ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Т.Драйзера и Ф.С.ФицджеральдаГенезис и смысл мифологемы «американская мечта» «Самое благородное всегда было самым трагичным. Люди, которые достигают успеха и не стремятся к большему, чтобы, в конце концов, потерпеть неудачу, - духовные буржуа… только в недостижимом человек обретает мечту, ради которой стоит жить и умереть, и тем самым обретает самого себя» Юджин O´Нил Чтобы объяснить смысл выражения «американская мечта» («Аmerican Dream»), надо обратиться к истокам национального менталитета и национальной мифологии США, к первым биографиям, воплотившим в себе мечту по-американски. «Я выбился из бедности к известности», - писал о себе в «Автобиографии» (Autobiography, 1771) Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin, 1706-1790), один из самых замечательных людей не только эпохи Просвещения, но и всей истории США. Франклин родился в семье ремесленника, который эмигрировал в Америку из Англии. В семье было 17 детей. Уже ребёнком Бенджамин работает в мастерской отца, занимается изготовлением свечей и варкой мыла. Позже помогает брату в типографии. Тяжёлый физический труд подросток сочетает с самообразованием, отдавая книгам каждую свободную минуту, самостоятельно овладевая языками, в том числе латынью. В итоге Франклин становится умнейшим человеком своего времени, энциклопедически образованным и востребованным во всех сферах жизни молодого государства – и политической, и духовно-интеллектуальной. Трудно даже перечислить все направления его деятельности: он был учёным-физиком (исследовал проблемы электричества, в частности, изобрёл камин и громоотвод); инициатором создания научно-образовательных заведений (основал первую в Америке библиотеку по подписке, Текстильный университет, стал первым президентом Американского философского естественнонаучного общества); политиком (4 июля 1776 г. вместе с другими «отцами-основателями» (Founding Fathers) подписал Декларацию независимости (Declaration of Independence)); дипломатом (был послом в Париже, заключив на этом посту несколько выгодных для США договоров); философом, журналистом, писателем, издателем. Франклин до последнего дня своей долгой жизни отличался феноменальной работоспособностью, неиссякаемой энергией, самодисциплиной и трезвым расчётом. Поистине он был в числе первых людей, которых называют «сделавшими себя» (self-made man). Б.Франклин поистине стал «американским мифом» Нового Света, возвестившего о себе миру, иллюстрацией того, что «новый человек», выходец из «третьего сословия», может быть кузнецом своего счастья. Он стал наглядным воплощением «американской мечты». Однако столетие спустя после его смерти писатели романтического склада усмотрели в его деятельности излишний прагматизм и рационализм. В частности, Ш. Бодлер отозвался о нём как об «изобретателе морали прилавка». Г.Мелвилл писал, что Франклин был одарён всеми возможными талантами, кроме, пожалуй, одного – поэтического. Французский критик Сент-Бёв сетовал, что Франклин всё сводит к арифметической реальности, не оставляя места для игры воображения. Дж.Китс назвал его «квакером, набитым скаредными поучениями», а Т.Карлейль – «прародителем всех будущих янки», имея в виду характерный для буржуазной республики приоритет материальных ценностей над духовными. Разумеется, приведённые мнения не могут поколебать авторитет «отца-основателя» и усомниться в его просветительских достижениях, но весьма примечательно, что в приведённых отзывах фиксируется нечто приземлённое в успехе Франклина, а следовательно, и в «американской мечте». Итак, что же такое «американская мечта» и почему вот уже несколько столетий она играет столь важную роль в духовной жизни нации? Это уникальный феномен, сложный комплекс убеждений, представлений, надежд, укоренённый в сознании многих поколений американцев. «Американская мечта» включает в себя идеалы свободы и равных возможностей, открывающих простор для реализации всех способностей. По сути, это одна из важнейших мифологем, входящих в американскую социально-политическую мифологию, у истоков которой стоят «отцы-основатели» демократической системы США (Франклин, Вашингтон, Джефферсон, Пейн и др.). «Американская мечта» – это вера в то, что любой человек, став гражданином этой страны, сумеет обрести желанное счастье, успех, личное благополучие, что любой чистильщик сапог может стать миллионером. В историческом плане «американская мечта» открывалась способным и трудолюбивым гражданам США разными гранями: она сверкала и манила обнадёживающими красками в пору процветания - и блекла, потухала с наступлением депрессий, спадов, в пору социальной нестабильности. В силу своей «американоцентричности» литература США, освободившись от духовного влияния Старого Света, постоянно была обращена к проблеме осмысления национальной самобытности. Дискуссии о самобытности американского пути были в центре внимания не одного поколения писателей, стремившихся понять и запечатлеть трудноуловимый характер американца, его историческую судьбу. Достаточно вспомнить, сколько произведений за последние два столетия содержат в своём названии слова «американский» или «Америка»: «Американец» Г.Джеймса, «Американский претендент» М.Твена, «Американская земля» Э.Уилсона, «Сын Америки» Р.Райта и многие другие. Некоторые произведения – роман Н.Мейлера и пьеса Э.Олби – так и называются: «Американская мечта». Критическому осмыслению этой мифологемы с гуманистических позиций посвящены два романа, написанных двумя американскими писателями в одно и то же время: в 1925 году. Речь идет о романах «Американская трагедия» (An American Tragedy) Т.Драйзера и «Великий Гетсби» (The Great Gatsby) Ф.С.Фицджеральда.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|