Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и виды особых режимов налогообложения.




 

Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью Налогового кодекса или Президентом Республики Беларусь.

В теории налогового права наряду с термином «особые режимы налогообложения» используется понятие «специальные налоговые режимы».

Необходимость данного института в налоговом праве обусловлена потребностью применения системы специальных мер налогово-правового регулирования для определенных категорий плательщиков посредством создания наиболее благоприятных условий хозяйствования.

 

Особые режимы налогообложения предусматривают особенности исчисления и уплаты налогов, особенности ведения бухгалтерского учета, льготы для плательщиков.

Раскрыть сущность особых режимов налогообложения позволяют принципы, которые лежат в основе их формирования. Организационные принципы формирования особых режимов налогообложения:

1) принцип замещения единым налогом в совокупности других общережимных платежей;

2) принцип сосуществования единого и части других общегосударственных налогов и сборов;

3) принцип максимально возможного учета особенностей условий хозяйствования плательщиков единого налога путем использования различного рода корректирующих коэффициентов и установления конкретного перечня других налогов;

4) принцип упрощения системы налогообложения (сокращение общего количества налогов и упрощение механизма исчисления и уплаты единого налога);

5) принцип упрощения учета и налоговой отчетности;

6) принцип налогового благоприятствования, т.е. особый режим налогообложения должен быть для плательщиков более мягким, по сравнению с общим режимом;

7) принцип приоритетности и избирательности (круг субъектов, которые переводятся на особый режим, ограничен определенными видами деятельности, отраслями и категориями плательщиков).

 

Виды особых режимов налогообложения установлены в ст.10 Налогового кодекса Республики Беларусь. Особый режим налогообложения применяется для плательщиков:

· налога при упрощенной системе налогообложения;

· единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

· единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

· налога на игорный бизнес;

· налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

· налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

· сбора за осуществление ремесленной деятельности;

· сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

 

В Особенной части НК закреплена юридическая конструкция для каждого вида особого режима налогообложения.

 

Упрощенная система налогообложения – особый режим, который заключается в переходе, при соблюдении определенных критериев (средняя численность работников, валовая выручка), на добровольной основе от общего порядка налогообложения к уплате единого налога. При этом сохраняется действующая система уплаты отдельных налогов и сборов.

Впервые в РБ данная система появилась в 1998 году. Первоначально планировалось применять ее в качестве эксперимента в течение одного года. Однако в январе 1999 года законодательством было предусмотрено ее применение на неопределенный срок.

 

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – особый режим налогообложения для определенной категории плательщиков по определенным видам деятельности. Индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог при осуществлении видов деятельности, которыми являются, в частности, розничная торговля товарами; общественное питание через торговые объекты, относящиеся к мелкорозничной торговой сети общественного питания; техническое обслуживание и ремонт автомобилей и др.

 

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции – особый режим налогообложения, применяемый в отношении определенной категории налогоплательщиков – производителей С/Х продукции, ‑ при котором определенная часть уплачиваемых ими налогов заменяется одним обязательным платежом, исчисляемым и уплачиваемым в особом порядке. Основной критерий для применения данного режима - выручка от реализации произведенной сельскохозяйственнойпродукции должна составлять не менее 50 процентов выручки, исчисленной от всей деятельности.

 

Налог на игорный бизнес – особый режим налогообложения, применяемый в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся специфическим видом деятельности на территории Республики Беларусь – игорным бизнесом. При данном режиме определенная часть налогов заменяется единым обязательным платежом, исчисляемым и уплачиваемым в особом порядке. Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес признаются: игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор.

 

Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности – особый режим налогообложения доходов от специфического вида деятельности - лотерейной - деятельности по учреждению, организации и проведению лотерей. Плательщиками признаются организации, являющиеся организаторами лотерей. Доходы от осуществления лотерейной деятельности облагаются по льготной ставке 8%.

 

Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр -особый режим налогообложения доходов от специфического вида деятельности. Плательщиками являющиеся организаторами электронных интерактивных игр. Доходы от проведения электронных интерактивныхигр облагаются по льготной ставке 8%.

 

Сбор за осуществление ремесленной деятельности – особый режим налогообложения, применяемый в отношении физических лиц, осуществляющих особый вид деятельности – ремесленную деятельность. К ремесленной деятельности для целей данного режима относится не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан (например, изготовление и ремонт сельскохозяйственного, садово-огородного инструмента и его частей; кузнечное дело; изготовление изделий ручного вязания спицами, крючком и др.). Ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности (вне зависимости от количества осуществляемых видов этой деятельности) устанавливается в размере одной базовой величины в календарный год, определяемой на момент его уплаты.

 

Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма -особый режим налогообложения, применяемый в отношении особого вида деятельности – по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. К деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма относится не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств по:

· предоставлению жилых комнат для размещения агроэкотуристов, причем число таких комнат не должно превышать пяти. При оказании услуг в сфере агроэкотуризма с использованием более пяти комнат эта деятельность признается предпринимательской, должна осуществляться с учетом требований законодательства и с уплатой налогов, сборов (пошлин) в порядке, установленном настоящим Кодексом;

· обеспечению агроэкотуристов питанием (преимущественно с использованием продукции собственного производства);

· организации познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ;

· предоставлению иных услуг, связанных с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием агроэкотуристов.

 

Установление, введение, изменение и прекращение действия особых режимов налогообложения осуществляются в порядке, предусмотренном для установления, введения, изменения и прекращения действия республиканских налогов, сборов (пошлин).


 

21. Налоговое обязательство: понятие и правовые основы его исполнения.

 

Налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных законодательством, уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

 

Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины).

Прекращается налоговое обязательство его исполнением плательщиком (иным обязанным лицом) либо с возникновением обстоятельств, с которыми акты законодательства связывают прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору (пошлине).

 

Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

 

Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательными актами либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо либо иному лицу предоставляется право уплатить налоги, сборы (пошлины) за плательщика.

Так, к примеру, налоговые агенты (юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, доверительный управляющий, которые являются источником выплаты доходов плательщику) несут обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).

 

Исполнение налогового обязательства, по общему правилу, осуществляется плательщиками (иными обязанными лицами) независимо от привлечения их к ответственности за нарушение законодательства, за исключением плательщиков – физических лиц, привлеченных к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Налог, сбор (пошлина) не признаются уплаченными в случае

· отзыва плательщиком или возврата банком плательщику платежного поручения на перечисление суммы налога, сбора (пошлины) в бюджет,

· а также если на момент предъявления плательщиком в банк платежного поручения на уплату налога, сбора (пошлины) этот плательщик имеет иные предъявленные и неисполненные денежные требования, которые в соответствии с законодательством исполняются во внеочередном либо в первоочередном порядке,

· и (или) плательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех денежных требований.

 

Налоговое обязательство считается исполненным после вынесения налоговым либо таможенным органом в установленном порядке решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин).

 

Уплата налогов, сборов (пошлин) производится, по общему правилу, разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины) текущими платежами.

Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами.

Днем уплаты налога, сбора (пошлины) признаются:

· день выдачи плательщиком (иным обязанным лицом) банку платежных инструкций на перечисление причитающихся сумм налога, сбора (пошлины) посредством представления в банк платежного поручения на бумажном носителе, направления платежных инструкций в банк в электронном виде посредством систем дистанционного банковского обслуживания (Клиент-банк, Интернет-банк, Телефон-банк и др.) либо систем расчетов с использованием электронных денег при условии наличия на счете (в электронном кошельке) плательщика (иного обязанного лица) средств, достаточных для исполнения банком платежных инструкций плательщика (иного обязанного лица) в полном объеме;

· день исполнения банком платежных инструкций плательщика (иного обязанного лица) на перечисление причитающихся сумм налога, сбора (пошлины), ранее не исполненных по причине отсутствия на счете плательщика (иного обязанного лица) средств, достаточных для исполнения платежных инструкций плательщика (иного обязанного лица) в полном объеме;

· день внесения плательщиком (иным обязанным лицом) для перечисления причитающихся сумм налога, сбора (пошлины) наличных денежных средств в банк, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган, налоговый орган или организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь либо в случаях, установленных налоговым или таможенным законодательством, в иную уполномоченную организацию;

· день подачи в таможню письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) об обращении сумм обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенных на единый счет таможни (далее – суммы обеспечения), в таможенные платежи (при условии, что суммы обеспечения поступили на единый счет таможни) либо день принятия таможней решения об обращении сумм обеспечения в таможенные платежи, если плательщик (иное обязанное лицо) нарушил установленные ограничения, требования или условия, исполнение которых было обеспечено внесением сумм обеспечения;

· день осуществления плательщиком (иным обязанным лицом) платежа с использованием банковской пластиковой карточки либо ее реквизитов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в счет уплаты причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

 

Уплата налога, сбора (пошлины) представителем плательщика от имени представляемого им плательщика, если иное не установлено налоговым или таможенным законодательством, производится только за счет средств этого плательщика.

Порядок исполнения налогового обязательства по конкретным налогам устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Допускается в установленном порядке, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь, зачитывать излишне уплаченные или взысканные суммы налогов, сборов (пошлин), пеней и направлять их в счет погашения задолженности и (или) исполнения предстоящего налогового обязательства.

 

Банки и иные уполномоченные организации обязаны в очередности, установленной законодательством, исполнять платежное поручение плательщика (иного обязанного лица) на перечисление налогов, сборов (пошлин), пеней, а также решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика (иного обязанного лица), дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации.

 

Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, исполнение налогового обязательства может обеспечиваться следующими способами:

· залогом имущества;

· поручительством;

· пенями;

· приостановлением операций по счетам в банке;

· арестом имущества.

 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства (взыскание) и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных