ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Потребность в сексуальностиСексуальность человека - совокупность биологических, психофизиологических, душевных и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Сексуальная потребность человека биологически связана с репродуктивной функцией. Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождается с определённым физиологическим сексуальным потенциалом, далее сексуальность формируется уже в рамках индивидуального жизненного опыта. Количество половой энергии индивида ограничено – немецкий ученый О. Эффертц в 1984 г. даже «подсчитал», что каждый мужчина обладает «запасом» в 5400 эякуляций - чем раньше начинается и чем интенсивнее протекает половая жизнь, тем раньше она заканчивается импотенцией [Кон, 1989]. У современных европейцев на одно зачатие приходится до 1200 половых актов. Согласно [Леони, Берте, 1995] на протяжении жизни сексуальные пары вступают в половые отношения со следующей периодичностью (по данным нескольких отчетов об использовании секса): моложе 20 лет – 350 раз в год; от 20 до 25 лет - 200; от 26 до 30 - 150; от 31 до 35 - 125; от 36 до 40 - 110; от 41 до 50 - 90; от 51 до 55 - 60; от 56 до 60 – 25. Средняя видовая плодовитость человека как биологического вида составляет 10-12 живорождений за всю жизнь или 12-15 беременностей (с учетом мертворождений и самопроизвольных абортов). Фактически средние показатели продуктивности брака весьма редко превышают 8 живорождений за всю жизнь в браке с 15 до 50 лет. Известны, однако, случаи значительного превышения вышеприведенного показателя. Самая плодовитая женщина – русская крестьянка Федора Васильева между 1725 г. и 1765 г. рожала 27 раз и произвела на свет 69 детей – 16 двойней, 7 тройней и 4 раза по четыре ребенка [Народонаселение, 1994]. Выдающийся современный психолог В. Франкл пишет: «Человеческая сексуальность – это больше, чем просто сексуальность, и большим, чем просто сексуальность, она является в той степени, в какой она – на человеческом уровне – выступает носителем внесексуальных, личностных отношений». Обращаем особое внимание читателя: сексуальность является неотъемлемой частью личности человека [Билич, Божедомов, 1999]. Есть очень много форм человеческой сексуальности. Сексуальность человека включает широкий диапазон поведения и процессов, физиологические, психологические, социальные, культурные, политические, духовные или религиозные аспекты секса, а также человеческое сексуальное поведение. Сексуальность, как и прочие аспекты поведения человека, носит как биологический, так и социальный характер: некоторые характеристики сексуальности заложены генетически, другие формируются в процессе социализации. В связи с этим выделяют несколько компонентов человеческой сексуальности:
Философия, особенно этика и наука морали, так же как и богословие, имеют отношение к предмету. Почти в каждую историческую эпоху и в каждой культуре искусства, включая литературные и изобразительные, а также популярную культуру представляют существенный вклад общественных точек зрения на сексуальность. В большинстве обществ существуют законы, которые предписывают определённые ограничения сексуального поведения. Сексуальность изменяется от культуры к культуре, от региона к региону, и непрерывно меняется на протяжении всей истории человека. Физиологические механизмы, обусловливающие формирование и осуществление сексуальных реакций неотъемлемо присущи человеку как биологическому виду, их формирование является генетически обусловленным. В то же время, поскольку человек имеет не только биологическую, но и социальную природу, формирование сексуальности оказывается связанным с условиями его существования: социальным окружением, условиями жизни и т. д. На формирование сексуальности влияют также такие факторы, как, например, полноценность питания. Ввиду социального характера сексуальности, можно выделить несколько её культурных типов, отличающихся характером допустимых проявлений половых чувств: Аполлоновский тип, характерный для античного общества, а в современный период - для коренных жителей некоторых островов Тихого океана. В этом культурном типе сексуальность рассматривается наравне с другими потребностями человека (в еде, сне и т. д.), отсутствует развитая система связанных с половыми отношениями табу и ограничений. Отдельные составные части этой культуры прослеживаются также в современных движениях натуризма, а также некоторых религиозных сектах (адамиты). Либеральный тип, характеризующийся терпимостью в отношении широкого разнообразия проявлений сексуальности, отсутствием принуждения к определённым нормативным формам сексуального поведения. В то же время этот тип культуры не рассматривает сексуальность строго как естественную, биологическую составляющую жизни человека, сексуальность в нём является одной из важных составляющих социальных взаимоотношений. Культуры бедности, формирующиеся в пролетарской и крестьянской среде как в развитых, так и в развивающихся странах с заметным влиянием патриархальных традиций. Для этой культуры характерен малый уровень осведомлённости отдельных субъектов о вопросах сексуальности, отсутствие организованной системы сексуального воспитания, в том числе в семье, представления о главенствующей роли мужчины и подчинённой роли женщины, допустимости насилия в половой и семейной жизни. Культуры любовников, характеризующиеся распространённостью «двойных» моральных стандартов, осуждающих открытые проявления сексуальности, но допускающих «за закрытыми дверями» отдельные проявления сексуальной свободы, в том числе супружескую измену (для обоих партнёров или только для мужа). Оргиастические культуры, абсолютизирующие цель достижения удовольствия как результата сексуальных отношений и допускающие для этого все формы сексуальной активности, в том числе гомосексуализм, сексуальные девиации, групповые формы сексуальной активности и т. д. Элементы оргиастической культуры были характерны для Древнего Рима, коммунистических сект первых веков христианства, придворной, аристократической и богемной среды Нового времени, движения либертинов, коммун хиппи, а сейчас они встречаются в некоторых городских субкультурах. Мистические культуры, в которых сексуальное поведение является формой реализации религиозных и философских предписаний (даосизм, тантризм). Репрессивные культуры, стремящиеся к практически полному подавлению сексуальности, что выражается в крайне строгих запретах на внебрачные и добрачные связи, отсутствии системы сексуального воспитания, ограничении роли сексуальных отношений в браке продолжением рода. Указывается, что такие культуры подавляют развитие связанных с сексуальностью личностных черт, в том числе романтической любви. Пуританская культура, являющаяся крайним выражением религиозной установки христианства на отказ от земных удовольствий, в том числе сексуальных. Для пуританской культуры характерны цензурные запреты, касающиеся всех хотя бы косвенно связанных с сексуальностью тем литературы и искусства, и даже медицины, распространение ложных представлений о вреде сексуальных отношений (например, о том, что мастурбация вызывает импотенцию, слепоту, оволосение ладоней), жестокие (вплоть до членовредительства) методы пресечения сексуальных переживаний у подростков, установление уголовной ответственности за отдельные разновидности сексуальных практик. Пуританская культура появилась в XVII в. в Англии; расцвет её связывается с правлением королевы Виктории в XIX в. («викторианство»), позже она распространилась в Европе и США. Позиции пуританской культуры в западной цивилизации были очень ослаблены сексуальными революциями в XX в., однако в отдельных странах её влияние продолжает оставаться достаточно высоким. В.Р. Дольник, анализируя этологические формы брачных отношений у животных и человека, пишет: «Исторический период застал человечество с четырьмя системами брачных отношений: групповым браком, полигинией (один мужчина и несколько женщин), полиандрией (одна женщина и несколько мужчин - большая редкость, существовавшая у одного из народов Непала) и моногамией (один мужчина и одна женщина); последняя в двух формах — пожизненной и допускающей развод… К нашему времени полиандрия исчезла, групповой брак сохранился у немногих диких племен, полигиния сильно сократилась, но осталась у миллионов мусульман, а моногамия расширилась, однако не пожизненная, а с разводом» [Дольник, 2004]. На половое поведение оказывает значительное влияние та культура, к которой принадлежит человек. Ибо каждая культура имеет свои, строго регламентированные рамки сексуального поведения. Если в европейской христианской культуре половой акт тщательно скрывается, то в Древнем Китае было принято во время полового акта заниматься и другими делами, вплоть до государственных. В X-XVIII в/ широко практиковался секс на воздухе, когда несколько пар, занимающихся любовью, переговариваются между собой и с прохожими, а служанки читают любовникам стихи, угощают их напитками. Присутствие постороннего человека обычно и для японской эротической живописи. Распространенные в прошлом различные ограничения, репрессивная половая мораль, двойной стандарт сексуальной свободы для мужчин и женщин не уменьшали сексуальную потребность, а лишь с трудом поддерживали разрыв между потребностью и видимой активностью. В XX в. вместе с демографическим взрывом, акселерацией, эмансипацией женщин, либерализацией и эротизацией информации и межличностных отношений этот разрыв резко уменьшился. Одновременно наметились качественные изменения сексуальной потребности. Они обусловлены увеличением жизненной длительности либидо (более ранним половым созреванием, более поздним наступлением половой дисфункции), резким снижением возраста начала половой жизни, ростом числа добрачных и внебрачных контактов и увеличением разнообразия форм сексуального поведения, в том числе и отклонений, связанных с легитимизацией всех форм половых ролей и сексуальной ориентации. Все это отражает возрастающую дисгармонию половых отношений у многих мужчин и женщин, усугубляемую экологическими влияниями. В частности, серьезным результатом указанных отклонений стало резкое увеличение числа случаев ранней половой дисфункции у мужчин при значительном снижении фертильностй спермы [Хаскин и др.,2008]. Под родовым понятием любовь понимается «интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею». Чрезвычайные сложность и важность видового феномена половой любви определяются пересечением в нем, как в фокусе, противоположностей биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. В древнеиндийском трактате «Ветки персика» генезис любви определяется так: Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу, Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь. Бесконечное разнообразие проявлений и форм любви порождало попытки выделить несколько обобщенных типов ее. Так, в древнегреческом языке использовались следующие термины: 1) «Эрос» - стихийная и страстная влюбленность, направленная на плотское или духовное, но всегда связанная с жаждой обладания и не оставляющая места для жалости или снисхождения; 2) «Филиа» - любовь-дружба, обусловленная социальными 'связями и личным выбором; 3) «Сторгэ» - любовь-нежность, особенно семейная; 4) «Агапэ» - жертвенная и снисходящая любовь как бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом. Много поколений в Европе и Америке получили неправильное воспитание. Официальная мораль общества вплоть до начала XX в. была насквозь пронизана антисексуальными установками. Не только половая жизнь, но и весь телесный «низ» считались низкими и неприличными, о чем «порядочным» людям не положено думать и тем более говорить вслух. В Англии в начале XIX века даже попросить соседку по столу цыплячью ножку считалось неприличным, так как слово «ножка» вызывает сексуальные ассоциации. Приходя к врачу, женщина показывала, где у нее болит, не на собственном теле, а на кукле. В некоторых библиотеках книги, написанные женщинами, хранились отдельно от книг авторов-мужчин [Билич, Божедомов, 1999]. «Болезнь не сваливается человеку на голову, как гром с ясного неба. Она является результатом постоянных нарушений законов природы. Постепенно расширяясь и накапливаясь, эти нарушения внезапно прорываются в виде болезни, но сия внезапность только кажущаяся», - писал более 2300 лет тому назад великий врач древности Гиппократ. В полной мере это относится и к сексуальному здоровью. Это утверждение не потеряло своего значения и сегодня.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|