Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Консультирование подростков и лиц юношеского возраста.




Старший подростковый и юношеский возраст, пожалуй, самый трудный и для родителей, и для учителей, и для психолога-консультанта. Это тот возраст, когда начинается внутреннее психологическое отделение ребенка от семьи, появляется независимость самооценки от оценки родителей, обостряются все скрытые и явные конфликты между членами семьи.

Принципы работы консультанта с подростками:

· Принятие подростка таким, какой он есть;

· Использование на протяжении всего курса работы положительного подкрепления и выявление позитивных сторон личности подростка;

· Работа с подростком в ролевой позиции ВЗРОСЛЫЙ-ВЗРОСЛЫЙ;

· Эталонное поведение (умение воспроизводить все игры, быть образцом мужского или женского пола);

· Обязательно в конце занятия должно быть проведено обобщение всего происходящего на занятиях. Анализ должен делать не только подросток, но и консультант (на него ложится основная нагрузка, он обобщает);

· Поиск и предоставление информации для работы с проблемной ситуацией;

· Использование подсказки, различных приемов и игровых средств для стимуляции спонтанной активности.

 

Консультирование подростков осуществляется по общепринятой схеме:

1. Установление контакта с подростком;

2. Запрос подростка (описание трудностей, отношений к себе и т.д.);

3. Диагностическая беседа;

4. Интерпретация (словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных трудностях подростках);

5. Реоринтация - совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Установление контакта с подростком. С помощью вербальных и невербальных средств. Представляет некоторые трудности для некоторых консультантов. Здесь нельзя спешить. Необходимо максимально потратить время для установления контакта.

Запрос подростка. Необходимо дать возможность подростку самостоятельно описать свою проблему, самому составить запрос. Можно ему в этом помочь с помощью вопросов и наводящих фраз. Наблюдается затруднение вербализации у подростков. Подростки часто высказывают желанные представления о себе.

Диагностическая беседа. Для эффективности беседу можно проводить с применением проективных методик (рисунок семьи, несуществующее животное, придумать сказку по данному началу, ранние воспоминания). Цель – определение проблемы и необходимо найти причину трудностей подростка.

Интерпретация. После беседы. Самый трудный этап, т.к. требует от консультанта предоставить гипотезу так, чтобы её мог понять подросток. Безопасным для ребенка будет не прямое сообщение гипотезы, а косвенное (например, с помощью метода «анализ чужих проблем»). Это позволяет консультанту опереться на активность подростка, а подростку самому определить проблему и глубину её.

Реоринтация. Предлагается, прежде всего, не способ выхода из ситуации, а находится направление, конструктивное русло обучающего воздействия (методика «Кот в сапогах»: вспоминается сказка и затем предлагается ряд вопросов типа, как можно взглянуть на эту проблему, как найти пользу и т.д.). Можно использовать так же ролевые игры (проиграть новый способ действования во время консультирования). Очень важно научить подростка способам релаксации. Можно предложить выполнить тесты, которые он сам же и проверит (дать ключ), чтобы он сам посмотрел и исправил свои ошибки. Искренность консультанта с подростком.

Консультирование родителей подростков. Консультант не должен всё полностью рассказывать родителям о работе с подростком. В присутствии одного из родителей ребенок подросткового возраста может не все сказать. А если родитель пришел один, то им очень аккуратно необходимо сообщать информацию об их ребенке (принцип конфиденциальности). На провокации не поддаваться, можно провести просвещение о ребенке, но лишь, в общем, дать рекомендации, как себя вести с подростком.

 

ЮНОШЕСТВО.

Происходит принятие ряда жизненных решений.

Актуальные проблемы юношей:

- Выбор профессии;- Решение о создании семьи;- Скорректировать свои ценностные ориентации;- Новые жизненные планы;- Окончание ВУЗа (конец юности);- Приобщение к трудовой деятельности;- Вступают в брак, появляются дети.

Главная задача – поиск своего места и закрепление этого места в мире взрослых. Переживается это довольно остро, даже кризисно. В зависимости от преодоления кризиса, возникает различные проблемы. Помимо этого происходит принятие своей индивидуальности и неповторимости и признание своего жизненного пути, происходит осмысленность происходящего, складывается профессиональное мировоззрение.

Наиболее оптимальными могут стать такие пути психолого-педагогической работы с молодыми людьми, которые отличаются следующим:

-недирективность, ориентация на возникновение у личности собственных смыслов, ресурсов относительно проблемной ситуации и на их основе - самостоятельных действий по преобразованию проблемной ситуации;

-"самоподдержка" - обращение к таким средствам, которые и в дальнейшем могли бы быть использованы личностью самостоятельно в критических ситуациях;

-возможность обращения к символическим формам, в которые облекаются размышления и переживания юноши;

-соответствие используемых психолого-педагогических технологий культурным традициям.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных