Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Требования к речи консультанта. Уровни понимания и речевая стилизация консультативной беседы.




Речь должна быть ограничена по времени. Закругляйте свои высказывания, если замечаете, что собеседник проявляет нетерпение или теряет интерес. Ограничение по времени позволяет больше услышать от клиента, позволить ему выговориться. Между тем, существуют правила и ситуации, когда от слушания необходимо перейти к высказываниям:

- когда клиент дает невербальные сигналы (например, взглядом) о необходимости услышать Ваше мнение;

- когда клиент повторяется, а Вы уже однажды продемонстрировали ему свое понимание его позиций и чувств;

- психологу трудно оставаться в ситуации искреннего понимания, а высказывания клиента начинают угнетать или сердить;

- когда психолог полагает, что у него есть идеи или информация, полезные для продвижения к решению проблемы.

Речь консультанта не должна восприниматься как нечто чуждое и непонятное. Поэтому необходимо воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут быть неправильно истолкованы собеседником. Необходимо также придерживаться тех слов и выражений, которые содержатся в речи клиента, особенно ключевых слов.

Тон высказываний психолога должен быть доброжелательным. С клиентом не следует говорить слишком громко. Скорее наоборот, приглушенный голос в большей степени способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности. Изменение темпа и громкости голоса могут приводить и к изменениям состояния клиента. Консультанту также следует выдерживать паузу после каждого высказывания клиента. Это позволяет избежать впечатления, что на каждое высказывание у психолога заранее готов ответ, а само содержание его мало интересует в силу типичности проблем и схожести ситуаций у многих людей.

Невербальный контакт. Невербальные реакции не менее важны, чем речь консультанта. Следует обращать внимание на свои жесты, позу, выражение лица в процессе разговора. Так, невольная гримаса раздражения может свести на нет все предыдущие усилия консультанта. С другой стороны, необходимо следить за невербальными реакциями клиента. Установлено, что опытный психолог может “считывать” и интерпретировать около 2000 невербальных сигналов, поступающих от клиента.

В процессе беседы следует смотреть не в сторону, а на собеседника. Однако не следует навязывать взгляд клиенту, хотя для последнего бывает очень важным заглянуть в глаза психолога, чтобы проверить, насколько внимательно его слушают, не осуждают ли.

Независимо от того, знает ли психолог на каждом этапе беседы или нет необходимое решение, следующий свой шаг (вопрос, ответ, суждение и т.п.), он не должен выдавать своей растерянности. Выражение спокойствия и уверенности на лице консультанта – важнейший психотерапевтический фактор.

47. Первичное интервью и анамнез. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах: психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гуманистическом и постмодернистском.

Психологический анамнез в психологическом консультировании понимается как получение максимального количества информации о клиенте и его проблемах. Сбор психологического анамнеза для начального этапа понимания проблем клиента начинает осуществляться уже с первой встречи, а в некоторых случаях для этого отводятся специальные сессии в рамках процесса консультирования. Сбор анамнеза осуществляется в процессе всего консультирования и помогает консультанту создавать "потрет" личности клиента в динамике изменений, каждый раз добавляя все новые и новые штрихи.

Выделяют три блока информации о клиенте:

демографическая информация: возраст; пол; семейное положение; профессия; образование;

актуальные проблемы и нарушения:

время возникновения нарушений;

события, которые повлияли на возникновение нарушений;

события, ставшие следствием нарушений;

попытки клиента (если имелись) самостоятельно справиться со

своими проблемами, результаты этих попыток;

случаи обращения клиента к другим специалистам (если имелись);

. событие, причина, непосредственно подтолкнувшие клиента обратиться к консультанту;

. семейный анамнез (алкоголизм, наркомания, психические нарушения у родителей, родственников);

• психосоциальный анамнез (значимые личностные отношения):

особенности пренатального периода (процесс протекания бе-ременности у матери) — окружающая обстановка (доброжелательная, конфликтная), нагрузки, отношения с отцом ребенка; употребление алкоголя, курение, попытки аборта данного плода (если имели место), общее состояние здоровья в этот период;

. особенности родов (имелись ли осложнения);

. младший школьный возраст - динамика развития, учеба, отношения со сверстниками;

. отрочество и юность — отношения со сверстниками обоих полов, период полового созревания, учеба, значимые события;

. взрослый период - степень реализованности клиента, отношения на работе, в семье, значимые события, жизненная позиция, планы на будущее.

2. Выделяются следующие способы сбора психологического анамнеза:

• беседа с клиентом;

• наблюдение за поведением клиента, особенностями реагирования, невербальными проявлениями;

• изучение отчетов, мнений других специалистов, если клиент пришел на консультацию по направлению;

• психодиагностика, в которую, в зависимости от запроса клиента и локуса жалобы, могут входить следующие методики:

• тесты способностей, интеллекта, познавательной сферы;

• личностные тесты, выявляющие особенности различных сфер личности клиента: эмоционально-волевую, мотивационную, характерологические и темпераментные особенности и т. п., самооценку, уровень социального интереса и т. п.;

• ситуативные тесты, выявляющие актуальное состояние клиента на момент тестирования;

• проективные методики: рисунки, сны, сочинения и т. п., по-зволяющие оценить и понять личность как ситуативно, так и в целом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных