Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Потребность в смысле жизни и самоактуализации




 

Потребность в осмысленности своего существования и деятельно­сти - наиболее сложная и комплексная потребность человека. Про­блемой смысла жизни люди задались еще до наступления эпохи цивилизаций - они создали мифологическое и религиозное миро­воззрение, дававшее человеку этот смысл и ориентиры деятельности. А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых по­требностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Камю назвал вопрос о смысле жизни неотложнейшим из всех стоящих перед человеком вопросов. К. Обуховский об­суждает трагедию человека, жизнь которого после удовлетворения насущных потребностей теряет смысл и бесцельно «колеблется от ситуации к ситуации»: «Некоторые утверждают, что им этого хвата­ет. Они достаточно упростились, чтобы не ставить жизни особых тре­бований. Они воспринимают ее такой, какой она становится и каки­ми они становятся для себя изо дня в день. На самом деле эти люди только притворяются, что им этого достаточно. Зачастую они обма­нывают самих себя и имитируют отсутствие интереса к тому, что выходит за рамки повседневных событий.

Этих притворщиков выдают повторяющиеся приступы хандры, привыкание

к затуманивающим разум химическим веществам или зависимость от того, кому они должны и хотят верить, чтобы ослабить чувство потерянности. Час­то у них появляется иррациональная агрессия по отношению к дру­гим людям и к самим себе. Один гусарский офицер так обосновал ре­шение о самоубийстве: «Надоело уже - утром одевайся, вечером раздевайся, потом снова одевайся...». Никакого смысла, кроме ре­гулярного одевания и раздевания, в его жизни, видимо, не осталось. Такая бессмысленность существования - причина многих человече­ских трагедий и самоубийств.

Маслоу подчеркивает, что как только данная потребность удовлетворяется, она перестает быть мотиватором поведения. В то же время потребности не статичны, для них существенны факторы времени и внешние обстоятельства. Так, даже если потребности в безопасности уже удовлетворены, но появилась угроза, подвергающая безопасность риску, то эти потребности вновь активизируются в качестве мотиваторов поведения.

Кон­цепция Маслоу особенно важна при изучении отношения людей к риску, поскольку она дает основу для рассмотрения действий индивидуума в связанных с риском ситуациях, когда такие фак­торы, как угроза смерти, боли, страдания не проявляются непо­средственным образом.

При исследовании психологических аспектов риска следует учитывать изученный Маслоу феномен, названный им «ком­плексом Ионы». Этот термин характеризует отказ человека от деятельности по полной реализации своих способностей. По­добно библейскому пророку Ионе, стремившемуся избежать от­ветственности пророчества, большинство людей действительно не желают использовать свои способности в максимальной сте­пени. Вместо того чтобы преследовать цели, для достижения ко­торых требуется полнота собственного развития, они предпочи­тают умеренность и ограниченность в целях. Умеренность дает им ощущение безопасности, когда не нужны ни особые интел­лектуальные усилия, ни ответственность за принятие решений, ни попытки по преодолению соблазна подмены собственных вкусов и суждений внешними (социальными) стандартами. Комплекс Ионы приводит к тому, что средний человек, предпо­читая безопасность даже небольшому риску, является существом с подавленными или заглушенными способностями и одаренностями. Для достижения поставленной цели целесообразно иметь представление о матрице Эйзенхауэра и законе Еркеса-Додсона.

Матрица Эйзенхауэра – это один из простейших инструментов, который поможет Вам быстро преуспеть в управлении своим временем. Несмотря на то что популярность этому методу принес Стивен Кови, описав его в своей книге «Главное внимание - главным вещам», сама идея принадлежит президенту США Эйзенхауэру. Всякий раз, когда Вы сталкиваетесь с каким-либо делом, Вы должны задать себе два вопроса. Первый - это важно? И второй - это срочно?

Исходя из этого, все задачи можно поделить на 4 группы: срочное и важное, несрочное, но важное, срочное и неважное, несрочное и неважное. Несрочное и неважное – то, на что мы тратим время «впустую», так называемые поглотители времени. Это всеми любимые в настоящее время социальные сети, чаты, различные компьютерные игрушки. Никакой пользы они не несут, однако отнимают значительную часть вашего времени. Эйзенхауэр говорил: «Важные дела редко бывают срочными и срочные редко бывают важными». Без матрицы люди часто не понимают это правило и спешат скорее выполнить все срочные и бесполезные дела, а важные, но не срочные откладываются все дальше и дальше. Перечисленные группы можно представить в виде четырех квадрантов, изображенных ниже (рис. 23).

Если Вы хотите добиться успеха в планировании рабочего времени, то Вы должны придерживаться принципа, которому следуют все успешные люди. Старайтесь, как можно меньше времени проводить в секторах C и D. В процентном соотношении это выглядит примерно так: 55% времени Вам нужно тратить на сектор и B, т.е. на важные и несрочные дела. Именно здесь Вы можете полностью раскрыться и самореализоваться. 30% посвящайте сектору A – срочное и важное. Это то, что нужно сделать прямо сейчас, это завершение ваших проектов, где горят сроки. Оставшиеся 15% Вы можете потратить на сектор C, например, отвечать на телефонные звонки или делать другие неважные мелочи. Сектор D старайтесь вообще избегать. Это бесполезно потраченное время (компьютерные игрушки, часовые чаепития с коллегами).

 

Рис. 23. Матрица Эйзенхауэра

 

Когда Вы осознанно начнете распределять предстоящие дела по квадрантам, исходя из их важности, Вы, в конце концов, перестанете отвлекаться на бесполезные дела, которые отнимают у Вас время и, таким образом, сэкономите время и станете более эффективным «Важно и не срочно» - это тот квадрант, которому Вы должны уделяться больше всего времени. Это спокойная работа над задачами, которые действительно важны для Вас и у Вас еще достаточно времени, чтобы довести их до конца.

На самом деле, этот метод не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, делайте только те задачи, которые важны. Во-вторых, планируйте свои дела заранее. Если вы заглянете немного вперед и спланируете свое время исходя из матрицы, то вы сможете закончить все важные дела до того, как они станут срочными. Таким образом, вы станете более целеустремленным и сможете быстрее и эффективнее справляться со своими делами.

Имейте в виду также правило Парето: 20% всех дел дают 80% всех результатов и наоборот. Концентрируйте внимание на тех делах, которые входят в эти 20%, и именно их записывайте в важные.

Принцип 80/20 (или принцип Парето) утверждает, что существует естественный дисбаланс между причинами и следствиями, между усилиями и результатами: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Отсюда видно, что небольшая часть вещей является наиболее важной, полезной, ценной остальные не так важны. Отделите главные вещи от второстепенных, сконцентрируйтесь на первых и Вы сможете с гораздо меньшими усилиями достигать гораздо больших результатов.

Планирование дня, относится к сектору B, тогда 20% усилий будут приносить 80% результатов. Для того чтобы у Вас хватало энергии, на 20% качественных усилий, определите, в какое время суток у Вас наивысшая работоспособность. При этом учтите, что все люди делятся на три категории:

жаворонок – проявляет активность с 6.00 до 14.00;

колибри – продуктивно работает с 11.00 до 18.00;

сова – с 15.00 до 23.00.

Определите, к какому типу Вы относите себя?

Закон Еркеса-Додсона («оптимума мотивации»). Закон Еркеса-Додсона (англ. Yerkes-Dodson law) - эмпирическое обобщение, первоначально установленное психологами Ерксом и Додсоном (1908) в опытах на мышах, относительно влияния силы мотивации (уровня возбуждения) на эффективность деятельности при разной трудности выполняемой задачи (например, различение яркости). В обобщенной форме закон можно сформулировать в виде двух положений:

1) зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации характеризуется криволинейной функцией (в виде перевернутой U-образной кривой); другими словами, существует некий оптимум мотивации для выполнения какой-либо деятельности;

2) уровень оптимальной мотивации связан обратной зависимостью с уровнем трудности задачи, т. е. чем труднее для испытуемого задача, тем ниже уровень оптимальной мотивации.

Пример. Уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. То есть согласно закону Еркеса-Додсона, для достижения успеха необходим оптимальный (а проще говоря умеренный, средний) уровень мотивации, избыток здесь столь же плох, как и недостаток.

Роберт Еркес и Джон Додсон сначала проводили эксперименты на мышах и шимпанзе. У животных они вырабатывали дифференцировку на различение темного входа в лабиринт от светлого. Правильный выбор входа в лабиринт позволял мыши добраться до гнезда, где ее ожидало положительное подкрепление - мышь противоположного пола. В случае ошибок применялось наказание - удар током через проволочный пол. Сила наказания варьировалась. В разных сериях вырабатывались дифференцировки различной степени сложности. Слабый ток является оптимальным наказанием для выработки трудной дифференцировки. При формировании легкой дифференцировки оптимальный уровень наказания выше.

Исследования на людях, продемонстрировали аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула - денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось. За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм. Соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость (рис. 24).

Во всякой деятельности можно выделить внешнюю мотивацию, не связанную с содержанием работы, содержательную мотивацию, когда сама работа интересна и приятна, и мотивацию, связанную с потребностью в самоутверждении, в высокой самооценке. Все виды мотивации важны и обычно взаимодействуют между собой.

Умственная работа связана с возбуждением ограниченных участков коры головного мозга и одновременным торможением других, рядом расположенных участков. Сильные чувства вызывают высокое возбуждение подкорки. Импульсы из подкорки «бомбардируют» кору мозга, повышая ее возбудимость. Но если импульсы слишком часты, то они приводят к разлитому возбуждению коры и умственная деятельность ухудшается. Такова нейрофизиологическая основа закона Еркеса-Додсона.

 

 

Рис. 24. Графическая иллюстрация закона Еркеса-Додсона

 

Закон Еркеса-Додсона - обобщение множества разнообразных экспериментов, в числе которых были опыты такого типа. Испытуемому предлагается решить ряд задач. Время опыта - 30 минут, причем обязательный минимум задач, которые нужно решить, - 12. За каждую задачу, решенную сверх этого, выдается премия. Она растет в геометрической прогрессии: вдвое, вчетверо, в восемь раз и т. д., так что суммы, вначале чисто символические, становятся значительными. Испытуемые, которым выплачивается вознаграждение, решают задачи лучше, чем контрольные группы, лишенные материального стимула. Но когда сумма становится слишком большой, выполнение заданий ухудшается, появляются ошибки из-за спешки и перевозбуждения.

Советский психолог А.А. Леонтьев внес поправку в закон Еркеса-Додсона. Рассмотрим правую часть кривой. В какой-то точке она пересекается с горизонтальной осью. Это значит, что при сверхсильной мотивации мысль оказывается парализованной, человек лишается способности принимать разумные решения. В некоторых ситуациях такое может случиться (паническая реакция), но не у всех. Есть люди, у которых в таких условиях, например, в минуты смертельной опасности, мысль начинает работать особенно четко, быстро и продуктивно. В правой нисходящей части кривой появляется высокий всплеск (рис. 25). Поэтому уместнее говорить не о законе, а о правиле Еркеса — Додсона, учитывая, что оно верно лишь в ограниченном «мотивационном диапазоне» и допускает исключения.

 

 

 

Рис. 25. Правило Ерекса - Додсона с учетом поправки А. А. Леонтьева

 

Важной характеристикой человеческой индивидуальности служит, например, чувство юмора. Так, академик В.А. Ребиндер полагал, что науку делают люди веселые. Нытики и пессимисты, как правило, неудачники, ибо они не способны к творчеству. По мнению эколога К. Лоренца, юмор есть одна из форм социально приемлемой агрессивности, а смех представляет собой разновидность агрессивного поведения. Вместо того, чтобы атаковать противника мы высмеиваем его, разряжая свою агрессивность столь мягким способом. Люди, обладающие чувством юмора, как правило, высоко интеллектуальны, способны трезво оценивать происходящие события, адекватно на них реагировать.

В начале 90-х гг. прошедшего века в США вышла книга «Взрыв химических шуток», автором которой был Ион Нимиц. Там, помимо прочего, есть такие прочтения формул интерметаллидов: Ba(Na)2 – banana, (Co)3La – cococola.

Геласма в переводе с греческого означает смех; гелатология - наука о смехе. Как утверждают основатели новой науки, Мэтью Джервез и Дэвид Уилсон из Бирмингемского университета (Англия), история смеха восходит к тем временам, когда человек ещё не отделился от общего ствола с обезьянами. Хотя ископаемых окаменелых «образцов смеха» не сохранилось, исследователи считают, что первыми стали смеяться наши древнейшие предки от двух до четырёх миллионов лет назад. Смех тогда звучал как серия резких коротких выдохов, поскольку произносить звуки типа «ха-ха-ха» гоминиды ещё не умели. Некоторые специалисты даже считают смех первым зачатком языка.

Над чем смеялись гоминиды в те времена? Мэтью Джервез считает - над попытками самых смелых из своих собратьев ходить на двух ногах вместо четырёх. Первопроходцы комично спотыкались и падали, что вызывало смех у всех остальных. Заметим, что падения и сейчас входят в обязательный репертуар клоунов. Учёные полагают, что смех вызывается, как правило, несуразицей - ошибкой, несовпадением результата с намерениями или ожиданиями (отсюда неожиданный конец всех анекдотов). Мы смеёмся также, чтобы выйти из стресса, снять недоразумение в общении. Частота и использование смеха меняются в зависимости от эпохи (сегодня люди смеются меньше, чем сто лет назад), от возраста (ребёнок смеётся в 20 раз больше взрослого), от национальной культуры (европейцы смеются меньше, чем африканцы) и от пола (женщины смеются чаще мужчин). Как показал американский гелатолог Роберт Провайн, при разговоре между собой женщины смеются больше, чем беседующие мужчины. Зато мужчины больше склонны шутить, вызывать смех. Известно, что в каждом школьном классе есть свой шут - и это всегда мальчик. И среди профессиональных комедиантов и юмористов явно преобладают мужчины. Учёные установили, что в смехе принимают участие 15 мышц лица (большинство из них - парные). Всякий смех начинается с улыбки, для чего растягиваются два больших скуловых мускула. Затем вступают в действие остальные пары, некоторые сокращаются, другие расслабляются. Участвуют мышцы гортани, шеи, груди (особенно межрёбер-ные), живота (особенно диафрагма), спины, а при сильном смехе - и мышцы конечностей, причём некоторые из них расслабляются (так называемый смех до упаду). Свой вклад вносят даже мышцы зрачков - зрачки расширяются. При сильном смехе сокращаются и мышцы слёзных желёз, выдавливая слёзы (смех до слёз). Резко выдыхаемый при смехе воздух может достигать скорости 120 км/час. Эти выдохи сопровождаются звуками, напоминающими чаще всего гласные А, О или И и повторяющимися в среднем каждые 210 мс. Известна заразительность смеха. Её используют в юмористических передачах, проигрывая за кадром заранее записанный смех. Причины такой заразительности пока не раскрыты гелатологами, но известны целые смеховые эпидемии. Так, в одной из школ Танзании в 1962 г. группа девочек, начав над чем-то хихикать, не могла остановиться. Смех перешёл в истерический и распространился на несколько окрестных деревень, откуда ученицы приходили в школу. Если уж говорить о медицинском аспекте смеха, надо упомянуть, что, по многим данным, смех усиливает иммунную систему, способствует выработке в мозге естественных обезболивающих веществ - эндорфинов, помогает дышать глубже и тренирует дыхательные мышцы. Так что можно ожидать и появления такой отрасли исследования, как медицинская гелатология.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных