Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос № 21. Принципы рефлекторной деятельности нервной системы.




И.П. Павлов установил, что любой рефлекторный акт, независимо от его сложности, подчиняется трем универсальным принципам рефлекторной деятельности.

1. Принцип детерминизма, или причинной обусловленности. Согласно этому принципу рефлекторный акт может осуществляться только при действии раздражителя, т.е. всякий процесс протекающий в организме, причинно обусловлен. Раздражитель, действующий на рецептор, - причина, а рефлекторный ответ – следствие.

2. Принцип структурности, или целостности, - рефлекторный акт осуществляется только при условии структурной и функциональной целостности материальной основы рефлекса – рефлекторной дуги, или рефлекторного кольца.

Структурная целостность рефлекторной дуги может быть нарушена при механическом повреждении к.-л. ее части: рецепторов, афферентных или эфферентных нервных путей, участков ЦНС, эффекторов. Напр., в норме при вдыхании вещества с резким запахом (аммиак) происходит рефлекторная задержка дыхания или изменение его глубины. После ожога слизистой носа, кот. сопровождается повреждением обонятельных рецепторов, резко пахнущие вещества уже не вызывают изменений дыхания.

Функциональная целостность структуры рефлекса нарушается и при возникновении процессов торможения (безусловного и условного) в центральной части рефлекторной дуги. В этом случае также наблюдается отсутствие или прекращение ответной реакции на раздражитель. Напр., ребенок прекращает рисовать, увидев яркую игрушку.

3. Принцип анализа и синтеза. Любой рефлекторный акт происходит на основе процессов анализа и синтеза. При осуществлении рефлекса раздражитель подвергается анализу, т.е. «разложению», в ходе кот. Выделяются качественные и количественные характеристики. Анализ раздражителя начинается еще на периферии (в рецепторе), но более тонко он происходит к клетках ЦНС, особенно в коре больших полушарий головного мозга. Одновременно с анализом протекают синтетические процессы, т.е. процессы познания раздражителя как целостности на основе обобщения и сопоставления его характеристик, выделенных при анализе. В результате аналитико-синтетической деятельности нервной системы возникает адекватный силе и качеству раздражителя ответ. Напр., проанализировав свойства зрительного раздражителя (форму, цвет, характер поверхности и пр.), в результате синтеза можно определить, что это большое, круглое, желто-красное яблоко на столе, и тут же протянуть к нему руку.

Примером воздействия, нарушающего аналитико-синтетическую деятельность мозга, явл. употребление алкоголя. В состоянии опьянения у человека нарушается координация движений, набл-ся неадекватная оценка окружающей действительности и т.д.

Чем выше уровень организации ЦНС, тем сложнее аналитико-синтетическая деятельность мозга. Процессы анализа и синтеза совершенствуются по мере индивидуального развития организма. Именно этими процессами опр-ся точность рефлекторных реакций и, сл-но, способность организма взаимодействовать с окружающей средой, сохраняя свою целостность и биологическую надежность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных