Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сатирические мотивы и их роль в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".




 

Сюжет романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" заключен в самом его назва-

нии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений, обуслов-

ленное изменяющимися духом времени, можно рассматривать как в траги-

ческом ключе (Ф.М. Достоевский в романе "Бесы"), так и в сатирическом,

юмористическом. На мой взгляд, юмора в романе больше, чем сатиры. Са-

тира склонна обличать (ср. Едкая, злая, острая сатира), тогда как юмор

сожалеет и даже сочувствует (мягкий, добрый и т.п.).

 

В самом деле, отцов или детей обличать Тургеневу? По возрасту,

характеру, образу жизни автор во время написания романа был "отцом".

Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи стоит

желание заменить веру знанием, а пассивную надежду - активными дейс-

твиями, хотя сам он и не принимал максималистского подхода к жизни. Из

неприятия и непонимания родился роман "Отцы и дети". Но это не катего-

рическое отрицание, а желание разобраться. В этом Тургеневу помогают

юмор и сатира.

 

Такой подход Тургенев применяет к каждому своему персонажу,

исключая Одинцову.

 

Роман начинается со сцены приезда Аркадия и Базарова в Марь-

ино, имение Кирсановых. Вспомните, как Аркадий по поводу и без повода

употребляет слово отец, разговаривает нарочито низким голосом, пытает-

ся вести себя развязно, подражая Базарову. Но у него ничего не получа-

ется, все выглядит неестественно, потому что он остался таким же

мальчиком, каким уехал из родного гнезда.

 

Сама усадьба, построенная на открытом месте (результат беспоч-

венных мечтаний Николая Петровича), и ее хозяева, Николай Петрович и

Павел Петрович Кирсановы, вызывают улыбку, но другого рода: грустную,

ностальгическую. Это уходящая в прошлое эпоха старосветских помещиков

и аристократов.

 

С точки зрения Базарова они - чудаки, их жизнь бесполезна для

общества. Гуманистически настроенный Николай Петрович дал крестьянам

волю и этим оказал им медвежью услугу. Его игра на виолончели, вычи-

щенные полусапожки Павла Петровича не способны улучшить жизнь народа,

даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как

бы говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства,

музыки. Братья, внешне такие разные, схожи своей душевной целост-

ностью.

 

Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и по-

эзию вообще, потому что не принимает его идеалов.

 

Над Базаровым автор побаивается шутить. Красные руки, взлохма-

ченные волосы, неуклюжие, но уверенные движения придают внешности Ба-

зарова что-то звериное. У зверя есть воля к действию, есть физическая

сила, есть инстинкт, но у него нет разума. Называть человека разумным,

если тот отрицает опыт прошлых поколений ("мы не признаем авторите-

тов"), нельзя.

 

Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку. Не верящий в любовь по-

любил, его любовь отвергли. Интересно, что умер Базаров не в дороге,

как и следовало бы представителю молодого поколения, а в родном доме,

на руках у "старосветских помещиков".

 

Во всем романе, в целом грустном и добром, как и все, что на-

писал Тургенев, есть только два персонажа, достойных сатиры: Кукшина и

Ситников. Первую Тургенев спрашивает: "Что ты пружишься?" Чего не хва-

тает этому существу с маленьким, красненьким носиком? Почему Кукшина

для поддержания к себе внимания и уважения не делает ровным счетом ни-

чего? Бессмысленно пылятся журналы, которые никогда никто не прочита-

ет, бессмысленно само существование Кукшиной. Не случайно рядом с ней

Тургенев ставит такого пустейшего человека, как Ситников; он и места в

романе занимает меньше всех. Сын трактирщика мечтает сделать народ

счастливым, пользуясь при этом прибылью с заведений своего отца. По-

добные персонажи в литературе называют пародиями. Ситников при Базаро-

ве, как Грушницкий при Печорине (тоже самое можно сказать о Кукшиной и

Одинцовой). Но если Лермонтов использовал образ Грушницкого в качестве

средства для раскрытия образа Печорина, то Тургенев использует отрица-

тельное для придания большего веса положительному.

 

С помощью юмористических и сатирических моментов автор выража-

ет свое отношение к персонажам. В сцене спора и дуэли Базарова и

П.П.Кирсанова юмор переходит в фарс, потому что "дети" не должны уби-

вать "отцов", а "отцы" заставлять "детей" думать так же, как они дума-

ют. Потому что проблема "отцов и детей" вечна, и смотреть на нее надо

с юмором, как это и сделал Тургенев.

 

И.С.Тургенев.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных