Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание" ).




 

Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских

писателей. О Петербурге дворцов, палат, символе петровской эпохи писал

А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), А.Бе-

лый ("Петербург"), А.Блок, А.Ахматова, О.Мандельштамм.

 

В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к

Гоголю и Некрасову. Особенно близок Некрасов к изображению Петербурга

Достоевского. В романе "Преступление и наказание" мы встречаемся не с

парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами,

облитыми помоями, дворами - колодцами, напоминающими душегубку, город

облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором

невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он -

соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий. Он свиде-

тель кошмарных снов, преступлений, человеческих трагедий.

 

Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих

интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на

запахи и символические цвета. Так, желтый цвет - символ болезни, нище-

ты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате ста-

рухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, жел-

тая "похожая на шкаф или на сундук" каморка Раскольникова, дома окра-

шены в желто-серый цвет, Соня Мармеладова пошла "по желтому билету",

женщина -самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате

Сони, "мебель желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Пет-

ровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина

 

Эти детали отражают безысходную атмосферу существования глав-

ных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых со-

бытий.

 

Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет "фамильного"

мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Иванов-

на, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно

страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупи-

тельную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: "Бог сам знает,

как я страдала...". Отправляясь за Раскольниковым, который идет созна-

ваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова

принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпило-

ге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в

этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет

страданий и надежды главных героев произведения, превозмогает желтый

цвет больного Петербурга. В их больных лицах засияла "заря обновленно-

го будущего", они готовы воспринимать новую жизнь.

 

Итак, образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и

наказание" символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном,

на котором разворачиваются события романа, с другой, является сам

действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а

также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

 

Ф.М.Достоевский.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных