Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гипотеза отвлечения внимания




Как мы уже отмечали, отвлечение от различных стрессов, а не сама физическая нагрузка обусловливает улучшение самочувствия после выполнения физической нагрузки. Эту гипотезу подтверждает эксперимент, который провели Барке и Морган (Bahrke, Morgan, 1978). В этом эксперименте испытуемых произвольно разделили натри группы: испытуемые первой группы выполняли физические нагрузки, испытуемые второй группы занимались медитацией, а испытуемые третьей группы использовали метод отвлечения. Продолжительность занятий в каждой группе составляла 20 мин. Испытуемые первой группы выполняли бег на тредбане, испытуемые второй группы занимались релаксацией, а испытуемые третьей группы отдыхали в удобных креслах в звукоизолированной комнате. Оказалось, что физические нагрузки с интенсивностью 70 %, медитация и спокойный отдых в равной степени обеспечивали снижение уровня тревожности сразу же после завершения занятий.
Согласно гипотезе отвлечения внимания, физическая нагрузка является своеобразным «тайм-аутом» в стрессовых явлениях повседневной жизни. Физическая нагрузка не обеспечивает более существенного снижения уровня тревожности по сравнению с контрольными условиями, хотя обусловленное ею снижение длится дольше
В другом эксперименте у испытуемых, которые занимались бегом, проводили занятие в классе или потребляли пищу, отмечали существенное снижение уровня тревожности сразу же после завершения соответствующих действий (Wilson, Berger, Bird, 1981).
Таким образом, физическая нагрузка обеспечивает снижение уровня тревожности за счет своеобразного «тайм-аута» в стрессовом воздействии. Вместе с тем, как уже отмечалось, продолжительность сниженного уровня тревожности бывает большей после физической нагрузки, чем после обычного отдыхаю.


Гипотеза эндорфинов

Гипотеза эндорфинов представляет собой наиболее популярное физиологически обоснованное объяснение положительного влияния физических нагрузок. Отметим, что эту гипотезу подтверждают результаты не всех исследований, однако она представляется весьма уместной. Как вы, возможно, знаете, в головном мозгу, гипофизе и других тканях производятся различные эндорфины, которые могут снижать болевые ощущения и вызывать чувство эйфории. В стандартном эксперименте настроение и уровни эндорфинов определяют до и после физической нагрузки. Повышение настроения после физической нагрузки, сопровождающееся увеличением уровней содержания эндорфинов, подтверждает правильность данной гипотезы. Вместе с тем необходимо проведение более тщательных исследований, чтобы можно было с уверенностью сказать, что это действительно так.
Вполне возможно, что повышение настроения после физической нагрузки может быть обусловлено сочетанием психологических и физиологических механизмов.
Согласно гипотезе эндорфинов, физическая нагрузка способствует выделению эндорфинов, которые могут вызвать чувство эйфории
Привыкание к физическим нагрузкам В.Черпински, обладатель двух золотых медалей из Германии, описывает отношение к бегу, которое присуще многим бегунам.
Интенсивную вовлеченность в занятия спортом, в частности бегом, характеризуют различными понятиями, такими как принуждение (Abell, 1975), зависимость (Sachs, Pargman, 1984), одержимость (Waters, 1981) и привыкание (Glasser, 1976).
Спортивные психологи чаще всего используют понятие «привыкание».


Что такое привыкание к физическим нагрузкам

Привыкание к физической нагрузке представляет собой психологическую и/или физиологическую зависимость от регулярного режима физических нагрузок, характеризующуюся появлением соответствующих симптомов через 24—36 час отсутствия нагрузки (Sachs, 1981). Это определение включает как психологические, так и физиологические факторы.
Симптомы, связанные с прекращением занятий, включают тревожность, раздражительность, сокращения мышц, нервозность. Однако эти симптомы возникают только в том случае, когда человек не может заниматься из-за травмы, служебных или семейных обязанностей).


Положительное привыкание к физическим нагрузкам
Понятие положительного привыкания к физическим нагрузкам, в частности к бегу, предложил Уильям Глассер (William Glasser, 1976) в своей книге «Положительное привыкание» (Positive Addiction). По мнению автора, положительное привыкание, например, бег или медитация, обеспечивает психическую силу и повышает удовлетворение от жизни, в отличие от отрицательных привыканий, например, к потреблению героина или кокаина, которые неизбежно разрушают психическое и физиологическое функционирование организма. Глассер также отмечает возможность использования положительного привыкания для увеличения уровня физического развития. Он рассматривает физическую нагрузку как положительное привыкание, способствующее повышению психической и физической силы и, следовательно, — самочувствия. Следует отметить, что работа Глассера содержит результаты клинических и психиатрических анализов и оценок. Идею положительного привыкания Глассера подтверждает наблюдаемое у бегунов чувство эйфории.
Положительное привыкание к физическим нагрузкам означает положительное воздействие на человека (как с психологической, так и с физиологической точек зрения) регулярных физических занятий
Физическая нагрузка как положительное привыкание означает положительное воздействие на человека регулярных физических занятий. Положительное привыкание к физическим нагрузкам означает, что занимающиеся рассматривают свои регулярные физические занятия как неотъемлемую часть своей жизни, которая не оказывает отрицательного воздействия на его работу, семью и т.д.


Отрицательное привыкание к физическим нагрузкам
Для большинства людей, регулярно занимающихся физической культурой, физические нагрузки входят в привычку, которую рассматривают как «здоровую». Это означает, что физическая активность дополняет другие аспекты жизни и является эффективным средством против депрессии и состояния тревоги.
Вместе с тем у некоторых людей физические нагрузки превращаются в отрицательное привыкание, устраняющее все другие аспекты (Morgan, 1979). Вся жизнь строится вокруг физической активности в такой степени, что это отрицательно влияет на домашние и производственные обязанности.

 

Симптомы отрицательного привыкания к физическим нагрузкам
В ряде исследований с участием бегунов с отрицательным привыканием к физическим нагрузкам отмечали абсолютную поглощенность потребностью бегать, которая была движущей силой их жизни. Испытуемые, которых вынуждали на время прекратить занятия бегом, очень часто впадали в депрессию, испытывали повышенное чувство тревоги и были чрезмерно раздражительными. Межличностные взаимоотношения практически отсутствовали, отмечалась бессонница и общее утомление.
Часто наблюдаются мышечное напряжение, болезненные ощущения в области мышц, отсутствие аппетита, запоры.
Диагностические критерии зависимости от физических нагрузок:
стереотипная структура физической нагрузки; регулярное выполнение — один или несколько раз в день;
приоритет перед другими видами деятельности;
повышенная толерантность к объему выполняемых нагрузок;
соответствующие симптомы нарушения настроения после прекращения физических нагрузок;
исчезновение симптомов при возобновлении физической активности;
субъективное осознание «принуждения» выполнять физическую нагрузку.
быстрое восстановление предыдущей структуры физических нагрузок после периода отсутствия нагрузок.

Многие зависимые от физической нагрузки люди сами осознают наличие симптомов отрицательного привыкания. Результатом интенсивных физических тренировок является снижение способности концентрировать внимание, утомление, апатия, нарушение производительности и т.д. Поскольку большинство занимающихся являются образованными людьми, они могут сами распознать симптомы привыкания и их отрицательное влияние на жизнь (Sachs, Pargman, 1984). Вместе с тем многие из них осознают, что хотя физические нагрузки «управляют» их жизнью, они также повышают и ее качество. Бегун и врач Джордж Шихен написал по этому поводу:

«Мир подождет. Работа, семья, друзья подождут; они должны подождать исхода... Могу ли я отдать чему-либо больший приоритет, чем бегу? Бег «определяет» меня, составляет меня всего. У меня есть работа и семья, и друзья, которые могут это засвидетельствовать» (1979, с. 49).
Когда привыкший (отрицательно) занимающийся не может заниматься
Что происходит с человеком, привыкшим (отрицательно) к физическим нагрузкам в случае травмы? У такого человека, скорее всего, возникнут соответствующие симптомы воздержания, такие как напряжение, беспокойство, раздражительность, депрессия и чувство вины. В этой ситуации можно использовать другие виды физической активности. Например, занимавшийся бегом человек, получивший травму нижней части ноги, может заняться плаванием и, возможно, ездой на велосипеде. Подобная «замена» скорее всего «не удовлетворит» человека с высокой степенью привыкания. Одна бегунья, повредившая ахиллово сухожилие и вынужденная заменить бег ездой на велосипеде, заметила: «Это все равно, что заменить героин метадоном». В подобных случаях можно использовать другие виды психологической терапии.
Отрицательное привыкание к физическим нагрузкам характеризуется зависимостью от физической нагрузки. Привыкание может привести к ряду проблем на работе, дома, в общении с другими людьми. Невозможность выполнять физические нагрузки может вызвать значительную депрессию


ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ И ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, А ТАКЖЕ КОГНИТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Помимо изучения взаимосвязи между физическими нагрузками, состоянием тревожности, депрессией и настроением, интерес представляет также вопрос, приводят ли физические нагрузки к изменению личности и когнитивного (психического) функционирования.


Личность
В исследовании, цель которого состояла в том, чтобы определить влияние программы физических тренировок на мужчин среднего возраста, была получена некоторая информация о том, как физические нагрузки могут изменять личность (Ismail, Young, 1973). В результате программы занятий испытуемые повысили уровень своей физической подготовленности, а также отметили значительные психологические изменения. У них повысились уровень уверенности в себе, самоконтроль, улучшилось воображение. Последующие исследования в этой области подтвердили полученные результаты. Однако выводы делать пока еще рано.

Физические нагрузки и самовосприятие. Общепризнано, что в результате физических тренировок может измениться восприятие собственного тела и повыситься уровень самовосприятия. В ряде исследований наблюдали положительную взаимосвязь между изменением уровня подготовленности и повышением уровня самооценки (Sonstroem, Morgan, 1989). Повышение уровня самооценки после программ физических занятий наблюдали у различных групп населения: у женщин, студентов, подростков с избыточной массой тела, учащихся 7-го класса, учащихся начальной школы и т.д.
Отмечено преимущество программ занятий, направленных на повышение уровня физической подготовленности, над школьными программами физического воспитания с точки зрения повышения уровня самооценки.
Следует обратить внимание специалистов в области физического воспитания на взаимосвязь между уровнем физической подготовленности и уровнем самооценки. Значительный уровень самооценки необходим для нормального психического развития и адаптации детей, а физические нагрузки являются важным ингредиентом, помогающим детям и взрослым лучше себя оценивать. Физические нагрузки могут влиять на уровень самооценки посредством следующих факторов:
увеличение уровня физической подготовленности;
достижение цели;
ощущение соматического благополучия;
чувство компетентности, мастерства или контроля;
усвоение здоровых привычек;
социальный опыт;
внимание, обусловленное экспериментом;
подкрепление со стороны других людей, авторитетных для данного человека (Sonstroem, 1984).

Физические нагрузки могут быть средством профилактики заболеваний, обусловленных стрессовыми ситуациями,
особенно у людей с высокой психологической выносливостью
Физические нагрузки и психологическая выносливость. Психологическая выносливость представляет собой свойство личности, позволяющее человеку противостоять стрессовым ситуациям или справляться с ними. Стресс оказывает незначительные воздействия наличность с высокой психологической выносливостью. Если у вас высокая психологическая выносливость, вам присущи:
чувство личного контроля внешних явлений;
чувство вовлечения, ответственности и цели в повседневной жизни;
способность адаптироваться к неожиданным изменениям, воспринимая их как вызов или возможность дальнейшего роста (Gentry, Kosaba, 1979).
Исследователи пытались выяснить, как физические нагрузки в сочетании с психологической выносливостью могут снизить некоторые отрицательные воздействия стресса. Результаты одного из исследований позволили сделать вывод, что служащие с высокими показателями психологической выносливости и физической активности были физически более здоровыми, чем те, кто имел высокий показатель лишь по одному аспекту. Иными словами, сочетание высокой психологической выносливости и физических нагрузок является более эффективным средством сохранения хорошего состояния здоровья, чем наличие высокого показателя лишь по одному аспекту.


Когнитивное функционирование
Долгое время считали, что развитие двигательных способностей имеет большое значение для развития умственных способностей детей (Piaget, 1936). Предполагалось также, что потенциальные возможности обучения колеблятся в зависимости от уровня физической подготовленности. С начала 70-х годов ученые стали искать доказательства этим двум предположениям. В результате многочисленных исследований были получены противоречивые результаты (Tomporowski, Ellis, 1986). В частности, одни ученые отмечают, что физические нагрузки повышают когнитивные возможности во время и после физических нагрузок, по мнению других ученых, они либо влияют отрицательно, либо вообще не влияют на умственные способности.
У испытуемых, выполняющих кратковременную, но интенсивную физическую нагрузку (например, поднятие тяжести), отмечается повышение умственных процессов. Это говорит о том, что физическая нагрузка может вначале способствовать осуществлению процессов внимания, непосредственно воздействуя на центральную нервную систему.
Вместе с тем при увеличении продолжительности нагрузки вследствие мышечного утомления положительное влияние может прекращаться. Таким образом, уровень физической подготовленности предопределяет положительный или отрицательный характер воздействия физических нагрузок на умственную деятельность.
Высокоинтенсивные физические нагрузки небольшой продолжительности повышают умственную деятельность, в отличие от нагрузок большой продолжительности, которые оказывают отрицательное воздействие, если только спортсмен не отличается очень высоким уровнем физической подготовленности
Это очень важный момент. Спортсменам приходится принимать критические решения в течение ограниченного отрезка времени, анализируя при этом очень большой объем информации. Более физически подготовленный спортсмен может лучше реагировать на различные ситуации по мере накопления утомления.
Представьте себе игрока в американский футбол в конце матча. Его команда проигрывает два очка, но имеет шанс закончить матч победой. Игрок, уставший в изнурительном поединке, который проходил в жаркую погоду, двигается назад, чтобы отдать пас. Он видит, что все игроки закрыты, а на него двигается соперник. Вместо того чтобы отойти и найти открытого партнера, он решает бросить мяч в «толпу» игроков. В результате мяч оказывается у соперников и надежды на успех развеиваются. Неверное решение частично может быть обусловлено утомлением, которое «затуманило» мышление игрока.


ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ КАК ДОПОЛНЕНИЕ К ЛЕЧЕБНЫМ ПРОЦЕДУРАМ
Психика в значительной степени влияет на тело. Это подтверждает широкое распространение таких психосоматических расстройств, как головная боль при мигрени, гипертензия, импотенция. Ученые установили, что при адекватном «использовании» тела оно может оказать положительное влияние на психику (Folkins, Sime, 1981).
Миллионы американцев страдают от различных видов депрессии, состояния тревоги; физические нагрузки, как показывают результаты исследований, могут снижать степень этих расстройств. Результаты исследований, кроме того, свидетельствуют, что нагрузки аэробной направленности взаимосвязаны и с другими положительными изменениями, включая повышенную самооценку, настроение и более высокие уровни производительности. Не удивительно, что с конца 70-х годов физические нагруз ки стали использовать в качестве дополнения к лечебным процедурам (Griest, Klein, Eischens, Paris, 1978).


Бег как дополнение к лечению
Из всех видов физических нагрузок аэробной направленности, которые повышают психическое здоровье, бег является наиболее популярным. Бег — естественное, практическое, не требующее больших затрат дополнение к традиционным методам психотерапии. В одном из исследований было установлено, что использование бега для лечения депрессии оказалось в 4 раза дешевле, чем применение традиционных вербальных методов психотерапии (Griest et al., 1978). Бег также повышает выносливость сердечно-сосудистой системы, деятельность системы дыхания, мышечный тонус и объем циркулирующей крови.
Кроме того, использование бега в качестве средства лечения способствует выработке более положительного подхода к проблемам сохранения здоровья.
Бег может быть эффективным дополнением к традиционным методам психотерапии, обеспечивающим повышение функции сердечнососудистой системы и контроль за массой тела
Предлагаем вашему вниманию некоторые важные аспекты, касающиеся использования физических нагрузок в качестве дополнения к различным терапевтическим методам:
Для повышения психического здоровья очень важно поставить точный диагноз существующей психической проблемы и разработать индивидуальную программу физических занятий.
Физические нагрузки должны быть дополнением к другим терапевтическим методам. Наиболее эффективным является многосторонний терапевтический подход (Lasarus, 1976).
Выполнение физических нагрузок аэробной направленности в течение определенного периода времени обеспечивает наиболее положительные воздействия. Следует отдавать предпочтение разнообразным физическим нагрузкам аэробной направленности, а не какой-то одной.
Физическую терапию могут осуществлять лишь квалифицированные специалисты, имеющие опыт в области как психологии, так и спорта (Buffbne, 1984).
Хотя физические нагрузки обеспечивают благоприятное психологическое воздействие, их, тем не менее, нельзя использовать во всех случаях депрессии, стресса и других эмоциональных расстройств. Так, по мнению Буффон (Buffbne, 1984), физические нагрузки аэробной направленности не следует назначать в качестве терапевтического средства людям с избыточной массой тела, страдающим серьезными болезнями сердца, и людям с высоким артериальным давлением. Такие нагрузки также противопоказаны людям, страдающим сильной депрессией, а также склонным к самоубийству (Kostrubala, 1976).


РЕЗЮМЕ
Все больше возрастает роль физических нагрузок в повышении психического здоровья, поскольку значительное количество людей сталкиваются с такими проблемами, как депрессия и состояние тревоги. Физические нагрузки аэробной направленности взаимосвязаны со снижением уровня тревожности и депрессии. Их связь с психическим здоровьем носит скорее корреляционный, чем казуальный характер. Самочувствие людей улучшается, как правило, сразу же после физической нагрузки и остается повышенным в течение нескольких часов. Бегуны испытывают так называемое чувство эйфории. Это чувство возникает после пробегания достаточно большой дистанции (как правило, не менее 5 миль) в удобном темпе.
У некоторых бегунов и занимающихся может развиваться чувство привыкания к физическим нагрузкам. Положительное привыкание оказывает положительное психологическое и физиологическое воздействие на человека. В то же время отрицательное привыкание к физическим нагрузкам отрицательно сказывается на взаимоотношениях с членами семьи, друзьями, а также отрицательно влияет на процесс трудовой деятельности.
Физические нагрузки положительно влияют на ряд факторов, в частности, они способствуют повышению самооценки, уверенности в себе, а также улучшают мыслительные процессы. Для объяснения положительного воздействия физических нагрузок на психическое здоровье используют чаще всего две гипотезы: гипотезу отвлечения внимания и гипотезу эндорфинов.
Поскольку физические нагрузки взаимосвязаны с положительными психическими изменениями, их широко используют в качестве дополнения к традиционным методам терапевтического воздействия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных