Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственный (муниципальный) долг, методы управления




Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации (субъекта РФ) перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Долговые обязательства Российской Федерации (субъекта РФ) могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации (субъекта РФ), как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации (субъекта РФ);

договоров и соглашений о получении Российской Федерацией (субъекта РФ) бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении Российской Федерацией (субъекта РФ) государственных гарантий;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации (субъекта РФ) могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации (субъекта РФ) погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров;

займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.

Высшим органом управления государственным кредитом в Российской Федерации является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финан­сирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.

В соответствии с Конституционным законом «О правитель­стве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг ус­танавливается Правительством РФ.

Для оптимизации управления государственным долгом в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Правительство РФ разрабатывает программы внешних и внутренних заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. В процессе управления государственным долгом Министерством финансов РФ, Банком России и Федеральным казначейством РФ решаются следующие задачи:

а) минимизации стоимости долга для заемщика;

б) недопустимость переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкими колебаниями их курса;

в) эффективного использовании мобилизованных средств и контроля их эффективного использования;

г) обеспечения своевременного возврата кредитов и др.

В системе действий по управлению государственным кредитом важ­нейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевремен­ность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и пога­шение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правитель­ством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента пo обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата ус­луг других агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основ­ной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значи­тельного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят:

1. Рефинансирование - это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

2. Конверсия - традиционно это изменение доходности займов.

3. Консолидация - изменение срока действия уже вылущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

4. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокраща­ет расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, может быть проведена и вне ее.

В ряде случаев правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах рас­четы по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облига­ций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте. Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отно­шении внутренних займов.

5. О тсрочки погашения обяза­тельств - эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция, не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

6. Аннулированием государственного (муниципального) долга - полный отказ государства или органов местного самоуправления от обязательств по выпущенным займам.

7. Продажа внешнего долга.

8. Списание долга по решению органов государственно власти и представительных органов местного самоуправления, Парижского клуба кредиторов.

Основная задача управления государственным долгом России - изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся обстоя­тельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов, схема которых состоит в ликвида­ции части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансо­вые активы и т.п.

33. Страхование как институт финансовой системы: функции,

Формы, виды

В соответствии с законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физический и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет страховых денежных фондов, формируемых из уплаченных страховых взносов (страховых премий).

Как экономическая категория, страхование представляет систему экономических отношений, включающих совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещении ущерба при различных непредвидимых явлениях, а также на оказании помощи гражданам при поступлении определения событий в их жизни.

Страхование – это способ возмещение убытков, которое потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими страхователями.

Материальным воплощением экономической категории страховой защиты служит страховой фонд. Исторически первой организационной формой страховой защиты был натуральный страховой фонд. Новое качество страховой фонд получил в связи с выделением из товарного обращения специфического товара денег.

Появление денег освободило страховой фонд от массы технических неудобств, связанных с натурально-вещественным его содержанием, открыло перед ним новые возможности.

Прежде всего, благодаря денежной форме, в которой стал создаваться страховой фонд, его ресурсы могли быть быстро превращены в любую потребительскую стоимость, необходимость для возмещения возможного ущерба.

Страхование комплексный правовой институт и как институт финансовой системы связано с формированием и использованием денежных страховых фондов.

Общественная практика выработала ряд организационных форм страхового фонда. Применительно к условиям функционирования экономики в России можно выделить следующие формы:

1. Централизованный страховой (резервный) фонд образуется за счет общегосударственных финансовых ресурсов. Ресурсы централизованного страхового фонда привлекались, например, для ликвидации последствий аварии на Чернобыльский АЭС, землетрясения в Армении и др.

2. Фонд самострахования – как правило, децентрализованный, организационно обособленный фонд самострахования, который позволяет преодолеть временные затруднения в процессе производства, а также страховать экономические риски (резерв по сомнительным долгам идр.).

При переходе к рыночной экономике значительно расширяются границы самострахования. Этот фонд создается госпредприятиями, фирмами, акционерными обществами для обеспечения их деятельности при неблагоприятно складывающейся экономической конъюнктуре. Он создается на случай задержки заказчиками причитающихся платежей за поставленную продукцию, недостатка оборотных средств. Фонд самострахования позволяет обеспечить себе устойчивое развитие, возможность работать без финансовых и производственных срывов.

3. Страховой фонд страховщика создается за счет большого круга его участников – предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан.

Участники этого фонда выступают в качестве страхователей. Формирование фонда происходит только в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы каждым участником (страхователем) уплачиваются обособленно.

В современных условиях страховой фонд страховщика имеет только денежную форму. Расходование средств фонда производится на конкретные цели – на возмещение ущерба и выплату страховых сумм.

Страхование, как экономическая категория, имеет свои функции:

1)перераспределительная функция обеспечивает формирование специализированного страхового фонда денежных средств;

2)рисковая функция позволяет возместить ущерба при осуществлении коммерческой и иной рисковой деятельности;

3)превентивная функция – связана с затратами средств страхового фонда на проведение предупредительных мероприятий в целях минимизации ущерба.

Субъектами отношений страхования выступают:

Страховщик – государственные и негосударственные юридические лица, имеющие соответствующую лицензию заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации.

Страховщики, согласно закону «Об организации страховой деятельности в РФ», не имеют права одновременно со страховыми операциями вести производственную, банковскую или торгово-посредническую деятельность.

Страховые организации могут объединяться в общества взаимного страхования, создавать ассоциации, союзы, страховые пулы и т.д. Страховщики могут осуществлять свою деятельность через страховых агентов или брокеров.

Страховые агенты - физические или юридические лица, которым страховая организация поручила вести страховые операции от своего имени. Страховые агенты нередко просто сводят потенциальных клиентов со страховой организацией.

Страховые брокеры - это юридические или физические лица, зарегистрированные как предприниматели, ведущие посредническую страховую деятельность от своего имени, но по поручению другой организации (страховщика) или по поручению тех сторон, которые хотят застраховаться. Чаще всего брокеры от имени клиентов ведут дела со страховыми организациями.

Страхователь – юридическое или дееспособное физическое лицо, заключившее страховой договор и уплачивающее страховые взносы и имеющее законное право получить денежную сумму в возмещение ущерба от стихийных бедствий, от несчастных случаев и в других законных страховых случаях. В практике международного страхования страхователя называют - полисодержатель.

Застрахованное лицо - физическое лицо, здоровье и трудоспособность которого являются объектом страховой защиты. Например, родители, как страхователи могут застраховать детей, предприниматели - своих работников. В ряде случаев страхователь страхует себя самого, то есть является и застрахованным лицом.

Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на формы и сферы деятельности, отрасли, подотрасли, виды, звенья которых располагаются так, что каждое последующее звено является частью предыдущего.

По форме страхование подразделяется на:

обязательное – страхование, осуществляемое в силу закона;

добровольное – возникает на основание договора имущественного или личного страхования.

Наиболее часто в реальной практике страхования применяются следующие виды страхования:

1. По организационному принципу выделяется три вида страхования:

· внутреннее (ограниченное);

· внешнее;

· смешанное.

2. В зависимости от объекта принято выделять пять отраслей страхования:

· личное (страхование жизни, здоровья и трудоспособности);

· имущественное;

· страхование ответственности;

· страхование экономических рисков;

· социальное страхование (пенсий, пособий и льгот).

Внутри каждой отрасли выделяют подотрасли.

Правовые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются именно по видам страхования. В практике страховой работы вид страхования проявляется в полном объеме при выплатах страхового возмещения или страховых сумм, поскольку именно выплата страховых сумм наиболее точно соответствует видам страхования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных