Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8




Лабораторная работа: "Химическая кинетика.

Химическое равновесие".

Цель занятия: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химических реакций и на смещение химического равновесия. Изучить обратимые и необратимые химические процессы. Химическое равновесие.

 

План занятия

I. Обратимые и необратимые химические процессы. Химическое равновесие.

II. Лабораторная работа: "Химическая кинетика. Химическое равновесие".

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

I. Химическое равновесие.

1. Обратимые и необратимые химические процессы. Реакции прямые и обратные.

2. Состояние химического равновесия. Константа равновесия. Математическое выражение и физический смысл этой величины.

3. Факторы, влияющие на положение химического равновесия:

а) концентрация реагирующих веществ;

б) температура;

в) давление.

4. Принцип Ле-Шателье.

II. Лабораторная работа: "Химическая кинетика. Химическое равновесие".

Цель лабораторной работы: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химических реакций и на положение химического равновесия.

Оборудование и реактивы: стаканы, секундомер, пробирки, мерный цилиндр, реактивы: КIO3, Н2О, Na2SO3, H2SO4, крахмал, Н2О2, MnO2, Fe2O3, SiO2, FeCl3, KCNS.

Ход работы

Опыт I. "Химические часы".

Раствор «1»: Раствор «2»:
KIO3 3,9 г; Na2SO3- 1 г;
Н2О- 1 л; Н2О- 1 л;
  H2SO4(конц) – 0,94 мл.

Растворы готовит лаборант.

 

Измерение 1.

Влейте 50 мл раствора «2» в стакан, добавьте 2 мл крахмального клейстера. Полученный раствор быстро прилейте к 50 мл раствора «1», находящегося в другом стакане. Одновременно с этим включите секундомер. При посинении жидкости секундомер остановите. Запишите время.

Измерение 2.

Отмерьте в стакан 25 мл раствора «1» и долейте туда же 25 мл воды (т.е. разбавьте раствор «1» в 2 раза). Объем раствора «2» как в первом эксперименте. Проделайте опыт, аналогичный предыдущему.

Измерение 3.

Отмерьте в стакан 12,5 мл раствора «1», долейте туда же 37,5 мл воды (т.е. разбавьте раствор в 4 раза). Проделайте измерения, аналогичные двум предыдущим.

Опыт 2."Влияние катализатора на скорость реакции".

В 3 пробирки налейте по 1 мл раствора пероксида водорода и прибавьте одновременно в одну крупинку оксида марганца (IV), в другую - такое же количество оксида железа (III), в третью - оксида кремния (IV). Наблюдайте разложение пероксида водорода (проба тлеющей лучинкой). Одинаково ли быстро протекает процесс? Запишите уравнение реакции. Дайте объяснение.

Опыт 3. "Влияние концентрации реагирующих веществ на химическое равновесие".

Смешайте равные количества 0,001 н. раствора хлорида железа (III) и 0,001 н. раствора тиоцианат калия (KSCN). Объясните наблюдаемое изменение окраски раствора. Напишите уравнение реакции и выражение константы равновесия для неё. Полученный раствор разлейте поровну в 4 пробирки. В первую пробирку добавьте немного концентрированного раствора хлорида железа (III), во вторую – концентрированного раствора тиоцианата калия, в третью – немного кристаллического хлорида калия, а четвёртую оставьте для сравнения. Объясните изменение цвета растворов на основе принципа Ле-Шателье. Все результаты оформите в рабочей тетради.

 

Химизм происходящих явлений

Иодат калия KIO3 в кислой среде является (сильным) окислителем и реагирует с сернистой кислотой H2SO3 (уравнение (2)), которая является продуктом обменного процесса (1) и обладает сильными восстановительными свойствами:

Na2SO3 + H2SO4 = H2SO3 + Na2SO4; (1)

KIO3 + 3 H2SO3 = KI + 3 H2SO4. (2)

 

Концентрации и объемы используемых растворов подобраны так, что Na2SO3 взят в недостатке, а процесс (2) идет достаточно медленно (секунды, десятки секунд). После израсходования сульфита оставшийся KIO3 реагирует с KI:

 

5KI + KIO3 + 3 H2SO4 = 3I2 + 3 К2SO4 + 3 Н2О. (3)

Иод, в свою очередь, образует с крахмалом комплекс синего цвета. Появление окраски свидетельствует об окончании реакции (2), измерение скорости которой и является целью практической работы.

 

Обработка и анализ результатов измерений

Очевидно, что скорость химической реакции и время её протекания находятся в обратной зависимости. Поэтому можно ограничиться расчетом относительной скорости процесса, выражаемой в с¯1, и не вычислять истинную скорость (моль/л·с):

 

υi = 1/τi; (4)

где υi – условная скорость, с¯1; τi - время протекания реакции, с.

Далее экспериментальные данные представляют на графике, откладывая значения концентрации на оси абсцисс, а скорости на оси ординат. По причине, указанной выше, можно не рассчитывать истинную начальную концентрацию окислителя (моль/л), а использовать условные единицы (например, 1; 0,5 и 0,25 для измерений 1; 2 и 3).

Проанализируйте график, сделайте выводы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных