ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сама же я никогда не писала пером, но с удовольствием попробовала бы».В школах до появления шариковых ручек тоже писали чернилами и перьевыми ручками. Для чернил и служила такая же, как выбранная нами чернильница. Она могла быть из толстого стекла или из особой пластмассы – карболита. Мы узнали, что первые «непроливайки» были изготовлены в Англии в 17 веке. Английские стеклодувы в эпоху промышленной революции усовершенствовали технологию изготовления и изобрели «безопасные» чернильницы, загнув края склянки внутрь. Принцип работы чернильницы – «непроливайки» оказался простым: горлышко такой чернильницы снабжено направленной внутрь воронкой в виде конуса. При наклоне или переворачивании воронка не дает чернилам выливаться .[3] Известный советский поэт Самуил Маршак вспоминал: «Мы ходили в такую школу, куда надо было носить свою чернильницу. Чернильницы нам купили «непроливательные» - тяжелые баночки из толстого зеленого стекла с воронкой внутри. Идем мы как-то с братом по улице осенью, когда уже холодеть стало. Шагаем по твердой земле, по самой середине улицы – чтобы собак у ворот не дразнить. Сумки у нас через плечо, чернильницы – в руках». [4] В советских школах «непроливайка» стояла на каждой парте. Два ученика, сидевших за одной партой, макали в нее ручки. Через несколько написанных букв ручку опять надо было макать в чернила. После окончания уроков чернильницу надо было забрать с собой, так как в этот же класс приходила вторая смена учеников. Вот как пишет об этом Виктория Мальцева в разделе «Вещи и предметы советской эпохи» на информационно-историческом портале «Ваш год рождения 1922-1991»: В нашей советской музыкальной школе в 1976 году стояли старые парты, и в них были вырезаны желобки для перьевых ручек, а посредине парты находилось углубление для переносной чернильницы-непроливайки. Я спросила у мамы, как учились они, чем писали в тетрадках. Оказывается, после войны даже чернил и перьев не хватало на всех, писали простыми карандашами, но на парты школьные чернильницы ставили… У послевоенных школьников далеко не у всех были переносные собственные чернильницы, но если уж были – их берегли. Школьная чернильница – непроливайка была устроена по принципу современной баночки-непроливайки для рисования. Если ее перевернуть – ни капли не прольется. Но если сильно бросить портфель или закинуть его на шкаф в классе, чернила не только разольются, но и забрызгают все вокруг. Ученик старательно выводил пером свои первые слова, а правописание становилось для некоторых особенно увлекательным занятием, особенно когда учитель хвалил за аккуратное письмо. Легонько обмакивали перо в чернильницу, стряхивали лишние чернила и не спеша записывали за учителем. Иногда раздавались жалобные возгласы в классе – «у меня чернила тянутся», это означало, что чернила загустели, и ученик боится поставить кляксу в свою тетрадку. Тогда учитель подходил и подливал свежих чернил в школьную чернильницу».[5] Еще одно воспоминание – пользовательницы Галины на сайте «Музей СССР.20-й век». Вот что она пишет: «А чернила в школьные чернильницы дежурные разливали… из обычного чайника. Такой «чернильный чайник» стоял в каптерке под лестницей, и распоряжалась им обычно дежурная уборщица. Иногда нам, младшеклассникам, разрешалось взять чайник и самим наполнить чернильницы в своем классе. Это было так шикарно, до сих пор помню: иду я с чернильным чайником, как большая, по коридору, захожу в свой класс и по чуть-чуть наливаю из носика в каждую чернильницу на каждой парте… Словами этот восторг не передать, это надо было ПРОЧУВСТВОВАТЬ…»[ 6] При всем разнообразии состава чернил все они очень сильно могут испачкать не только руки, но и мебель, одежду, пол. На многочисленных форумах, посвященных предметам советского быта, участники обсуждений часто пишу об этом. На сайте «Клуб коллекционеров старинного стекла» пользователь Капалыч сообщил, что у него один раз в кармане просыпались высохшие в порошок синие чернила из старой школьной чернильницы, после этого деньги, кошелек, телефон и часть ноги стали ярко-синего цвета. С тела высохшие чернила еле отмылись… [7] Советские «непроливайки» производились из стекла, фаянса и особого материала – карболита. Так что наша старая знакомая - «непроливайка» сделана не из обычной пластмассы, а из синтетического полимера, похожего на нее. Оказывается, отечественная промыщленность выпускает карболит с 1914 года. К его изобретению привели работы русских химиков Г.С. Петрова, В.И. Лисова и К.И.Тарасова. Карболит обладает ценными свойствами: химически стоек к воде, к воздуху, маслам и многим кислотам, легко поддается механической обработке. Все это привело к широкому применению карболита в промышленности. Экспериментальный этап. На основе собранной информации с помощью руководителя нашего проекта, учителя истории Бредюк Татьяны Васильевны, мы подготовили для 5а класса сценарий музейного занятия «Сказки из чернильницы», в котором использовали готовую презентацию «История чернильницы» для рассказа о предках нашей «непроливайки». Мы показали написанные пером и чернилами документы из экспозиции нашего школьного музея «Боевой путь Восьмой Воздушной Армии»: книжку налета часов летчика Орлова Николая, письмо с фронта Морковина Н.Н. дочери Наде от 7 мая 1945 года Пятиклассники получили задание написать сказки-крошки по готовому зачину на карточках. Вместе с нашими подшефными мы разработали правила работы с пером и чернилами. Не набирайте много чернил на кончик пера. Излишки нужно стряхнуть обратно в чернильницу. Не давите сильно пером при письме. Это портит перо и рвет бумагу. Очистите перо перед тем, как окунать в чернила. Это позволит избежать чернильных пятен и возможных повреждений вашей ручки. Ребятам очень понравилось писать перьевыми ручками-вставочками. Вместо чернильниц нам пришлось использовать стаканчики – непроливайки для красок. Перьевые ручки-вставочки из пластмассы со стальными перьями нам удалось найти в книжном магазине. Творческий этап включал в себя задания и для 5-го и для 9-го класса. Вот какую сказку - крошку написала ученица 5а класса Калашникова Саша. Кто главный? Жили-были в одном пенале ручки и карандаши. И заспорили они, кто из них самый главный. «Я самая главная! Мной пишут во всех тетрадках, и ластиком меня не сотрешь!» - закричала ручка. «Нет, я самый главный! Мной все рисуют и пишут», - возразил карандаш. Так они спорили до самого вечера. Но тут в пенале появилась линейка. И она сказала: «Зачем вам спорить? Ведь вы оба главные! Тобой, карандаш, рисуют и пишут. И тобой, ручка, тоже пишут и рисуют. Так зачем спорить?» - поинтересовалась линейка. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|