структура организации, отличается весьма строгой и однозначной нормативной регуляцией, предписывающей каждому члену организации строго очерченный круг должностных обязанностей и соответствующий уровень ответственности.

Обязательным условием институционализации, т.е. упрочения и стабилизации социальной структуры, является формирование системы социального контроля, состоящего из совокупности различных санкций, предусматривающих наказания за неточное, небрежное или неправильное исполнение должностных обязанностей членом организации (начиная от устного взыскания, выговора и вплоть до увольнения с работы). Позитивные санкции направлены на то, чтобы поощрять и стимулировать правильное и инициативное выполнение должностных обязанностей и ролевых предписаний. Известно, что многие эффективно функционирующие формальные организации как в нашей стране, так и за рубежом, не ограничиваются материальным поощрением работников, но и создают особые благоприятные условия трудовой деятельности, включая и заботу о здоровье человека, его психологическом благополучии и т.п.

Первым условием успешного функционирования организации является возможность служебной карьеры для ее членов, так называемая "вертикальная мобильность" или успешное продвижение по иерархической лестнице служебных должностей. Ориентация на "достигаемый статус", характерная для современного индустриального общества, в значительной мере реализуется именно в рамках различных, особенно крупных организаций.

С отмеченной выше особенностью функционирования социальной структуры организации тесно связана другая ее характерная черта, тоже присущая крупным формальным организациям - это постоянное обучение и повышение квалификации.

Другим важным условием эффективного функционирования формальной организации является н алаженная система коммуникаций, т.е. взаимосвязь потоков информации, циркулируемой между различными звеньями и этажами организации. Коммуникация (в широком смысле слова она включает и обмен продуктами деятельности, как это, например, имеет место на заводских конвейерах) необходима для принятия управленческих решений и рациональной координации деятельности людей. Кроме того, взаимный обмен информацией между различными отделами, звеньями формальной организации является важнейшим условием, средством делового общения и социального взаимодействия членов организации.

Чтобы разобраться в сложном мире организаций, необходимо выяснить не только их универсальные, общие черты, о которых речь шла выше, но и выделить ее основные типы с присущими им характерными особенностями. В социологической литературе существует довольно много подходов к построению типологии формальных организаций. Проблема заключается в том, чтобы выбрать правильный критерий для классификации различных организаций. В качестве такового обычно принимают роль и место организаций в системе общественных отношений, выполняемые ими цели и задачи. В самом общем виде можно выделить два класса организаций - административные и общественные. Первым присущ внутренний административный порядок, тогда как вторые создаются ради удовлетворения политических, социальных, культурных, творческих и иных интересов участников. Ко второму типу относятся различные политические партии и добровольные общественные организации, творческие союзы, различного рода ассоциации, ставящие перед собой общегуманистические, общечеловеческие задачи (организации по борьбе со СПИДом, алкоголизмом, за охрану окружающей среды и т.п.). Однако организации первого типа ввиду их особой значимости для общества, а также их несомненного соответствия модели формально-рациональной организации можно подразделить на ряд отдельных типов, каждый из которых решает свой специфический круг задач.

1. Промышленно-хозяйственные организации, включающие организации по производству товаров и услуг, а также финансовые организации (банки, страховые кампании и др.).

2. Административно-управленческие организации, к которым относятся органы государственного управления различных уровней, начиная с районных и вплоть до республиканских и международных. Сюда же можно отнести и органы законодательной власти.

3. Научные и исследовательские учреждения, задачей которых является производство научных знаний и новых технологий.

4. Учреждения культуры и досугового обслуживания населения (кино, театры, филармонии и др.). Конечно, приведенная классификация является далеко не полной. Она включает лишь принципиально важные, существенно различающиеся по своим целям и задачам деятельности.

После открытия Э. Мэйо роли неформальных групп в производственных отношениях, явившихся важным этапом в развитии индустриальной социологии, одной из главных задач последней явились поиски путей оптимального сочетания двух указанных групп с целью повышения эффективности производства. В США и ряде других капиталистических стран концепция Э. Мэйо послужила одним из краеугольных камней знаменитой доктрины "человеческих отношений на производстве", в соответствии с которой предприниматели стремились учитывать роль человеческого фактора на производстве, поддерживать и даже стимулировать межличностные отношения в трудовых коллективах, а также специально налаживать "человеческие отношения" между администрацией и работниками организации.

Эксперименты показали, что если сложившаяся в неформальной группе система установок вызывает положительное отношение рабочих к труду, то производительность достигает такого уровня, который обычно администрация не может обеспечить даже финансовыми мерами.

Межличностные отношения служат важным противовесом процессам деперсонализации личности, т.е. стремлению администрации превратить работника в бездумный механизм, в соответствии со строго предписанными правилами поведения и опирающегося на систему формальных санкций. В любой формальной организации люди общаются, взаимодействуют друг с другом прежде всего как личности, а не как носители социальных позиций и ролей, предписываемых ею социальной структурой.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение формальной организации.

2. Назовите ученых, внесших вклад в изучение организаций.

3. Какое значение имели исследования Мейо?

4. Кто создал доктрину «человеческих отношений»?

5. Почему внутри формальной организации возникают неформальные объединения?

6. Какую роль они играют в деятельности организации?

 

4. Феномен бюрократии в современном обществе.

В тесной связи с вопросом о роли человеческого фактора в деятельности формальной организации, функциями последней в общественной жизни, встает проблема бюрократии. В социологии данный термин используется в более широком значении, чем это принято в повседневном обыденном смысле, где под бюрократией понимается казенная и бездушная организация, игнорирующая интересы и потребности клиентов, ориентированная в первую очередь на осуществление своих собственных внутренних целей.

Социологическая концепция бюрократии впервые была сформулирована М. Вебером, который видел в ней управленческую (политическую) организацию, функционирующую в рамках легального господства, присущего современному капиталистическому обществу, в котором преобладает рациональный тип поведения и деятельности. В сфере экономики "рациональный дух" капитализма проявляется в существовании рыночной экономики, а в области политической надстройки ей соответствует легальная власть, базирующаяся на универсальном праве и законодательстве, построенная на рациональных принципах управления, организация, названная М. Вебером "бюрократией". Во многих своих аспектах нарисованная им картина бюрократической организации совпадает со структурой формальной организации, о которой речь шла выше.

Бюрократия понималась М. Вебером в качестве идеального типа, т.е. идеализированной теоретической модели, используемой для анализа и сравнения реальных социально-исторических явлений. Согласно М. Веберу, бюрократия характеризуется следующими чертами:

1) В ней существует строгое разделение труда, причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист. Последние принимаются на работу согласно найму или по контракту и получают за свой труд заработную плату в виде жалованья.

2) Здесь царит строгая иерархия власти, наподобие пирамиды. Руководитель каждого звена имеет четко определяемый объем властных полномочий. Представители низшего звена обязаны подчиняться руководителям более высокого уровня.

3) Все решения и действия должностных лиц базируются на строго определяемых правилах и должностных инструкциях. Эти правила поведения единообразны и универсальны, т.е. каждый член бюрократической организации в своих действиях руководствуется только ими.

4) Все работники такого рода формальной организации обязаны обеспечивать безличностный подход к решению управленческих задач, т.е. быть максимально объективными, не допускать каких-либо субъективных пристрастий или моральных оценок ко всем делам, документам, личностям клиентов, с которыми имеет дело данная организация.

5) Формирование персонала бюрократической организации также основывается на рациональных критериях. Служебная карьера чиновника зависит, прежде всего, от его деловых, профессиональных качеств, уровня профессиональной подготовки.

Веберовская концепция бюрократии как управленческой организации легально-рационального типа противопоставлялась им двум другим идеальным типам господства - традиционному и харизматическому, имеющим совершенно иные принципы организации власти. Немецкий социолог особенно подчеркивал объективность и беспристрастность работы бюрократической организации, ее рациональный характер. Деятельность бюрократической организации являлась для него образцом идеально функционирующей административной машины, ибо "идеальный администратор трудится без гнева и пристрастия", не позволяя личным мотивам или темпераменту влиять на исполнение властных полномочий; его деятельность свободна от произвола непредсказуемости, ибо он действует невзирая на лица", следуя рациональным правилам, строго формально".

Итак, согласно М. Веберу, бюрократический тип управленческой организации должен быть строго рациональным механизмом координации деятельности людей, полностью исключая субъективные эмоциональные моменты, должен ориентироваться на эффективное выполнение стоящих перед ней задач. Ясно, что ни одна реально существующая организация не может в полной мере соответствовать веберовской модели бюрократии, хотя тенденция рационализации и деперсонализации деятельности формальных организаций, как отмечалось выше, в действительности безусловно существует. Веберовская концепция бюрократии, по мнению западных ученых, явилась, в сущности, первой социологической концепцией организации, многие десятилетия служившей отправной точкой для осуществления социологического анализа организации. Не трудно видеть, что открытие феномена неформальной организации, важной роли первичных групп в деятельности любой организации, указывает на ограниченность и упрощенность представлений М. Вебера, абсолютизацию им рациональных аспектов организации. Тем не менее, веберовская концепция бюрократии остается и по сей день важным аналитическим инструментом социологического анализа отдельных типов формальных организаций, в первую очередь, административных органов, специализирующихся на управленческих функциях. Поэтому термин "бюрократия" в его основополагающем значении часто используется социологами для анализа деятельности административного управленческого аппарата, таких как, например, государственные органы и учреждения, административно-управленческий штат крупных организаций и т.п.

В этом смысле слова проблема бюрократического управленческого аппарата широко обсуждается в социологической литературе, в том числе и в отечественной. Для нашей страны проблема бюрократии имеет особое значение, так как в течение многих десятилетий партийно-государственная бюрократия безраздельно господствовала в стране. Она явилась важнейшим инструментом формирования культа личности Сталина и построения тоталитарного политического режима.

Концентрируя в своих руках все нити руководства обществом, бюрократия ведет к отчуждению и устранению личности от управления обществом, стремится к универсальному господству и подчинению своим интересам всех людей. Таким образом, бюрократия в современном обществе становится одним из инструментов эксплуатации и подавления человеческой личности.

Какой бы значительной не представлялась роль неформальных малых групп в управленческих организациях, тем не менее, сама ее природа как рационального механизма с присущей ему иерархией власти и деперсонализацией отношений приводит к искажению, дисфункциям в деятельности бюрократических организаций. Как подчеркивает известный американский социолог Р.К. Мертон, дисфункциональные, т.е. негативные по отношению к обществу в целом последствия деятельности бюрократической организации заключаются в следующем. Во-первых, узкая специализация внутри бюрократической организации может тормозить процесс их прогрессивных изменений, отчего может страдать и общество в целом. Во-вторых, бюрократический стиль мышления, порожденный рутинизацией и формализацией, формирует особый тип личности, консервативной по складу ума и психологии. В-третьих, реальное выполнение задач и целей, признаваемых обществом в качестве позитивных ценностей, может подменяться внутренне организационными целями безупречного формального стиля исполнения должностных инструкций, а служебная карьера для членов бюрократической организации выдвигается на первое место. В-четвертых, как результат, идеология и интересы бюрократии становятся выше интересов тех людей, которых они призваны обслуживать. "Священные интересы" бюрократии становятся выше общественных интересов и бюрократия превращается в тормоз общественного развития.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой социолог-классик создал учение о бюрократии?

2. Почему бюрократия была названа им самым эффективным способом управления обществом?

3. Какие опасности таит в себе бюрократическое управление?

4. Как Вы считаете, может ли существовать управляемая бюрократия?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных