ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятия психологического диагноза и психологического прогноза, формулирование психологического заключения.Психологический диагноз (diagnosis, от греч. diagnosis — распознание) — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Психологический прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях. Психологическое заключение — краткая психологическая характеристика состояния развития ребёнка на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования. Психологическое заключение преследует две цели: выполняет свои диагностические функции о состоянии, уровне и особенностях психического развития ребёнка на период обследования; является самостоятельным диагностическим заключением практического психолога. 49. Анализ речи клиента. «Картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике. Речь говорит сама за себя, против себя или помимо самой себя. Хочет того человек или не хочет, замечает он это или нет, речь может выдавать его происхождение, эрудицию, эмоции и так далее. Письменную речь человек контролирует гораздо больше, чем устную. Последняя часто стилистически не запланирована и грамматически небрежна. Грамматическое своеобразие устной речи не сводится только к нехватке некоторых частей предложения. Для нее характерны и другие синтаксические и морфологические ошибки. Но обычно мы слушаем, чтобы понимать смысл сказанного, и обращаем внимание на то, что устная речь построена неправильно, лишь тогда, когда становится непонятным или неправильным, с нашей точки зрения, смысл. Прежде всего привлекают внимание лексические или лексико-фонетические замены. Рассматривая их, Фрейд обнаружил конкурирующие, вытесненные смыслы, которые и заставляют нас ошибиться (З.Фрейд, 1990).
МОДЕЛЬ «КАРТИНЫ МИРА» И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Чтобы достигнуть целей консультирования, психолог должен изучить психологическую реальность клиента, его взаимодействие с окружением, его "теорию мира". Каждый человек в процессе роста и развития создает свою модель мира. Он выдвигает и проверяет гипотезы в ходе игры, работы и общения. Выявленные закономерности включаются в концепцию мира. Иногда эти построения меняются в течение жизни, иногда остаются неизменными. Например, в картине мира ребенка папа и мама могут выступать как самые сильные, добрые, умные. Проходит время, ребенок превращается во взрослого человека, у которого обычно появляется более дифференцированный взгляд на своих родителей, так как изменяется окружение, появляются возможности и новые основания для сравнения. Люди обычно описывают мир при помощи системы конструктов – биполярных признаков, параметров, шкал. Перед консультантом встает проблема понимания, выявления того, как данный конкретный клиент познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей и самого себя, с помощью каких конструктов он систематизирует события. Большинство клиентов, обратившихся к психологу, обладают неэффективной системой конструктов, описывающих себя и мир. Важно помочь осознать человеку, как он конструирует свой мир и как он взаимодействует с ним. Для этого психолог на время должен "влезть в шкуру" клиента, посмотреть на мир через его "очки". Для этого психологу необходимо отбросить собственные теории и построения, отвлечься от собственных стереотипов восприятия людей. Согласно позиции Дж.Келли, для эффективной оценки потребностей клиента нужно решить несколько задач: · выявление проблемы, с которой пришел клиент; · выявление картины мира клиента; · выявление того, как эта проблема выглядит в системе его картины мира, какие конструкты привели к ее появлению; · выявление соотношения между картиной мира клиента, с одной стороны, и теориями, которые использует психолог, с другой. Обычно психолог выявляет систему конструктов клиента во время первой встречи (интервью), в ходе которого клиенту предлагается рассказать о причинах и мотивах обращения к консультанту, об ожиданиях от консультирования, о главных проблемах и трудностях. Здесь же психолог может выяснить, не является ли клиент психотиком, о чем он судит по наличию/отсутствию тестирования реальности. Иногда полезными могут быть психологические тесты (интеллекта, личностных особенностей), наблюдение за клиентом, беседа с его окружением (например, с учителем, родителями). Проблема человека может находится не в нем, а в окружении (например, у ребенка может быть жестокий отец-алкоголик). Задача психолога – выявить конструкты, с помощью которых клиент описывает реальность, и помочь клиенту сделать их более гибкими, чтобы взглянуть на ситуацию по-другому. Работая в течение долгого времени в консультировании или психотерапии, психолог иногда подвергается специфической профессиональной деформации: он начинает излишне теоретизировать, навешивать ярлыки, тем самым зачастую загоняя себя в своеобразную ловушку. Пытаясь применять очень сложные теории и схемы, можно забыть, что кратчайшим расстоянием между точками в пространстве является прямая. Психолог, как и клиент, имеет собственные мысленные конструкты для описания себя и мира. Если психолог считает, что его видение мира – единственно правильное, он может попытаться навязать клиенту собственную точку зрения, не слыша того, что говорит клиент. Поэтому прежде чем начать деятельность, психолог должен научиться оценивать себя, свое мировоззрение, свою систему конструктов (используемую теорию) и свое потенциальное воздействие на конкретного клиента. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|