ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Ознакомьтесь с материалом Приложения IОзнакомьтесь с материалом Приложения I. Выразите свое мнение по поводу предпринятого И.Л.Галинской анализа «Девяти рассказов» Сэлинджера. В Приложении помещена интерпретация первого рассказа, входящего в сборник. Теперь предстоит проанализировать в свете предложенной концепции последний рассказ – «Тедди». Согласно теории «дхвани-раса» «девятое» поэтическое настроение — спокойствие, ведущее к отречению от мира, - заждется на изображении безразличия героя (или героев) к мирским делам и вещам. Это блаженство, «возникающее в результате освобождения от жажды жизни». Философская проблематика рассказа «Тедди» напрямую связана с содержанием рассказа, поэтому при чтении следует обращать внимание на детали, а именно: апельсиновые корки за бортом и слова Тедди перед уходом из каюты родителей, его запись в дневнике, взаимоотношения с сестрой и прочие «мелочи». Особенно важен разговор с Никольсоном. Напомним, что, по мнению И.Л.Галинской, сборник «Девять рассказов» предназначен автором для двух категорий читателей: для широкого их круга и для небольшой группы людей, в той или иной степени знакомых с основами традиционной индийской поэтики и религиозной философии. Но, думается, и непосвященные, внимательно читая рассказ «Тедди», несомненно поймут, что в беседе с Никольсоном на философские темы юный мудрец весьма популярно излагает главные постулаты индуизма. Здесь и догмат о вечном круговороте жизни, т. е. вера в перевоплощение, и связанный с этой верой постулат о возмездии-воздаянии (карма) за все хорошие и дурные поступки. Здесь и учение о единстве человеческой души с вселенским всеобщим первоначалом, вселенской сущностью, ибо от дальнейшего круговорота все новых и новых воплощений может быть освобожден согласно индуистским верованиям только человек, полностью постигший это единство. И мысль о том, что все многообразие мира и самое жизнь — иллюзия. Ее Тедди излагает своему собеседнику в виде притчи о собаке, принадлежащей инструктору физкультуры на пароходе Свену. И мысль о том, что любовь к женщине мешает мужчине выполнить свой долг, т.е. заниматься самоусовершенствованием, самопознанием, которое приводит в конечном счете по индуистской вере к слиянию с божественной субстанцией. Примечательно, что в рассуждениях юного мудреца Сэлинджером как бы соединен ряд положений различных индийских философских школ. Однако это отнюдь но изобретение писателя — согласно исследованию И.Л.Галинской, Тедди повторяет попытку двух индийских мыслителей XIX в.— Сарасвати (1824-1883) и Вивекананды (1863-1902) «эклектически соединить в своем учении концепции основных школ древнеиндийской философии». При всем том, конечно, парафраз индуистских религиозных учений в рассказе «Тедди» отнюдь не самоцель. Ведь в последнем, девятом по счету, рассказе сэлинджеровского сборника выражено, в сущности, причем впрямую, «открытым текстом», все то, что в первом рассказе этого сборника («Отличный день для банановой сельди») составляло его дхвани — проявляемое значение. Напомним, что скрытый смысл этого рассказа заключался в том, что самоубийство Симора Гласса — акт вовсе не печальный, т.е. не трагический итог «ошибочной» любви, неудачной женитьбы, полнейшего неприятия своего окружения и т. п., аодин из этапов на пути спасения личности в духе индуизма, сиречь на пути котрешению от всяческих желаний, слиянию с высшим абсолютом, вознесению над радостью и печалью, жизнью и смертью. Короче —на пути к нирване. На том же «пути» мы застаем и юного мудреца Тедди Макардля. Таким образом, вконце книги, девять рассказов которой композиционно расположены в форме кольца, как бы повторен тот же религиозно-философский мотив, что звучит в ее начале,— мотив добровольной смерти героя как осознанного им этапа на пути к нирване. Разница лишь в том, что в начале книги мотив этот «доносится, как отзвук, как эхо, которое не всякий способен услышать», т. е. выступает в виде затаенного, невыраженного словами эффекта, а в конце, напротив, передается читателю посредством другого вида дхвани, в котором выраженное словами как раз и«есть то, что хотят сказать, но подчинено другому» (т.е. внушению определенного настроения). Вопросы и темы для размышления 1. Самостоятельно проанализируйте все новеллы, входящие в сборник «Девять рассказов» (а также повести о Гласах), в свете концепции И.Л.Галинской. 2. Есть ли в жизненной позиции Холдена Колфилда, героя повести «Над пропастью во ржи», нечто, предвещающее дальнейшее литературное творчество Сэлинджера? 3. Можно ли считать уход Сэлинджера из литературы логическим следствием его увлечения дзэн-буддизмом? Литература 1. Борисенко А. Дж. Д. Сэлинджер: классик и современник // Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи: Роман. Повести. Рассказы. — М., 2007. 2. Борисенко А. О Сэлинджере: с любовью и всякой мерзостью // Иностранная литература. – 2001. - № 10. 3. Галинская И.Л. Загадки известных книг. – М., 1986. 4. Галинская И.Л. Тайнопись Сэлинджера. - М., 1999. 5. Галинская И.Л. Философские и эстетические основы поэтики Дж.Д.Сэлинджера. – М.: Наука, 1975. 6. Иткина Н.Л. Лирический герой Сэлинджера // Эстетические проблемы американской литературы ХIХ-ХХ веков. – М., 2002. 7. Мулярчик А.Послевоенные американские романисты. М., 1980. 8. Grunwald H.A. Salinger. A Critical and Personal Portrait. – N.Y., 1962. 9. Hamilton J. In Search of J.D.Salinger. – N.Y., 1989. 10. Salinger J.D. / Ed. By H.Bloom. – Broomall, 1999. Приложение I ГАЛИНСКАЯ И.Л. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|