ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети".
Роман И.С.Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лаге- рей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. И.С.Тургенев отразил в романе типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли "нового человека", деятеля в пе- риод революционной ситуации в Европе 60-х годов.
Выразителем идей революционной демократии стал Евгений База- ров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.
Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов. Напомним, что герой эпохи 60-х годов был разночинец-демократ, убежден- ный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мысля- щий и независимый. Именно таков Базаров в изображении автора.
Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром арис- тократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ, разно- чинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В столкновении с "барчуками проклятыми" его облик раскрывается пол- ностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противо- поставлен Павлу Петровичу, аристократия одного демократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.
Именно в столкновении с различными персонажами, противопостав- ленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая не- нависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способ- ность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитате- лем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.
Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура неза- висимая, не склоняющаяся ни перед какими аристократами, а подвергающа- яся суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к ес- тественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не яви- лась бы его уделом.
Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это во- обще типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы событи стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. И если любовь к Один- цовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, по- беждает принципы нигилизма. (Ведь Базаров называл любовь "белибердой", презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую: "Нравится тебе женщина, так возьми ее!". Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал романтика в самом себе). То в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сце- ну самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раск- рывается это "грешное, бунтующее сердце" до конца.
Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашивае- мых, и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым.
Сколько бы ни было критических статей по поводу героя "Отцов и детей", и как бы ни трактовался образ Базарова, лучше всего сказал о своем "самом любимом детище" сам автор: "Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполо- вину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обре- ченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии бу- дущего".
И.С.Тургенев. Аркадий и Базаров.
После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети" вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных ла- герей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что "плебей" Базаров все время издева- ется над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничав- ший в журнале "Современник", назвал Базарова "асмодеем нашего време- ни".
Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И.С.Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который при- шел на смену передовому дворянству.
Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл. С од- ной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической ли- тературы, с другой, - конфликт двух социально-политических сил, дейс- твовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.
Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы можем их отнести.
Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов-разно- чинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.
Центральное место в романе занимает фигура нового человека - Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, ко- торые "драться хотят". Другие - люди старшего поколения, которые не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова. Они изобра- жены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интереса- ми. В романе представлены дворяне и разночинцы 2-х поколений - "отцов" и "детей". Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чужой ему среде.
В Марьине Базаров - гость, который отличается своим демократи- ческим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в глав- ном - в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-та- ки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал повто- рять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки. Разница между героями видна в их поведении в "империи" Кирсано- ва. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритс- твует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естествен- ные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на прак- тике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни Рос- сии 60-х годов, значит,Базаров идет в ногу со временем. Аркадий - со- вершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой, а для Базарова - не сидеть сложа рук, трудиться, двигаться.
Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пы- тается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском бы- ту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.
Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно "ученик" выходит из-под власти "учите- ля". Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. "Ты, нежная ду- ша, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато База- ров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению "отцов".
Писарев очень точно оценивает причины разногласий между "уче- ником" и "учителем", между Аркадием и Базаровым: "Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спа- совал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов".
Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.
Н.А.Некрасов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|