Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Ознакомьтесь с материалом Приложения I




Ознакомьтесь с материалом Приложения I. Выразите свое мнение по поводу предпринятого И.Л.Галинской анализа «Девяти рассказов» Сэлинджера. В Приложении помещена интерпретация первого рассказа, входящего в сборник. Теперь предстоит проанализировать в свете предложенной концепции последний рассказ – «Тедди». Согласно теории «дхвани-раса» «девятое» поэтическое настроение — спокойствие, ведущее к отречению от мира, - заждется на изображении безразличия героя (или героев) к мирским делам и вещам. Это блаженство, «возникающее в результате осво­бождения от жажды жизни».

Философская проблематика рассказа «Тедди» напрямую связана с содержанием рассказа, поэтому при чтении следует обращать внимание на детали, а именно: апельсиновые корки за бортом и слова Тедди перед уходом из каюты родителей, его запись в дневнике, взаимоотношения с сестрой и прочие «мелочи». Особенно важен разговор с Никольсоном.

Напомним, что, по мнению И.Л.Галинской, сборник «Девять рассказов» предназначен автором для двух категорий читателей: для широкого их круга и для небольшой группы людей, в той или иной степени знакомых с основами традиционной индийской поэтики и религиозной философии. Но, думает­ся, и непосвященные, внимательно читая рассказ «Тедди», несомненно поймут, что в беседе с Никольсоном на философские темы юный мудрец весьма популярно излагает главные постулаты индуизма. Здесь и догмат о вечном круговороте жизни, т. е. вера в перевоплощение, и связанный с этой верой постулат о возмездии-воздаянии (карма) за все хорошие и дурные поступки. Здесь и учение о единстве человеческой души с вселенским всеобщим первоначалом, вселенской сущ­ностью, ибо от дальнейшего круговорота все новых и но­вых воплощений может быть освобожден согласно индуистским верованиям только человек, полностью постигший это единство. И мысль о том, что все многообразие мира и самое жизнь — иллюзия. Ее Тедди излагает своему собесед­нику в виде притчи о собаке, принадлежащей инструкто­ру физкультуры на пароходе Свену. И мысль о том, что любовь к женщине мешает мужчине выполнить свой долг, т.е. заниматься самоусовершенствованием, само­познанием, которое приводит в конечном счете по инду­истской вере к слиянию с божественной субстанцией.

Примечательно, что в рассуждениях юного мудреца Сэлинджером как бы соединен ряд положений различных индийских философских школ. Однако это отнюдь но изобретение писателя — согласно исследованию И.Л.Галинской, Тедди повторяет попытку двух индийских мыслителей XIX в.— Сарасвати (1824-1883) и Вивекананды (1863-1902) «эклектически соединить в своем учении концепции основных школ древнеиндийской философии».

При всем том, конечно, парафраз индуистских рели­гиозных учений в рассказе «Тедди» отнюдь не самоцель. Ведь в последнем, девятом по счету, рассказе сэлинджеровского сборника выражено, в сущности, причем впря­мую, «открытым текстом», все то, что в первом рассказе этого сборника («Отличный день для банановой сельди») составляло его дхвани — проявляемое значение. Напом­ним, что скрытый смысл этого рассказа заключался в том, что самоубийство Симора Гласса — акт вовсе не печальный, т.е. не трагический итог «ошибочной» любви, неудачной женитьбы, полнейшего неприятия своего окру­жения и т. п., аодин из этапов на пути спасения личности в духе индуизма, сиречь на пути котрешению от всяческих желаний, слиянию с высшим абсолютом, воз­несению над радостью и печалью, жизнью и смертью. Короче —на пути к нирване.

На том же «пути» мы застаем и юного мудреца Тедди Макардля. Таким образом, вконце книги, девять рассказов которой композиционно расположены в форме кольца, как бы повторен тот же религиозно-философский мотив, что звучит в ее начале,— мотив добровольной смерти героя как осознанного им этапа на пути к нир­ване. Разница лишь в том, что в начале книги мотив этот «доносится, как отзвук, как эхо, которое не всякий способен услышать», т. е. выступает в виде затаенного, невыраженного словами эффекта, а в конце, напротив, передается читателю посредством другого вида дхвани, в котором выраженное словами как раз и«есть то, что хотят сказать, но подчинено другому» (т.е. внушению определенного настроения).

Вопросы и темы для размышления

1. Самостоятельно проанализируйте все новеллы, входящие в сборник «Девять рассказов» (а также повести о Гласах), в свете концепции И.Л.Галинской.

2. Есть ли в жизненной позиции Холдена Колфилда, героя повести «Над пропастью во ржи», нечто, предвещающее дальнейшее литературное творчество Сэлинджера?

3. Можно ли считать уход Сэлинджера из литературы логическим следствием его увлечения дзэн-буддизмом?

Литература

1. Борисенко А. Дж. Д. Сэлинджер: классик и современник // Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи: Роман. Повести. Рассказы. — М., 2007.

2. Борисенко А. О Сэлинджере: с любовью и всякой мерзостью // Иностранная литература. – 2001. - № 10.

3. Галинская И.Л. Загадки известных книг. – М., 1986.

4. Галинская И.Л. Тайнопись Сэлинджера. - М., 1999.

5. Галинская И.Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж.Д.Сэлинджера. – М.: Наука, 1975.

6. Иткина Н.Л. Лирический герой Сэлинджера // Эстетические проблемы американской литературы ХIХ-ХХ веков. – М., 2002.

7. Мулярчик А.Послевоенные американские романисты. М., 1980.

8. Grunwald H.A. Salinger. A Critical and Personal Portrait. – N.Y., 1962.

9. Hamilton J. In Search of J.D.Salinger. – N.Y., 1989.

10. Salinger J.D. / Ed. By H.Bloom. – Broomall, 1999.

Приложение I

ГАЛИНСКАЯ И.Л.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных